Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна
Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека (см. Хрестомат. 11.3).
Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в "Основах общей психологии", где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. "Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. С. 683). В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как "высшие личностные образования" (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 221), которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности.
В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. "Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности" (Абульханова К.А., 2000. С. 18).
Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены С.Л. Рубинштейном в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую разработку они получили в работах 50-х г. - "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Это понятие позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности. "В общей проблеме детерминации поведения человека эта рефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней" (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 79-80).
Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.
- Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
- психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
- личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
- жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.
С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни.
Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма. В новой трактовке он звучал как соотношение внешнего и внутреннего, во взаимосвязи которых все возрастающую роль играет именно внутреннее. "Общий принцип решения проблемы внешнего и внутреннего, сформулированный мною, - пишет С.Л. Рубинштейн, - еще в "Бытии и сознании", заключается в соотношении самоопределения и зависимости от другого: внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления.. При этом, строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния" (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 29). Основными формами активности являются инициатива и ответственность. Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность (по Рубинштейну) как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей (Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.).
Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции - функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания. Такая трактовка сознания содержится в более ранних работах Рубинштейна. Позднее, в книге "Бытие и сознание" сознание стало интерпретироваться с помощью категории идеального. "Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д. как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью. Он критикует идеалистическую попытку оторвать эти знания, образы и т.п. от их объекта" (Абульханова-Слдавская К.А., Брушлинский А.В., 1989. С. 121). Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте - в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий. "В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется" (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).
Проблема времени рассматривается Рубинштейном 1) с точки зрения "абсолютного" времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку. Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни. Ученые на протяжении длительного времени вели дискуссию о том, каковы особенности необъективного, по Ньютону, времени и имеет ли последнее право на существование. Это время, помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определили бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять "человечность" времени помогли именно психологи. Они выделили сначала субъективное время, отличное от физического, а затем доказали, что "субъективность" - это просто принадлежность времени субъекту, а отнюдь не субъективистское его истолкование.
Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория субъекта означает высший уровень развития личности. "Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности (по Рубинштейну). Но, поскольку ее развитие осуществляется не "в себе" или "для себя", а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности" (Абульханова К.А., 2000. С. 25). Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование (см. Хрестомат. 11.2).
А.В. Брушлинский утверждал: "Субъектом столь неразрывного, недизъюнктивного единства природного и социального (культуры) становится человек по мере того, как он - будучи ребенком, подростком и т.д. - начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д. Первый существенный критерий становления субъекта - это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов. Следующий наиболее важный критерий - это выделение детьми в возрасте 7-10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.)" (Брушлинский А.В., 2002. С. 12-13).
Проблема критериев в становлении субъекта является продолжением исследований, начатых в этой области С.Л. Рубинштейном. Она выводит 1) на проблему уровней психической организации и 2) на вопрос об определении личности как субъекта деятельности.
Первая проблема является дискуссионной и продолжает обсуждаться в психологической литературе (Сергиенко Е.А., 2003. С. 115). Вторая также разработана не окончательно, но при этом ряд определений понятия субъекта все же имеется. Так, согласно А.В. Брушлинскому, субъект - это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект - более широкое понятие, чем человек. Субъект есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека (Брушлнский А.В., 1999).
Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя" (Анцыферова Л.И., 2000. С. 211).
Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. "Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям" (Абульханова-Славская К.А., 1981. С. 35), не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она "начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху" (Там же. С. 36). Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. "Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…" (Там же. С. 36).
Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.
Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л. Рубинштейном в разные периоды своей творческой жизни, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1059;