Вопрос 5. Развитие конституционной теории и практики в дореволюционной России и СССР
Конституционное развитие России в XX в. сопровождалось несколькими кардинальными изменениями всего основ существования общества и государства. Действовавшие конституции по-разному отражали баланс политических сил и имели неодинаковое социально-политическое содержание.
Конституционный процесс получил в России первые реальные политико-правовые результаты в начале XX в., 6 августа 1905 г. Манифестом Николая II была учреждена Государственная Дума. 17 октября 1905 г. был издан новый Манифест, в котором подданным предоставлялся минимальный набор гражданских прав и свобод. В результате борьбы конституционных демократов с самодержавием и реформаторских усилий представителей прогрессивной бюрократии появились Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.
Традиционными ценностями царской России были православие, самодержавие, народность. Конституционная реформа 1905-1906 гг. была направлена на защитную модернизацию монархии. Следствием ее стало развитие ограниченных представительных начал в управлении государством на общенациональном уровне.
Политическое значение Основных законов 1906 г. заключалось в том, что они предусматривали введение ограниченной монархии. Такая форма правления давала возможность ограничивать власть императора силами аристократии и демократии.
Российский вариант ограниченной монархии не основывался на принципиальном социальном компромиссе между либералами и сторонниками прогрессивной бюрократии, что имело трагические последствия как для института монархии в целом, так и для российского либерализма. Россия продолжала включала в себя различные народы и нации с особым статусом территорий, которые они занимали. Представительство в Думе жителей различных территорий (Польши, Северного Кавказа, Средней Азии) основывалось не на принципе равенства, а являлось продолжением прежней имперской политики.
Основные законы 1906 г. в совокупности с учреждениями Государственного совета и Государственной думы, а также положением о выборах в Государственную думу конституировали значительный перевес дворянства в верхней законодательной палате. После изменения порядка выборов в Государственную думу 3 июля 1907 г. сильные позиции дворянства были восстановлены в «народной» палате первого российского парламента. Вместе с тем другие социальные слои — крестьянство, рабочие имели своих представителей во всех Государственных думах. Законы 1906 г. допускали участие в политической жизни страны различных политических сил и социальных слоев при доминирующем положении государственной бюрократии и дворянского представительства.
После Октябрьской революции существенно меняется понимание смысла и предназначения конституции в жизни государства и общества. Победа большевиков, постепенное, но неуклонное построение однопартийного государства, устранение политических оппонентов под предлогом их контрреволюционной деятельности стали условиями реализации при построении Советской республики взглядов В. И. Ленина на конституцию, государство и право.
Первой Конституцией России стала Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.
В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. Сроки их действия составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает относительную стабильность строя.
Ленинские установки на сущность конституции стали методологической базой для всей теории социалистической конституции как особого исторического типа. Сущность советских конституций не была постоянной, начиная от первой Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1977 г., но вместе с тем сохраняла черты преемственности, свойственные всем социалистическим конституциям.
Первая советская конституция отразила и воплотила политическое развитие революционного авторитаризма. Конституция закрепляла новую политическую реальность союза рабочих и крестьян в целях увеличения народного блага. Забота о народном благе вручалась революционному авангарду - коммунистической партии, представители которой, совмещая партийные и государственные посты, применяли авторитарные методы господства. Классовый подход к конституции служил обоснованием применения насилия к социальным слоям, не разделявшим цели революционного перехода к социалистическому обществу.
Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг., а также в конституциях союзных республик, в частности, в Конституциях РСФСР 1925 и 1937 гг. В процессе политической эволюции социальная основа диктатуры пролетариата постепенно расширялась. Во-первых, были ликвидированы социальные слои, возникающие вследствие свободы экономической деятельности, которая была запрещена в Советском государстве. Во-вторых, через систему местных советов простые слои населения были привлечены к участию в управлении государством под политическим контролем правящей партии большевиков. В-третьих, социальная политика Советского государства способствовала росту благосостояния советских граждан, хотя компартия оставалась главным интерпретатором того, что считалось «общим благом».
В целом же «для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол»[10].
После смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.
Доктрина общенародного государства была призвана показать изживание классовых противоречий внутри советского общества, которое основывалось, как утверждала официальная идеология, на союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Политический союз двух классов и прослойки (интеллигенция в марксистском понимании не могла быть классом по определению) свидетельствовал о том, что советская конституция достигла своего наивысшего развития и имела максимально широкую социальную базу. Отсутствие социальных слоев, способных выражать несогласие или противостоять конституции, создавало видимость всеобщего согласия и политического одобрения социального и правового порядка.
Расширение политического участия советских граждан через систему Советов сопровождалось сохранением политического единства партии и государства. Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер, т. е, они провозглашали принципы, которые фактические не осуществлялись в жизни и для реализации которых не создавался соответствующий механизм.
Однако подлинные выборы на альтернативных началах появились только после 1989 г. на союзном уровне и после 1990 г. в России.
Конституция общенародного государства сохранила традиционно советский подход к соотношению коллективного и индивидуального. Она носила преимущественно коллективистский характер и ставила интересы государства и общества выше интересов личности. Конституционные личные и политические права и свободы, широко закрепленные в конституционном тексте, не имели развернутого механизма гарантий как на законодательном уровне, так и на уровне судебной защиты. Определенным шагом вперед с формальной стороны стало изменение местоположения в структуре Конституции СССР 1977 г. раздела о взаимоотношениях государства и личности. Он стал занимать второе место после основ общественного строя и политики. Если Конституция СССР 1936 г. содержала 16 статей в главе X об основных правах и обязанностях граждан, то Конституция СССР 1977 г. включала 37 статей в разделе «Государство и личность».
После августа 1991 г. распад СССР оказался неизбежным, что привело к прекращению действия Конституции СССР 1977 г. с изменениями и дополнениями. Возвращение России статуса суверенного государства превратило Конституцию РСФСР 1978 г. с изменениями и дополнениями из конституции крупнейшей, но все же одной из союзных республик в Основной Закон самостоятельного государства.
В переходный период с 1990 по 1993 г. продолжала действовать Конституция РФ (1978 г.) с многочисленными поправками в условиях политического противоборства реформаторских сил и сил, стремившихся реанимировать советскую политическую систему. Принятая для монолитного общества в условиях политической гегемонии правящей партии, эта конституция была явно не приспособлена для умиротворения политических конфликтов правовыми средствами. Многочисленные поправки отражали разновекторные стремления различных политических сил, представленных на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РФ. Конституция не смогла погасить противостояние законодательной и исполнительной властей, не выдержав изменения баланса политических сил и нараставшей социально-политической напряженности.
[1] См.: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. С. 490.
[2] Сравнительное конституционное право: Учебное пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2002. С. 43.
[3] Кабышев В. Т., Пряхина Т. М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вести. Саратовской гос. академии права. 1995. № 2. С. 32.
[4] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 164.
[5] Там же.
[6] Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003. С. 24.
[7] Богданова Н.А. Указ. соч. С. 164.
[8] Спекторский Е.В. Что такое конституция? М., 1917. С. 8.
[9] Боброва Н.А. Указ. соч. С. 49.
[10] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 12.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2272;