Поиск путей реформирования советского общества в 1953—1964 гг.
Смерть Сталина открыла новую эпоху в истории нашей страны.
Уже на первом после похорон Сталина Президиуме ЦК 10 марта 1953 года Маленков, выступивший с критикой центральной печати, подытожил: «Считаем обязательным прекратить политику культа личности». В июле на Пленуме ЦК Маленков сделал новое уточнение: «...Дело не только в пропаганде. Вопрос о культе личности прямо и непосредственно связан с вопросом о коллективности руководства. Мы не имеем права скрывать от вас, что уродливый культ личности привел к безаппеляционности единоличных решений и в последние годы стал наносить серьезный ущерб делу руководства партией и страной».
Вслед за словами Маленкова последовали дела. Началась реабилитация репрессированных при Сталине. Уже в 1953 году было прекращено «дело врачей», позднее ликвидировано Особое совещание при МВД и другие внесудебные органы. В апреле 1954 года было пересмотрено «Ленинградское дело». Годом позже началась реабилитация по политическим процессам 30-х голов.
В реальной политике наметился поворот.
Этот поворот необходимо было закрепить решениями экономического характера. В августе 1953 года на сессии Верховного Совета СССР Маленков выступил, по существу, спрограммной речью, в которой он определил основное содержание своей экономической политики: «Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у насесть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления».
Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую «подпитку» отраслей производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.
Другим ключевым пунктом новой экономической программы было решение продовольственной проблемы, а вместе с тем и решение вопроса о выводе сельского хозяйства из затяжного кризиса. Исчерпав последние резервы энтузиазма, деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула.
Материалы августовской сессии Верховного Совета, более детально разработанные последующими пленумами ЦК, предусматривали снижение сельхозналога (на 1954 г. — в 2,5 раза), списание недоимок по сельхозналогу за прошлые годы, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка.
В феврале 1955 года на сессии Верховного Совета Маленков официально попросил об отставке. Председателем Совета Министров стал Булганин, но явное лидерство уже принадлежало Хрущеву как первому секретарю ЦК КПСС.
Звездным часом Хрущева принято считать XX съезд КПСС. 25 февраля 1956 года — последний день работы XX съезда.
Хрущев вышел на трибуну с докладом «О культе личности и его последствиях». Было сказано об отступлении от принципов демократизма и о нарушениях законности, о порочных методах партийного и государственного руководства. Но объяснение причин возникновения подобных явлений было дано в русле старой традиции, указывающей на наличие капиталистического окружения и трудности построения социализма в одной стране. Принципиально новым стало выделение в качестве немаловажного для судеб страны фактора субъективного — личности самого Сталина.
Такой преимущественно верхушечный характер критики культа личности, сведение его корней к «злой воле» Сталина не позволил вникнуть в глубь этого явления, рассмотреть его во взаимосвязи политических, экономических и нравственных сторон.
После XX съезда процесс реабилитации репрессированных и восстановление законности пошли более быстрыми темпами. Была ликвидирована система ГУЛАГа, возвращены на места исторического проживания народы, выселенные Сталиным. Но процесс реабилитации не был доведен до конца, и более того, к началу 60-х годов он начал затухать, по мере того как иссякал реформаторский запал у Хрущева.
После XX съезда поведение Хрущева стало гораздо более самостоятельным, что не могло не насторожить других членов Президиума ЦК. В руководстве постепенно сложилась антихрущевская оппозиция, позднее названная «антипартийной группой». Сторонники Хрущева, составлявшие большинство ЦК, одержали победу, а «оппозиционеры» потерпели поражение. Именно с этого момента берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампании тех лет.
Если характеризовать социально-экономическую политику Хрущева, то, на наш взгляд, следует признать, что в целом она была отступлением от той реалистической политики, которая была намечена в 1953—1954 годах. Главный ее порок заключался в том, что Хрущев, приступая к серьезной долгосрочной работе по реформированию общества, не имел, по существу, реальной, развернутой на перспективу теоретической программы. В условиях ее отсутствия на реальную практику оказывали давление настроения нетерпения, требовавшие немедленного исправления всех недостатков «с сегодня на завтра». Это приводило к поспешности и в определении сроков, и в выборе методов достижения намечаемых целей.
Управление экономикой осуществлялось больше политическими методами. Главную причину хозяйственных трудностей и неудач Хрущев видел в «недостатках руководства», неумении и нежелании отдельных руководителей работать с полной отдачей. Отсюда кадровая чехарда, частые, иногда не совсем понятные реорганизации органов управления, которые ничего, кроме лишней сумятицы и имитации бурной деятельности, дать не могли.
В промышленности вновь, как и при Сталине, главное внимание уделялось производству средств производства в ущерб легкой и пищевой промышленности, с упором на голый энтузиазм масс, развитие различных форм соцсоревнования, среди которых особо популярным стало движение за коммунистическое отношение к труду. В конце 50-х годов была ликвидирована промысловая кооперация, которая давала значительную долю товаров народного потребления.
В сельском хозяйстве началась борьба с приусадебными участками колхозников, насаждение агрогородков, образцом которых стал поселок Калиновка — родина Хрущева. Главные капиталовложения, выделяемые сельскому хозяйству, направлялись на освоение целины, в то время как центр России продолжал деградировать. Началась знаменитая кукурузная эпопея, борьба с парами, травопольной системой и т. д.
Апофеозом обоснования Хрущевым цели догнать и перегнать развитые капстраны стала 3-я Программа партии, принятая XXII съездом КПСС осенью 1961 года. Хрущев на этом съезде пообещал, что через 20 лет в нашей стране будет построен коммунизм. Ничего, кроме дискредитации коммунистических идей, такая программа дать не могла.
В то же время реальное положение дел в экономике начало ухудшаться. В 1962 году были повышены розничные цены на продукты питания. В 1963 году состоялась первая закупка хлеба за границей. К 1964 году стало очевидным, что практически выдохлись мероприятия, связанные с некоторой демократизацией общества. В 1962 году в Новочеркасске была расстреляна мирная демонстрация рабочих, протестовавших против повышения цен. Начались преследования представителей творческой интеллигенции (Пастернак, Гроссман и т. д.). К 1964 году недовольство кадровой политикой Хрущева достигло своего предела.
Хрущев был смещен в октябре 1964 года на Пленуме ЦК, который готовился заранее и втайне от него.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 973;