От реформ к стагнации. Советское общество в 1964—1985 гг.
После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, осудившего субъективизм и волюнтаризм Хрущева, был провозглашен курс на научно продуманное руководство экономикой сучетом действующих экономических законов, последовательность и поэтапность проведения преобразований.
Экономическая реформа проводилась во 2-й половине 60-х годов после решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. На этом Пленуме было признано необходимым расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, постепенно перевести их на хозрасчет, усилить экономическое стимулирование за результаты деятельности. Реформабыла задумана как сумма организационно-технических мероприятий, не связанных напрямую с преобразованием экономического базиса, обходились и надстроечные факторы. О половинчатости реформы, например, свидетельствовало то, что одновременно с расширением прав предприятий вновь возрождались отраслевые министерства как органы чисто административного, приказного управления производством.
В результате реформа 1965 года быстро сошла на нет, встретив мощное сопротивление бюрократического аппарата управления и не получив достаточной поддержки со стороны партийного и государственного руководства.
Министерства и их ответвления росли как грибы после дождя, а вместе с ними все больше разрасталась бюрократия. Если в 1957 году в СССР было 37 министерств, то в 1974 — более 60, в 1977 — 80, а к началу 1987 — более 100 министерств и приравненных к ним ведомств.
Если на XXIII съезде КПСС еще шла речь о необходимости отстаивать хозяйственную самостоятельность и инициативу предприятий, то на XXIV съезде говорилось уже о «повышении роли и расширении самостоятельности министерств и ведомств». Эта линия была закреплена XXVI съездом КПСС.
В 70-е годы начался новый качественный этап научно-технической революции. В развитых странах в широких масштабах осуществлялась структурная перестройка экономики с упором на новейшие технологии, ресурсосбережение, использование других достижений науки и техники.
XXIV съезд КПСС, проходивший в 1971 году, выдвинул задачу: «Органически соединять достижения научно-технической революции с преимуществами социализма, шире развивать присущие социализму формы соединения науки с производством». По этому вопросу ЦК КПСС только за годы 9-й пятилетки принял около 40 постановлений, но аккумулировать их в действенную научно-техническую политику не удалось.
Показательно, что в стране ежегодно регистрировалось около 200 тысяч законченных научных исследований, внедрялось же в производство не более 25 тысяч изобретений, из них 12 тысяч — только на 1—2 предприятиях. Экономические условия были таковы, что нередко коллективы, создающие и внедряющие новую технику, оказывались в худшем материальном положении, чем те, где ничего не менялось.
В условиях командно-административной системы при приоритете валовых показателей экономическая деятельность строилась не столько вокруг ускорения НТП, сколько вокруг выполнения текущих планов, нередко любой ценой, зачастую путем их корректировки в сторону снижения.
Становилось все более очевидным, что в экономике нужны кардинальные перемены, но в руководстве страны возобладали настроения — как бы улучшить ситуацию ничего не меняя.
Это привело к резкому сокращению доли интенсивных факторов в общем приросте национального дохода с 40% в 1960 году до 25% в 1980 году. За три пятилетки (1970—1985 гг.) темпы роста национального дохода упали почти в 2,5 раза. Все более увеличивался разрыв в научно-техническом развитии со странами Запада. В середине 80-х годов только 28% выпускаемой машиностроением СССР продукции отвечали мировому уровню, а в некоторых отраслях этот показатель был еще ниже. Об этом же свидетельствовала и экспортно-импортная политика. Доля машин в экспорте СССР снизилась с 20,7% в 1960 году до 12,5% в 1985 году. В то же время ввоз машин и оборудования за это время увеличился с 31,1 до 38,2%. Оплачивать расходы приходилось в первую очередь продукцией добывающей промышленности: доля топлива и электроэнергии в экспорте поднялась соответственно с 16,2до 54,4%.
Нарастали противоречия и трудности и в развитии агропромышленного комплекса — традиционно болевой точке советской экономики. Темпы производства важнейших видов сельхозпродукции неуклонно падали с 21% в 8-й до 9% в 10-й и до 6% в 11-йпятилетках.
Исследование социально-экономической ситуации в деревне приводит к выводу, что главной причиной низкой эффективности общественного сельского хозяйства, его стагнации явилось продолжавшееся ущемление экономических интересов крестьянства.
В таких условиях партийное и государственное руководство искало пути решения продовольственной проблемы путем закупок продовольствия за рубежом. За 1970—1987 годы импортные закупки мяса возросли в натуре в 5,2 раза, рыбы — в 12,4, растительного масла — в 12,8, зерна — в 13,8, сахара — в 6,9, масла животного — в 183,2 раза.
Оборотной стороной экстенсивного развития экономики страны был чрезмерный упор на ту часть национального дохода, которая шла на накопление в ущерб потреблению. Основными целями 9-й, 10-й, 11-й пятилеток провозглашалось повышение благосостояния народа. Однако в реальности господствовал остаточный принцип выделения средств по ряду важнейших показателей, от которых зависел уровень жизни народа. Еще с середины 60-х годов удельный вес расходов бюджета на социальные нужды начал постепенно снижаться.
Решение жилищной проблемы тормозилось длительным сокращением капитальных вложений в строительство жилья. Если в 8-й пятилетке они составляли 17,7% от общих объемов капитальных вложений в народное хозяйство, то в 9-й — 15,8%,в 10-й — 14,2%. Еще меньше средств направлялось на сооружение социально-бытовых объектов.
Застой в экономике во многом был связан с особенностями политического развития в это время.
Реальные рычаги власти все в большей мере сосредотачивались в руках аппарата, прежде всего, партийного, который, расширяя свои командные функции, брал на себя решение какважнейших государственных проблем, так и множество повседневных вопросов государственного управления, подменяя советские и хозяйственные органы.
Все вопросы управления страной практически решались вПолитбюро ЦК КПСС и аппарате ЦК КПСС. Именно сюда сходились все рычаги управления делами государства и общества в целом. Решения ЦК оформлялись в виде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Такая же система власти была на местах.
Со второй половины 60-х годов начался откат от тех непоследовательных демократических преобразований, которые проводились во 2-й половине 50-х — начале 60-х годов. Например, под флагом исправления волюнтаристских проявлений в партийной жизни были отменены нормы обновления руководящих партийных кадров, что явилось одной из причин, породивших злоупотребление властью, моральное перерождение многих руководителей.
Была ослаблена роль выборных коллегий партии (конференций, съездов), реальная власть находилась в руках исполнительных органов — бюро, секретариатов. Из-за усиливавшейся неподконтрольности рядовым коммунистам в партаппарате распространялись настроения вседозволенности, самоуспокоенности, стремление приукрасить истинное положение дел.
Одной из самых уязвимых сторон жизни партии в застойное время являлась кадровая политика. Под предлогом «бережного» отношения к кадрам на руководящих постах годами, десятилетиями оставались руководители, не справлявшиеся со своими обязанностями. Одним из проявлений грубых отклонений в кадровой политике явилось распространение протекционизма, выдвижение работников по принципам землячества и личной преданности, на почве чего произрастали подхалимство, различного рода злоупотребления, коррупция.
Это способствовало распространению у некоторой части работников партийного аппарата представлений о непогрешимости партийного руководства. У многих партийных руководителей и в центре и на местах формировалось убеждение, что партия «все может», она выше закона, что вело к волюнтаризму и правовому нигилизму, снижению ответственности за исполнение принятых решений, а главное — за социальную, экономическую и политическую их эффективность. Все это благоприятствовало процветанию командно-приказных, «кабинетных» методов партийного руководства деятельностью Советов, органов государственного и хозяйственного управления, общественных организаций.
Большое внимание в Конституции 1977 года уделялось вопросам советской федерации. В Конституции подчеркивалось, что союзные республики являются суверенными советскими социалистическими государствами, которые объединились в Союз ССР.
Считалось, что национальный вопрос в нашей стране уже решен. Еще в 1972 году Брежнев в докладе о 50-летии образования СССР говорил: «Мы полностью решили национальный вопрос в тех его аспектах, в каких он достался нам от дореволюционного прошлого». Докладчик, правда, добавил, что национальные вопросы выдвигают новые проблемы и задачи, но тут же заявил, что «партия постоянно держит эти вопросы в поле зрения, своевременно решает их в интересах всей страны и каждой отдельной республики, в интересах коммунистического строительства».
В этот же период было немало свидетельств нарастания национальных противоречий, но тогдашнее партийное и государственное руководство делало все возможное, чтобы не выносить сор из избы. Не удивительно, что растущие противоречия привели к кризису в национальной сфере.
Первые попытки на деле отойти от того курса, который вел страну в пропасть, были предприняты Ю.В.Андроповым после избрания его Генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года. На Пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 года им было заявлено, что прежде всего «следует решительно повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины». Требования нового генсека стали осуществляться на практике.
За 15 месяцев (с середины ноября 1982 г. до середины февраля 1984 г.), по данным, опубликованным в печати, было смещено 18 союзных министров и приравненых к ним лиц, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Такие темпы кадровых перемен не наблюдались уже давно.
Усиление требовательности и контроля принесло свои результаты. Во всяком случае статистика говорила об улучшении основных экономических показателей в короткий интервал времени. Однако достигнутый эффект не мог иметь долгосрочного характера. Программы же экономических преобразований, как впрочем, возможно, и политических, за время, проведенное Андроповым на высших постах, у него не сложилось. Приход ему на смену К. У. Черненко означал возвращение к прежним, устоявшимся при Брежневе порядкам.
Вторая половина 80-х и начало 90-х годов явились для Российского государства временем исторического поворота, периодом коренных преобразований во всех сферах жизни общества. Среди высшего партийного руководства появились новые лидеры, осознавшие необходимость проведения реформ. В 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. Горбачев, заявивший о необходимости, обновления и совершенствования социализма.
Однако курс на ускорение социально-экономического развития, который предполагал расширение прав предприятий, повышение качества труда с введением госприемки, выборы руководителей предприятий, разрешение кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, и т. д. не дал ожидаемых результатов. Экономическое положение страны продолжало ухудшаться.
К неожиданным результатам и непредсказуемым событиям привело и стремление новых лидеров провести политическую реформу в СССР. В декабре 1988 г. были приняты новые законы о выборах народных депутатов. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов с ежегодным созывом и постоянно действующим парламентом страны — двухпалатным Верховным Советом. В марте 1989 г. прошли выборы народных депутатов, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов была введена впервые в стране должность Президента как главы исполнительной власти, на которую был избран М. Горбачев. Тот же съезд отменил 6-ю статью Конституции, закреплявшую руководящую роль КПСС в советском обществе. В этот период стали возникать различные политические партии и общественные движения от демократической направленности (Демократическая партия России, Социал-демократическая партия, Конституционно-демократическая и т. п.) до анархических, монархических и националистических партий и движений.
Большое влияние на общественную жизнь оказали выборы новых органов власти в республиках. 12 июня 1991 г. прямым голосованием населения Президентом России был избран Б. Ельцин.
Ослабление власти в центре повлекло за собой активизацию национальных движений в республиках СССР. Новые республиканские власти принимали радикальные решения, не согласовывая свои действия с Центром. Ряд республик, в том числе и Россия, приняла декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Однако стремление к независимости во многих республиках сопровождалось кровавыми вспышками ненависти и насилия на межнациональной и религиозной почве. В 1991 году в СССР насчитывалось около 1 млн. беженцев в различных регионах.
Политическая нестабильность влияла как на экономическую ситуацию в стране, так и на ее положение в международных отношениях, что вынуждало искать очередной компромисс между республиками и Центром. Летом 1991 г. была достигнута предварительная договоренность о подписании соглашения девяти республик и Центра о разграничении полномочий, то есть нового Союзного договора. Однако 19 августа 1991 г., в отсутствие Президента СССР, группа руководителей партии и государства, включая вице-президента, премьер-министра, всех «силовых» министров, объявила о новом направлении политического развития страны с тем, чтобы предотвратить распад СССР, защитить идеалы социализма и спасти страну от падения в пропасть. Они заявили, что берут всю полноту власти в стране в свои руки, а также о введении в ряде регионов страны чрезвычайного положения.
Основные события 19—21 августа развернулись в Москве, где против союзного руководства выступили новые лидеры России во главе с Президентом Б.Ельциным. Члены союзного ГКЧП были арестованы, затем последовал Указ Президента России о приостановке деятельности КПСС на территории России. М.Горбачев подтвердил правомочность этого Указа. Собравшийся в сентябре 1991 г. V Съезд народных депутатов СССР фактически объявил о своем самороспуске. Вслед за этими событиями практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости. Попытки Президента СССР М. Горбачева выработать новый Союзный договор были безуспешны.
8 декабря 1991 г. лидеры "славянских республик" Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета БССР С.С. Шушкевич, Президент УССР Л.М. Кравчук объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединилось еще 8 республик. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР. 26 декабря Верховный Совет СССР официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.
Россия унаследовала от СССР 76% территории, 51% населения, 60% основных производственных фондов, 76% предприятий, производящих средства производства. На ее долю приходится 90% добычи нефти, 73% газа, 63% производства электроэнергии, 80% экспорта сырой нефти и почти 100% природного газа.
Нынешняя Россия по своим параметрам далеко нетождественна бывшему СССР. Ее место и роль в современном мире кардинально изменились. Огромная территория и мощный ядерный потенциал несколько поднимают ее международный статус.
По сравнению с бывшим СССР серьезно изменилось геополитическое положение России. Она потеряла часть своих европейских территорий и оказалась оттесненной дальше в северную и северо-восточную часть Евразии, лишилась большей части удобных выходов в мировой океан. Из-за потери территории Украины, Белоруссии и Прибалтики утрачены наиболее развитые экономически регионы, решавшие задачу обеспечения коммуникационных потребностей РФ. Россия оказалась ослабленной инфраструктурно: к Тихому океану она выходит наименее развитой своей частью, отделена от Западной и Центральной Европы.
Крах СССР создал качественно новую геополитическую обстановку в мире. Рухнула система двоецентрия, когда стабильность в мире поддерживалась в первую очередь взаимоотношениями двух ядерных сверхдержав — СССР и США.
Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее зарубежье (страны СНГ и другие республики бывшего СССР) и дальнее зарубежье. Российское руководство 1992-1993 гг. отдавало предпочтение дальнему зарубежью. В центре политики было налаживание и укрепление российско-американских отношений.
Правительство России стало искать экономическую опору в Западных странах и США для поддержки проводимых в стране рыночных реформ. Заняв место СССР в ООН и СБСЕ, Россия продолжила линию, которой придерживалось союзное руководство в последние годы своего существования.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем принципиальное отличие целей и итогов первой послевоенной пятилетки по сравнению с довоенными?
2. Что характерно для послевоенной политики правительства в области идеологии и культуры и чем она была вызвана?
3. Укажите причины нарастания негативной ситуации в экономике в общественно-политической жизни СССР в 70-х начале 80-х годах.
4. Какие новации предложил Горбачев в политике и экономике?
5. Можно ли было «спасти» Советский Союз?
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 3032;