Методические рекомендации. Изучение данной темы дает возможность выявить специфику древнеиндийской политической мысли, ее этический характер и аполитичную

Изучение данной темы дает возможность выявить специфику древнеиндийской политической мысли, ее этический характер и аполитичную, асоциальную направленность. Для понимания философии, лежащей в основе представлений о политике, боль­шое значение имеют религиозно-этические принципы, которыми про­никнуты наставления Ману. Поэтому анализ текста целесообразно начать с рассмотрения основных категорий древнеиндийской общественной мысли.

Далее необходимо обратиться к разбору социальной структуры древнеиндийского общества, его варновой (не кастовой) организации. «Законы Ману» отличается четкой ориен­тацией на социально-групповую иерархию общества, на ее обосно­вание и носит откровенно брахманистский характер, закрепляя значительные социальные привилегии за сословием брахманов. В связи с этим представляет интерес отношения брахманов с варной кшатриев, представители которой являлись носителями светской власти. Несмотря на то, что «Зако­ны Ману» повторяют традиционные положения о царской власти (царь здесь изображен как умелый военачальник, администратор, судья), при этом с особой тщательностью здесь разработана идея о божествен­ном характере функций царя. Следует обратить внимание на то, что царь, осуществляя государственное принуждение, является воплощением потребности в Наказания, обозначаемом с большой буквы. Поэтому в некоторых местах сборника царь и наказание метафорически взаимозаменяются.

В рамках темы важно также рассмотреть условия возникновения, структуру «государства без изъянов», а также систему судопроизводства в древнеиндийском обществе.

 

Глоссарий: дхарма, Веды, Брахма, шастра, брахман, кшатрий, вайшья, шудра, дваждырожденный, мантра, гуру, ашрам.

 

«Манава-дхарма-шастра» – обширный сборник на санскритском языке, приписываемый Ману, который в мифической брахманской традиции является прароди­телем людей и всего живого на земле. Сборник состоит из 12 глав и содер­жит около 2.700 статей, сформулированных для лучшего запоминания в стихах. По установившемуся обыкновению, в переводах на новые языки он известен под неточным заглавием: «Законы Ману». Однако это не сборник законов, а очень авторитетная в древней Индии «Дхармашастра», составленная одной из богословских брахманских школ. «Дхармашастрами» назывались сборники, которые содержали перечни предписаний и пра­вовых норм, рекомендуемых для исполнения, но не обязательных, посколь­ку они не были сборниками законов. Дошедшая до нас редакция «Законов Ману» очевидно не древнее II в. до н. э. Но создавались они на протяже­нии веков и поэтому отражают отношения и более раннего времени. В связи с большим объемом сборника ниже следует выборочный текст из «Законов Ману», но при сохранении последовательности глав и статей, чтобы студент мог лучше представить композицию и характер «Манавадхармашастры» в целом.

Текст подготовлен к печати и отредактирован Н.Н. Козловой на основании издания «Законы Ману». Перевод С.Д. Эльманович. СПб., 1913.

«ЗАКОНЫ МАНУ»

Из главы I

5. Этот (мир) неведомый, непреодолимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой.

6. Тогда божественный Самосущий невидимый, (но) де­лающий (все) это – великие элементы и прочее – видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму.

24. ...(он создал) время и разделение времени, звезды и также планеты, реки, океаны, горы, равнины и неровности.

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение (Веды)[306], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

93. Вследствие происхождения из наилучшей части тела (Брахмы)[307], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.

100. Все, что существует в мире, – это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

102. С целью определения обязанностей его брахмана и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру.

107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

Из главы II

31. (Именем) брахмана пусть будет (слово) благоприятствующее, кшатрия – исполненное силы, вайшия – соединенное с богатством, но у шудры – презрительное.

36. На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение для брахмана, на одиннадцатом от зачатия – для кшатрия, на двенадцатом от зачатия – для вайшия.

169. Согласно наставлению священного откровения для дваждырожденного[308] первое рождение – от матери, второе – при повязывании поясом из травы мунджа, третье – при посвящении на совершение жертвоприношения.

Из главы III

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для кшатрия – те (обе) и своей (варны), для брахмана – те (три), а также своей (варны).

15. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомство к положению шудры.

(далее описываются формы бракосочетания для четырех варн)

Из главы IV

1. Дваждырожденный, прожив первую четвертую часть жизни у гуру[309], вторую часть жизни, пусть женившись, живет в своем доме.

2. Пусть брахман, прибегнув к такому способу снискания средства существования, какой (достоин его), живет без вре­да для живых существ или по крайней мере с малым вредом, кроме крайних обстоятельств.

64. Пусть не пляшет, не поет, не играет на музыкальных инструментах, не допускает беспорядочных телодвижений, не скрежещет зубами, не рычит, – даже будучи возбужденным.

138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

164. Нельзя поднимать палку, на другого, разгневанный пусть не бьет его; иначе (обстоит дело) в отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления.

165. Дваждырожденный (даже) только пригрозив брах­ману убить его, сто лет пребывает в аду...

167. Человек, пролив по неразумию кровь несражающегося брахмана, подвергается после смерти величайшему му­чению.

173. Если (наказание падает) не на самого (преступника, то) на сыновей, если не на сыновей, (то) на внуков, но со­вершенная дхарма не остается без последствий для соверша­ющего (ее).

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

Из главы V

97. Так как царь поставлен владыками мира, то для него не существует нечистоты; ведь чистота и нечистота смертных обязана своим происхождением и устранением владыкам ми­ра.

106. Из всех видов чистоты наивысшей считается чисто­та (при приобретении) богатств, ибо чист (лишь) тот, кто чист (при приобретении богатств), а не очистившийся (толь­ко) землей и водой.

147. Женщиной – в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в (собственном) доме.

148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, по смерти мужа – (под властью) сыно­вей: пусть женщина (никогда) не пользуется самостоятель­ностью.

154. Муж, (даже) чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог.

Из главы VII

1. ... Какой образ жизни следует вести царю, каково его происхождение и каков (путь достижения) высшего успеха.

2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

3. …Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).

4. … извлекши вечные частицы Индры, Анилы, Ямы, Солнца, Агни, Варуны, Луны и владыки богатств[310].

5. Так как царь был создан из частиц этих лучших из бо­гов, он блеском превосходит все живые существа.

6. Как солнце, он жжет глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть на него.

8. Даже (если) царь – ребенок, он не должен быть прези­раем (думающими, что он только) человек, так как он – великое божество с телом человека.

9. Огонь сжигает только одного человека, неосторожно приближающегося, огонь же царя сжигает семейство со ско­том и накопленным имуществом.

12. … Кто по глупости ненавидит его, несомненно погиба­ет, ибо царь быстро принимает меры для его гибели.

13. … Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму – нежелательную для нежелательных.

14. Для этого владыка с самого начала создал сына – Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.

15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).

16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

18. Наказание правит всеми людьми. Наказание же охра­няет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объяви­ли Наказание (воплощением) дхармы.

19. Наложенное надлежащим образом после (должного) рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рас­смотрения – губит все.

20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на за­служивающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на веретеле.

21. ...никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.

23. Боги, данавы, гандхарвы, ракшасы[311], (существа), летающие и ползающие, служат пользе только принуждаемые Наказанием.

24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.

25. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожа­ющее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает.

32. В своей стране надо вести себя правильно, строго на­казывать врагов, быть прямым по отношению к верным друзь­ям, преисполненным терпения к брахманам.

37. Царь, встав утром, пусть почтит брахманов, знатоков тройственного знания[312], мудрых в управлении и поступает по их (советам).

54. Надо назначить семь или восемь сановников, наслед­ственных, знатоков шастр, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных.

57. Узнав мнение каждого из них – в отдельности или со­вместно, следует самому выбирать при исполнении дел по­лезное для себя.

58. Но с отличнейшим из всех них ученым брахманом пусть царь держит самый важный совет...

70. Надо жить царю, выбрав крепость, окруженную на расстояние выстрела из лука пустым пространством, име­ющую земляные укрепления, защищенную водой или деревь­ями, людьми или горами.

75. Нужно, чтобы она изобиловала оружием, деньгами, зерном, перевозочными средствами, брахманами, ремесленни­ками, машинами, фуражом и водой.

80. Ежегодный налог следует изымать через верных (слуг); надо относиться с полным уважением к обычаям, (существующим в народе, (и) поступать с людьми, как отец.

81. В разные места следует назначать разных опытных надзирателей; пусть они за него наблюдают за всеми работа­ми, исполняемыми людьми.

87. Царь, охраняющий народ, будучи вызван (на бой вра­гом) равным, более сильным или более слабым, исполняя дхарму кшатрия, пусть не уклоняется от битвы.

90. Сражаясь в битве, не следует поражать врагов веро­ломным оружием – ни зубчатым, ни отравленным, ни рас­каленным на огне.

96. Кто (лично) захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик деньги, зерно, скот, женщин, всякое (прочее) добро и недрагоценный металл – это его.

97. Пусть (воины) отдадут лучшую долю царю: так ска­зано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть ца­рем распределено между всеми воинами.

102. Следует всегда быть готовым к войне, всегда обна­руживать силу, скрывать тайны, выслеживать слабости врага.

103. Весь мир страшится всегда готового к войне, поэто­му все живые существа следует подчинить именно силой.

111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд (воинов) посреди двух (деревень), трех, пяти, а также сотен деревень.

115. Следует назначить старосту для (каждой) деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.

116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью – управителю два­дцатью.

117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает упра­вителю сотни, а управитель сотни деревень – лично управи­телю тысячи.

118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно – пища, питье, топливо и т. д. – то пусть соби­рает деревенский староста.

119. Управитель десятью пусть пользуется одной кулой[313], управитель двадцатью – пятью кулами, управитель над сот­ней деревень – деревней, управитель тысячи – городом.

120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник царя – верный и неутомимый.

123. Ведь слуги царя, назначенные для охраны (народа), бывают большей частью порочными, стремящимися к захва­ту чужой собственности; от них нужно защищать этот народ.

127. Рассмотрев (цены при) покупке и продаже, длину пути, (издержки на) пищу, приправу и охрану имущества, пусть царь заставит торговцев платить налог.

128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавли­вать налоги, чтобы пользовался плодом и царь и исполняю­щий работы.

130. Царем может быть взята пятидесятая часть скота и золота, а также восьмая, шестая или же двенадцатая часть зерна.

131. Он может также взимать шестую часть древесины, мяса, меда, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов.

132. Листьев, зелени, трав, шкур и плетеных изделий, глиняных сосудов и всего, сделанного из камня.

133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с зна­тока Веды, не должен умереть от голода знаток Веды, жи­вущий в его стране.

138. Царь может заставить исполнять работу один (день) каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.

139. Не следует подсекать корень свой и других чрезмер­ной жадностью, ибо подрубающий корень губит себя и других.

144. Высшая дхарма кшатрия – охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды [имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных] (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.

154. (Надо поразмыслить царю) тщательно о всех восьми видах деятельности[314] и пяти разрядах шпионов[315], о предан­ности и неверности, а также поведении круга (пограничных владетелей).

198. Надо стараться одолеть врагов мирными переговорами, подкупом, внесением раскола – всеми (этими средства­ми) или (каждым) в отдельности – и никогда битвой.

199. Поскольку обеим сражающимся в битве сторонам ис­ход ее – победа или поражение – неизвестны, то следует из­бегать битвы.

201. Победив, следует почтить богов и добродетельных брахманов, даровать льготы и объявить об отсутствии опас­ности.

223. Совершив вечерние обряды, вооруженный, пусть во внутреннем покое выслушивает (донесения) о деятельности тайных осведомителей и шпионов.

Из главы VIII

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.

4. Из них первое – неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.

5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.

6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.

7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об расклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда сле­дует назначить ученого брахмана для их разбора.

10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями, пусть разбирает дела того (царя), сидя или стоя.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

27. Царю полагается охранять имущество ребенка – наследство и прочее – пока он не вернется из дома гуру или не выйдет из малолетства.

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

29. Добродетельному царю надо наказывать как воров тех родственников, которые захватывают (их имущество) при их жизни.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

39. Царь получает половину старинных кладов и руд, (найденных) в земле, вследствие охраны (страны) и так как он властитель земли.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого [то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в «достижении неба»], свидетеля, место, время и обстоятельства.

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – также дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много – вследствие непостоянства женского ума.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшатрия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

124. Ману, происшедший от Самосущего, назвал десять объектов наказания, но брахман может удалиться невре­димым.

125. (Эти объекты): орган деторождения, чрево, язык, обе руки и пяты – обе ноги, (а также) глаз, нос, оба уха, имуще­ство и туловище.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан)[316]; вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия – двадцатью пятью; шудры – штрафом в двенадцать пан.

270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, – тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).

302. Пусть царь проявляет крайнее старанье в обуздании воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

322. (Для крадущего) более пятидесяти (пал)[317] полагается отсечение рук...

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.

341. Дваждырожденный путник, лишенный средств суще­ствования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два (съедобных) корня, не должен платить штраф.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, (даже) гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде.

352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.

353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должны быть охраняемы.

379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

402. Каждый раз по прохождении пяти ночей или двух недель царю надо в присутствии купцов устанавливать цены.

414. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождает­ся от обязанности услужения; ведь оно врождено для него, поэтому кто может освободить его от этого?

416. Жена, сын и раб – трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

Из главы IX

264. Дома собраний, водоемы, пекарни, публичные дома, питейные заведения, харчевни, перекрестки, деревья при святилищах, праздничные сборища и зрелища...

266. ...такого рода места царю надо проверять для удер­жания воров...

270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.

272. Назначенных для охраны в областях и получивших указание соседей, (но) бездействующих при нападении гра­бителей надо немедленно наказывать, как воров.

277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

279. Разрушившего (плотину) пруда надо умертвить в воде, или простой казнью, или же пусть тот восстановит (раз­рушенное) и должен быть принужден уплатить высший штраф

280. Взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы надо казнить без промедления.

288. Все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных пре­ступников.

298. При помощи шпионов, демонстраций силы и выпол­нением (разных) мероприятий царю следует постоянно опре­делять свою силу и силу врага.

322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают в этом мире и в ином

334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.

Из главы X

4. Брахманы, кшатрии и вайшии – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.

63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн – объявил Ману.

97. Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий (исполнением) чужой дхармы, немедленно становится изгоем.

115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.

116. (Имеется) десять средств существования: знания, ремесло, работа за плату, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня, ростовщичество.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные варны древнеиндийского общества и определите их социальное положение, опираясь на текст.

2. По каким социальным параметрам происходит деление на варны?

3. Какую роль играет институт брака в древнеиндийском обществе?

4. Какие аргументы приводит автор в пользу превосходства варны брахманов?

5. Как возникает государство? В чем состоит его социальное назначение?

6. Какие элементы образуют государство и какова их роль?

7. Какие должности существовали в древнеиндийском обществе для управления деревнями?

8. Какие функции выполняет царь? Почему функции царя, как правило, связаны с наказанием?

9. Раскройте характеристики царя.

10. Как Ману предписывает относиться к войне?

 

 


VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ «АРТХАШАСТРЫ» («Наука политики»)

План занятий:

1. Деятельность и функции царя.

2. Управление и право.

3. Проблемы войны и дипломатии.

Источник:

1. Артхашастра или Наука политики. М.; Л., 1959, М., 1993.

2. «Искусство политики». Артхашастра Каутильи // История и культура Древней Индии. Тексты. М., 1990. С.106-128.

3. http://grachev62.narod.ru/Hrest/Arthash.html

Литература:

1. Байков И.П. Артхашастра – памятник большой исторической ценности // Артхашастра, или наука политики. М., 1959. С. 538-560.

2. Кальянов Я. И. «Артхашастра» – важнейший памятник индийской культуры // «Артхашастра», или наука о политики, М., 1959. С.501-537.

3. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра»: Проблемы социаль­ной структуры и права. М., 1984.

4. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.

5. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

 

Методические указания:

Изучение данного текста необходимо рассматривать в связи с идеологическими запросами набирающей мощь империи Маурьев. «Артхашастра» отражает политическую реальность того времени – возвеличивание царской власти и оправдание имперских тенденций. Причем, автор рисует политическую организа­цию, близкую к реальности, с острыми противоречия­ми, интригами, разработанной системой шпионажа.

В тексте следует выделить пласт проблем, традиционных для индийской п/ой мысли: о дхарме, об обязанностях правителя в различных областях, об отеческой заботе о поддан­ных, о недопустимости произвола, о связанности царя дхармой и т. п. В то же время Каутилья развивает положение о неподвластности политики нравственным соображениям.

Самое главное в трактате – техническая сторона ис­кусства политического правления, которое стали предметом тщательного обсуждения в «Артхашастре». Здесь необходимо выделить правила пользования «жезлом», искусство обуздания чувств, скрупулезно разработанные критерии подбора аппарата чиновников, использования политических и иных знаний для успешного управления государством, в частности, техник манипуляции сознанием подданных и многое другое.

Следует обратить внимание на образ идеального государя как на атрибут идеального государства, а также тщательно выписанный автором трактата распорядок жизнедеятельности царя.

 

Глоссарий: Школа Манава, школа Брихаспати, школа Ушанаса, санкхья, йога, локата, Веды, дважды рожденный, итихаса (пураны, итивритта, акхяйика, удахарана, дхармашастра, артхашастра).

 

Артхашастра, или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве») – политико-экономический трактат древней Индии. Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнеиндийского общества и является энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.

Артхашастра, согласно индийской традиции, приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), жившему в IV-III вв. до н.э. Однако, по данным современной исторической науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.

Современной науке текст Артхашастры стал впервые известен в 1905 г., когда индийский ученый Р.Шамашастри начал публиковать переводы на английский язык отдельных фрагментов этого памятника. Перевод на русский язык являлся коллективным трудом: С.Ф. Ольденбург, Е.Е. Обермиллер, А.И. Востриков, Б.В. Семичев, В.И. Кальянов. Текст подготовлен к печати Н.Н. Козловой по изданию «Артхашастра». М., 1959.

«Артхашастра»








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1202;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.069 сек.