Методические рекомендации

Особенности данного текста, составленного в виде пророчества, представляют серьезные трудности при выяснении реальных обстоятельств описываемых в нем событий. По мнению большинства историков, в документе изложены события действительных социальных катаклизмов, потрясших долину Нила примерно в середине XVIII в. до н.э. Однако выявить данный пласт информации источника непросто, поскольку форма их изложения затрудняет систематизацию многочисленных данных и их анализ.

Именно поэтому работа студента при изучении данного документа должна учитывать два обстоятельства: 1. Те аспекты, которые относятся к характеристике источника (его структуру, время создания, позицию автора, жанровые особенности, влияние религиозных представлений на содержание текста); 2. Реконструкцию причин, хода и итогов восстаний. Благодаря такому разделению информации станет возможно оценить литературное и документальное значение «Речения…» как исторического источника. В связи с работой над этой темой студент должен быть готов к тому, что не все вопросы, которые у него возникнут, получать адекватное объяснение – в египтологии до сих пор нет однозначных оценок данного, несомненно, выдающегося памятника.

Глоссарий: Гробничная надпись, Верхний Египет, Нижний Египет, ном, номарх, фараон, Осирис, Гор, Ра, чати, херихеб, рабочие отряды, челядь, бак, иммунитетная грамота, Древнее царство, Среднее царство, жречество.

Речение Ипусера (Лейденский папирус № 344)

Введение

I

(1)... [приставленные к] вратам (говорят): «пойдем и будем грабить». Изготовители сладостей (2)... прачечники отказываются исполнять свою работу. Эмали (3) [ровщики]... [лов]цы птиц строятся в боевые ряды (4)... [жители Д]ельты несут щиты, пивовары (5)... Человек видит в сыне своего вра­га. Восстает (6)... (7)... Судьба, предназначенная вам (еще) во время Гора, в век (8) [Эннеады[90] ...совершается]... Доб­лестный муж идет, скорбя о том, что совершается в стране. Идет (9)... Жители пустыни (т. е. варвары) повсюду стали египтянами.

А. Первая часть описания бедствия страны

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Воистину»)

Воистину: лица свирепы (10)... То, что было предсказано предками, достигает (11) [осуществления]...

(Две или три строчки совсем уничтожены).

II

(1) Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом. Воистину: кроткие говорят [человек свирепый] (2) лицом стал человеком со значением. Воистину: лица свирепы. Лучник готов. Злодеи повсюду. Нет нигде че­ловека вчерашнего дня. Воистину: грабител[и...] повсюду. (3) Раб с похищенным будет находить их. Воистину: Нил орошает, (но) никто не пашет для него. Каждый человек го­ворит: мы не понимаем, что происходит в стране. (4) Воисти­ну: женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум[91] из-за состояния страны. Воистину: простолюдины сде­лались владельцами драгоценностей. Тот, который не мог изготовить себе (5) (даже сандалии), стал теперь собствен­ником богатств. Воистину: сердца его рабов скорбны; не раз­деляют вельможи с людьми своими (их) ра[дост]и. Воистину: сердце людей жестоко. Мор (6) по всей стране. Кровь повсю­ду. Не удаляется смерть. Пелены (мертвого) вопиют еще до приближения к ним. Воистину: многие трупы погребены в потоке (т. е. в Ниле). Река (превратилась) в гробницу, (а) местом для бальзамировки сделалась река. Воистину: бла­городные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить мы сильных (т.е. имущих) среди (8) нас». Воистину: Люди стали подобно птицам, ищущим падаль.

Грязь по всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время. Воистину: земля перевернулась, подобно гончарному кругу. (9) Разбойник (стал) владельцем богатств; богач [превратил]ся в грабителя. Воистину: сильные (?) сердцем (стали) подобно п[тицам] (из-за страха). Недзес[92] [скорбит]: «как ужасно (все)! что мне делать?» (10) Во­истину: поток в крови, (если) люди пьют из него, они оттал­киваются (вкусом) человека и они жаждут (чистой) воды. Воистину: ворота, колонны и простенки сожжены (11) и одни (лишь) стены царского дворца стоят сохранившиеся. Воисти­ну: корабль юга[93] охвачен смутою. Город[а] разрушены. Юг превратился в пустыню. (12) Воистину: крокодилы и афина-рыбы хватают себе (обильную пищу), сами люди идут к ним, ведь это зло (т. е. смерть) ничто. Говорят: не вступай сюда смотри! это (13) вода. (Но) вот люди входят (в нее), подоб­но рыбам. Боязливый не различает ее из-за страха сердца. Воистину: людей стало мало, (а) повергающие брата своего наземь (14) повсюду. Убегает знающий об этом [без ус]та[ли]. Воистину: сын мужа сделался человеком, которого не зна­ют. Сын жены (букв.: госпожи) его стал сыном его рабыни.

III

(1) Воистину: чужеземной землей стала страна (т. е. Египет). Номы разгром[лены]. Варвары[94] извне пришли для Египта. Воистину: Достигнуто... (2)... Нет (больше) нигде египтян. Воистину: золото, ляпис-лазури, серебро, малахит, сердолик, камень Ибхет и... (3) [ви]сят на шее рабынь. Бла­городные женщины (скитаются) по стране. Владычицы дома говорят: «О, если бы мы имели что поесть». Воистину: не... (4)... благородные женщины. Тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрываются, когда они спрашивают о здоровье [того, кто их сам прежде спрашивал о здоровье]. Воистину: (5) разломаны ящики из эбеневого дерева, драгоценное дере­во расколото на щепки [сожжены работники (6) (из дерева)[95] в] них. Воистину: строители [гробниц ста]ли земледельцами. Те, которые были (уже) в ладье бога, впрягаются (в плуг). Не едут (больше) люди на север в (7) [Би]бл[96] сегодня. Что нам делать для (получения) кедров нашим мумиям, (ведь) в саркофагах из них погребались «чистые» и бывали забальза­мированы (8) маслом их (т. е. кедров) [вельможи] вплоть до Кефтиу (Крита). Они не привозятся (больше). Израсходо­ваны [изделия] всякой работы. (9) Опустел дворец царя, да будет он жив, здрав и невредим. Как хорош был (прежде и) приход жителей оазисов с их курениями для праздничной службы, мешками из..., полными свежими... – травами (10) птицами для... Воистину: Элефантина[97]. Тинис[98], весь юг не платит подати из-за (11) ...смуты, отсутствует зерно, уголь, плоды, иртиу, мачты... ящики (?), (прочие) изделия ремес­ленников, плоды джа (12), черное масло (кеми) для дворца. Для чего (может служить) казначейство без податей своих? Сердце же царя (только тогда) радостно, когда к нему при­ходят приношения. – Смотри! (13) каждая чужеземная стра­на [говорит]: это наша вода! это наши поля! Что вы можете сделать против этого? (Ведь все) склоняется к упадку. Во­истину: смех забыт. Он нигде не слышен. То, что слышно в стране, это стенания, смешанные с воплями. Воистину: азиа­ты все стали подобны египтянам, а египтяне (1) (стали) по-

IV

добны чужеземцам, выкинутым на дорогу. Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. Воистину: [страдают] (2) из-за шума. Не пре­кращается шум в годы шума. Нет конца шуму. Воистину: Большие и малые (говорят): «я желаю, чтобы я умер». Ма­ленькие дети (3) говорят: «О если бы он (т.е. отец) не дал бы мне жизнь». Воистину: дети знатных разбиваются об стены. Дети любимые кинуты на высоты (4). Хнум скорбит из-за бессилия своего. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзами­ровщиков раскрыты. Воистину: (6) вся Дельта, она (боль­ше) не защищена. То, что дорого стране севера, находится на путях (открытых) удару. Что (7) нам делать, чтобы не было доступа всюду? Пусть скажут: держись вдали от места тайн! (ибо) смотри! оно в руках не знающих его, как будто они знали бы (8) его. Варвары стали искусны в работах Дельты. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты (9) в тон­кое полотно, они избиваются палками. Те, которые не видели (сияния) дня, они выходят беспрепятственно. Те, которые ле­жали на ложах мужей своих, пусть спят они на баржах... Скажут они: Тяжело мне на барже с миррой, (11) то пусть нагрузят их сосудами, полными с... Пусть узнают они носил­ки. Что касается слуг, (то ведь) те больны! (А) это хорошее лекарство для них (12) (когда) из-за них страдают благо­родные женщины, подобно рабыням. То, что поют певицы в хоромах (13) богине Мерт[99], это скорбь, повесть о муках над жерновом. Воистину: рабыни все стали владеть устами свои­ми. Если говорят (14) их госпожи, то это тяжело переносить рабыням. Воистину: (Существуют) сикоморы, деревья «сек», деревья «гену» и деревья «вену». Я различал (поэтому) его (т. е. собственника) и рабов…

V

(1) дома его, скажут люди, когда услышат про это. От­сутствует лишний хлеб для детей. Нет пищи для [...] (2) Се­годня! на что похож вкус сегодня.

Воистину: вельможи голодны и в отчаянии. Слуги обслу­живаются... (3) из-за жалоб. Воистину: человек ожесточен­ный говорит: если бы я знал, где бог, то я принес бы ему жертву. Воистину: [право] в (4) стране (существует лишь) по названию своему. [Г]рех это то, что творят они (т. е. люди), говорят ложь во имя его. Воистину: воины бегут к мешкам (купца), подобно (5) грабителям; расхищается все имущест­во того. Воистину: животные все сердца их плачут. Скот скорбит из-за состояния страны. Воистину: мясник режет их. Боязливый человек: о, (где же он) отразитель врагов наших? Отсутствуют амулеты (8) благополучия из-за... Разве надо преследовать крокодила и разрезать его? Или убивать льва и жарить на огне?[100] Или жертвовать Птаху[101] похищенное?.. Что (другое) вы ему дадите? Не обращайтесь к нему! злым будет то, что вы ему дадите. Воистину: рабы [...] (10) по стране. Сильный посылает ко всякому. Человек убивает братьев матери своей[102]. «Что делать», говорю (11) я из-за гибели. Воистину: дороги (безлюдны) ибо на путях засады. Люди сидят в кустах, покуда пройдет ночной путник, (12) чтобы схватить ношу его. Отбирается все то, что на нем. Его осыпают ударами палки и убивают преступным образом. Воистину: (13) погибли те, кто видали вчерашний день. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю. Недзес, ты выходишь (14) в отчаянии. Золотых дел мастер... О, если бы пришел конец людям! Не было бы зачатия и не

VI

было бы (1) рождения! О, если бы замолкла страна от крика, и не было бы смуты! Воистину: [кушают] траву и запивают ее водой. Не (2) находят (больше) плодов (деревьев) и травы для птиц. Отнимается пойло ото рта свиней. Нет у тебя прекрас­ных лицом, ибо они (еще) больше меня (3) поражены голо­дом. Воистину: Зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все (4) говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастье для сердца моего. Я подавлен (5) совсем. О! если бы я мог дать (услышать) мой голос в этот час, чтобы он спас меня от того несчастья, в котором я нахожусь. Воистину: прекрасная судебная палата. Расхи- (6) щены ее акты, лишены храни­лища ее тайн (своего) содержания. Воистину: магические формулы стали общеизвестными. Заклинания «шем» и закли­нания «сехен» (7) сделались опасными, ибо они запоминают­ся (теперь всеми) людьми. Воистину: вскрыты архивы. Рас­хищены их податные декларации. Рабы стали владельцами (8) рабов. Воистину: [Чиновники] убиты. Взяты их докумен­ты. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Воистину: (9) писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов (10) судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати н(11)а ули­цах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, (ибо) то ведение дел дома Тридцати[103] лишилось своей замк­нутости. (12) Воистину: Великая судебная палата стала (местом) выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выхо­дят и входят в великие дворцы. Воистину: (13) дети вель­мож выгнаны на улицу. Человек знающий подтвердит все это, глупец (же) будет отрицать, (ибо) невежде будет ка­заться прекрасным (все свершающееся) перед ним.

В. Вторая часть описания бедствий страны

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным – «Смотрите»)

VII

(1) Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые ни­когда (казалось) не могли бы свершиться. (2) Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: Погребенный соколом (т. е. царь) он лежит на (простых) носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым (т. е. гробница царя). Смотрите: было приступлено к лишению (3) страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к мятежу против урея[104], [глаза] Ра[105], уми­ротворяющего (4) обе земли[106]. Смотрите: сокровенное страны, границы которой не знали, стало всем известно. Столица, она разрушена в один час. Смотрите: Египет [сам][107] начал (5) лить воду. Тот, который лил только воду на землю, он захватил сильного во время бедствия. Смотрите: змея (т. е. урей) взята из гнезда своего (т. е. из головного убора царя). Тайны (6) царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем из­вестны. Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивлять (7)ся. Страна, она связана шайками грабителей. (Что ка­сается) сильного человека, то подлый берет его имущество. Смотрите: червь [гложет] (знатных) покойных (8); тот, ко­торый не мог сделать себе саркофага, он (теперь) стал вла­дельцем гробницы. Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не мог сделать себе (даже) гроба, он стал «владельцем: заупокойного имения. (9) Смотрите: это свершилось (теперь) с людьми. Тот, ко­торый не мог себе построить (даже) хижину, он стал (теперь) владельцем дома. Смотрите: придворные изгнаны из домов (10) царя. Смотрите: благородные женщины находят­ся на шеду-баржах. Вельможи пребывают в закромах. Тот, которых не спал (даже) рядом со стеной, он стал (теперь) собственником ложа. Смотрите: владелец богатства (11) про­водит ночь (теперь), страдая от жажды. Тот, который вы­прашивал осадок (напиток), (теперь) собственник кувши­нов, кидающих наземь[108]. Смотрите: владельцы роскошных одеяний (теперь) в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал (12) для себя, (теперь) владелец тонкого полотна. Смотрите: тот, который никогда не строил себе (даже) лодки, стал (те­перь) владельцем кораблей. Настоящий же их собственник, смотрит на них, но они уже не принадлежат ему. (13) Смот­рите: тот, который не имел тени (опахала), стал (теперь) собственником тени. (Бывшие же) собственники тени (охлаж­даются только) при дуновении ветра. Смотрите: тот, который не знал (даже) лиру, стал (теперь) владельцем арфы (14). Тот, который (даже) для себя не пел, он восхваляет (теперь) богиню Мерт. Смотрите: собственники поставцов из меди не украшают больше сосудов ни на одном из них. Смотрите:

VIII

тот, который спал (1) без жены из-за бедности, он находит (теперь) благородных женщин. Тот, который не смотрел на него, (теперь) стоит, уважая (его). Смотрите: тот, который не имел своего имущества, стал (теперь) владельцем богатств. (2) Вельможи восхваляют его. Смотрите: просто­людины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Смотрите: [Руко]водимые (3) стали собственни­ками рабов. Тот, который был (сам) посыльным посылает другого. Смотрите: тот, который не имел своего хлеба, (стал) собственником закрома. Снабже(4)на его кладовая собственностью другого. Смотрите: тот, волосы которого вы­падали потому, что он не имел своего масла, стал собствен­ником (целых) кувшинов со сладким мирром. (5) Смотрите: не имевшая (даже) ящика (с добром) стала владычицей (целого) груза. Та, которая смотрела на свое лицо в воде, (стала) владелицей зеркала. Смотрите: ...Смотрите: хорош тот человек, который кушает (6) свой хлеб. Питайся своим имуществом в радости сердца. Не отворачивайся от него, (ибо) полезно человеку кушать свой хлеб. Бог повелевает это тому, (7) кто восхваляет его... Смотрите: тот, который не [з]нал своего бога, тот жертвует ему воскурения другого. Тот, который не знал ...Смотри](8)те: Благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц. Смотрите: человек [знатный брал себе], (9) благородную женщину в качестве жены, и его за­щищал отец ее. (Теперь же) не имеющий такого (тестя) уби­вает его. Смотрите: дети сановников (теперь) в лох[мотьях, скот] (10) стад их принадлежит грабителям. Смотрите: мяс­ники режут (теперь) скот бедня[ков, ибо скот в руках гра](11)бителей. Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет (теперь) откормленных быков. Тот, который не знал (даже) ящерицы, види[т теперь яства] (12) всевозмож­ные. Смотрите: мясники режут гусей, и они (т. е. гуси) жерт­вуются богам вместо быков. Смотрите: Рабыни... (13) жерт­вуют апех-вещество. Благородные женщины... Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники (?) ...(...)... (14) их повержены страхом смерти. Смотрите: Начальники страны спасаются бегством, они не находят (даже) милостыни (?) из-за скудости. Владелец наг[рад бедствует (?)]. Смотрите:

IX

(1) владельцы ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты (2) тем, что они закололи (для других). Смотрите: все должности, они не на своих местах, подобно испуганному стаду без своих пастухов. Смотрите: Скот разбегается. Нет никого, который бы собирал (3) его. Каждый приводит себе его, клеймя своим именем. Смотрите: Убивают человека рядом с братом своим. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Смотри­те: (4) тот, который не имел (даже) свою упряжь (т. е. 2 бы­ков), стал владельцем стада. Тот, который не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого ко­личества скота. Смотрите: тот, который не имел своего зер­на, стал владельцем амбаров. (5). Тот, который брал в долг зерно, (теперь) сам дает его. Смотрите: тот, который не имел (даже) временных рабов, стал (теперь) собственником наследственных рабов. Тот, который был «вельможей», (те­перь) сам исполняет поручения. Смотрите: сильным (т. е. знатным) не до(6)клады[вается по]ложение народа. (Все) приближается к гибели. Смотрите: Все ремесленники, они не работают. Похитили враги страны ее ремесла. (7). [Смот­рите: тот, который собрал] жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал [для] себя, [он получает жатву. Жатва] созревает, (но) об ней не доносит (никто). Писец (8) сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют в ней.

С. Третья часть описания бедствий страны

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Разрушено»)

Разрушено... (около 14 квадратов иератических знаков уничтожено)[109]... в то время. Человек видит (9) [врага в Ма]дзаи[110] своем. (Только) слабые приносили облегче[ние тому, кто страдает...] ...(8 квадратов)... страх, нет (10)... (5/6 строки уничтожено)... бедняки (11)... (2/5 строки)... не ос­вещается земля из-за этого. Раз[рушено]... (9-10 квадра­тов)... [отнимается] пища у них (12)... (8 квадратов)... страх ужаса перед ним. Умоляет недзес... (около 9 квадратов)… посыльный. На (13)... (6 квадратов)... время. Его схваты­вают нагруженного его имуществом. Отбирают ...(около 9 квадратов)... проходят мимо его ворот (14) ...(5-6 квадра­тов) [в] гробницу, стены, помещение комнат с соколом.

Вынимаются мумии... (около 5 квадратов)... [ут]ром. Раз-

X

ве недзес бодрствует? (1) Земля рассветает над ним. Он не ужасается этого. Проходят мимо голов (спящих), скру­ченных в больших палатках, в качестве дома. (2) Палатки это то, что они сооружают, подобно жителям пустыни. Раз­рушено посылание слуг по поручению своих господ. Нет боязни перед ними (т. е. господами). Смотри, вот пятерка[111].

(3) Они говорят: идите (сами) по дороге, которую вы знаете; мы достигли (своей цели).

Д. Заключение описаний бедствий страны

Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием (4) всякого. Весь дом царя остался без своих доходов. Ему же (по праву) принадлежат пшеница, ячмень, птицы и ры­бы, ему принадлежат холст, тонкое полотно, медь, ма(5)сло, ему принадлежат ковры и цыновки, цветы, носилки и все прекрасные подати. Он (должен) приходить (к закрому, а именно) производящий. Если бы не было слов разрушения (6), (все) это было бы в доме царя, до будет он жив! здрав! и невредим! и он не был лишенным всех этих прино­шений.

Е. Призыв к восстановлению царской власти

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Уничтожайте врагов благородной столицы»)

Уничтожайте врагов благородной столицы, блестящей придворными... (7) в ней подобно... (2/5 строки)... Начальник города[112] проходит без своей свиты. Уни[чтожайте врагов бла­городной столицы] (8) блестящей... (8-9 квадратов)... [Уничтожайте врагов] столицы той благородной с многочис­ленными законами... (9 квадратов)... (9)... 3/4 строки)... [Унич­тожайте врагов столицы] той благород[ной]... (около 7 квад­ратов)... (11) Не мог противостоять... (4-5 квадратов)... [Уничтожайте врагов столицы т]ой благородной с многочис­ленными канцеляриями. Воистин[у]... (около 7 квадратов)...

F. Призыв к восстановлению религиозного культа

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Помните»)

(12) Помните о свершении возлияний... (7-8 квадратов)... (вы) страдающие больше, чем тот, который болен во всех членах своих. Умоляйте... (2 квадрата)... [Моли](13)тесь богу своему. Защита его уста (?)... (5-6 квадратов).. дети его свидетельствуют (за него), вызывая орошение (в пустыне).

XI

Помни[те о снаб](1)жении закрома (храмов), воскурении фимиамом и возлиянии воды из кувшина хеле (каждое) утро. Помните «о доставлении»: жирных pa-гусей, серпу-(2) и сет-гусей, о приношении жертв богам. Помните о жевании натрия[113], приготовлении белого хлеба (знатным) мужем в день омовения головы (3). Помните о воздвижении древков (для храмовых хоругвей)[114], вырезании (надписей) на жерт­веннике. (Пусть) жрец очищает храмы. Пусть дворец бога выложен камнями, (белыми), подобно молоку (4). Помните об услаждении запаха горизонта (т. е. храма), о непрекра­щении жертвенных яств. Помните о следовании предписа­ниям (ритуала), соблюдении месячных дней. (Помните) об удержании вступаю(5)щего в жречество от телесной не­чистоты. Свершение таковой – это тяжкий грех. Это – ис­порченность сердца. [Помните о соблюдении] дня перед веч­ностью, (соблюдении) месяцев, о разли(6)[чении ново]летий (своим) знанием. Помните колоть быков... (около 8 квадра­тов)... (согласно) писаниям. Помните о выхождении и но(7)[чью к богу], зовущему вас. (Помните) о жертвовании гусей в огне... (2/5 строки)... [Помните] о предписании (жерт­вовать) кружку (вина) и о воз(8)[лиянии на] берегу ре[ки]... (1/2 строки)... женщин... (9)... (4/5 строки)... одеяния... (10).:: (1/5 строки)... о воздавании восхвалений... (1/2 строки)..., чтобы умиротворить вас... (11)... (5-6 квадратов)... нужда людей.

G. Выражение веры в благость общеегипетского бога Ра

Приходи (7)... (2/3 строки)... [сила] Ра, приказание... (12)... восхваляя. Он [приходит с] запада, чтобы уничтожить... (5-6 квадратов)... людей богами. Смотрите, он стре(13)[мит-ся построить.. (3 1/2 квадрата оставлены незаполненными)... зачем? Смотрите, он не различает боязливого от дерзкого сердцем, он приносит прохладу страдающему от жары (1).

XII

Говорят, он пастырь для всякого. Нет зла в его сердце. Если уменьшится его стадо, то он проводит день, чтобы собрать его (2), (хотя) и огонь был бы в сердце их.

Н. Выражение скорби о допущении богом первичного греха в людях

О, если бы он исправил их сущность в первом их поколе­нии! Да разбил бы он грех, протянул бы руку против него! уничтожил бы (3) имя и потомство его! (Люди же) желали рождать для него (т. е. для греха), и произошло несчастье. Нуждающиеся на всех путях. Вот, что произошло.

I. Изобличение царя, наместника бога на земле, в бездействии, лжи и ненависти

(4) Оно (несчастье) не наступило бы, если бы были боги среди них (т. е. людей). (Тогда) вырастало бы потомство у жен мужей, и не находили бы его на дороге. Боец выходил бы (5) уничтожить злых, которых они произвели. Но не бы­ло руководителя в их час. Где же он (даже) сегодня? Разве он спит? Смотрите (6) не видна была (до сих пор) его сила. Когда мы погибали, я не находил тебя (очевидно царя). Меня бы не звали напрасно. Это больший грех, чем испорчен­ность сердца. Изречения [страха] (теперь) на устах всех. Сегодняшний день, страх перед ним среди людей больший, чем перед миллионом мужей. Не видит [царь никого кром](8)е [в]рагов.. (5-6 квадратов)... [подходит] смута к гарему его, вступает в храм... (около 5 квадратов)... [пла](9)чет он пер[ед]... (8-9) квадратов)... То, что производит смуту, это слова его (т. е. царя), [более чем] палка [насильника]... (около 4 квадратов)... (10) Не пала бы земля... (7-8 квад­ратов)... сожжены статуи, погибли их гробницы. Захвачены... (11) Он видит день... (4 квадрата)... какого-либо. Тот, кото­рый ничего злого не сделал между небом и землею, он боится всякого. Что (12) он сделал? Чего достигли мы? Он (чело­век) выступает против того, что ты не хочешь уничтожить. Разум, познание и правда с тобою. А смуту (13) вместе с шумом междоусобия ты рассылаешь по стране. Смотри, один свершает насилие над другим. (Люди) идут против твоих по­велений. Если идут 3 (14) по дороге, то находят только 2. Большее число убивает меньшее. Разве существует пастырь, желающий смерть (своего стада)? О, если бы ты приказал

XIII

дать (1) ответ, на этот вопрос! потому что любящий это – один человек, ненавидящий же – другой. Гибнут жизни их на всех путях. Ты делал (все), чтобы вызвать это (2). Ты го­ворил ложь. Страна стала ядовитой травой, уничтожающей людей. О, если бы не погребались (люди) живыми. Все эти годы (стали годами) ему (3) ты. Убивают (знатного) мужа на кровле его дворца. Он сам (должен) бодрствовать в своем сторожевом домике. Если он храбр, он спасает себя. Он живет. (4) Отнимается дом у недзеса. Он бежит по доро­ге, пока не увидит разлив (воды). Дорога у него отрезана. (5) Он стоит в отчаянии. Отнимают у него то, что на нем. Избивают его ударами палки. Убивается он теми (т. е. гра­бителями). О, если бы ты испробовал (хоть) немно(6)го от несчастия, тогда бы ты сказал... (9).

J. Описание будущего благополучия страны

(Отдельные абзацы вводятся стереотипным «Но это будет хорошо»)

[Но это будет хорошо], когда баржи будут ехать вверх по реке... (1/2 строки)... (10) [никто не] будет грабить их. Но это будет хо[ро]шо, (2/5 строки) (11) [Но это будет] хорошо, когда будет выкинута сеть и будут ловиться птицы [для] от­кармливания. Но это будет хорошо, [когда будут восстанов­лены] (12) должности для себя, дороги сделаются проходи­мыми. Но это будет хорошо, когда руки людей будут строить пирамиды (13), будут копать пруды, будут создаваться сады из сикомор для богов. Но это будет хорошо, когда люди будут напиваться, когда они будут пить напиток... (14) и серд­ца их будут радостными. Но это будет хорошо, (когда) ра­дость будет на устах (людей). (Когда) знать номов будет

XIV

стоять и наблюдать за радостью (1) в своих домах. Она одета в тонкое одеяние, чиста лицом и укреплена в сердце. Но это будет хорошо, (когда) ложа (2) будут приготовлены, подушки вельмож (будут) сложены в сохранности. (Когда) желания каждого человека будут исполнены, в виде ложа в те-(3)-ни. (Когда) будет закрыта дверь за тем, который спал в кустах. Но это будет хорошо, (когда) тонкое полотно будет разостлано и одеяния на земле. Начальник... (8-9 квадратов)... (5)... (больше 1/2 строки)... сикоморы недзес (говорит)... (около 4 1/2 строк).

К. Описание будущей боевой мощи страны

...(10), случай грабежа... (около 3/4 строки)... [в сере](11)дине их подобно азиатам... (почти 1/3 строки)... для него. Люди (сами) замышляют свои планы (спасения). Они исполняют их для (12) себя. (Ибо) не нашелся тот, который будет стоять над защитой их... (5-6 квадратов)... Сражается каж­дый за свою сестру. Он защищает (13) себя! А негры? О, если бы мы сами защищали себя! Умножайте (число) б[ой]цов, чтобы отразить лучников. (А) ливийцы? (14) О, если бы мы повернули (их) обратно!

Мадзаи хороши с Египтом. Разве кто-либо убивает сво-

XV

его брата? Молодежь (1), которую мы рекрутировали для себя, стала подобно лучникам, склонной к разрушению. Вследствие этого случится, что дадут знать бедуинам о со­стоянии страны (2). Все варвары наполнятся боязнью перед ней. То, что испытали люди, не даёт Египту превратиться в пустыню. Сила ее (3) ограничивает [врагов]. Сказано вам после лет... (4-5 квадратов).:. [раз]рушая себя самого. Остающиеся дают жизнь домам своим (4)... (4-5 квадра­тов)... чтобы даже жить детям ее (т. е. страны).

(Следует большая лакуна)

L. Заключение речей Ипусера

...(13) как излишек хлеба. То, что сказал Ипусер вла­дыке вселенной...

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие имеются в тексте указания на время его составления?

2. Можно ли считать данный текст пророчеством и почему?

3. Как вы можете охарактеризовать личность и социальное положение Ипусера?

4. Насколько полно освещает события восстания Ипусер?

5. Какова аудитория текста?

6. Как бы определили причины восстаний в Египте?

7. Какие социальные группы участвуют в восстании?

8. Что происходит с царской властью и государственным аппаратом в период восстания?

9. Каковы последствия социальных выступлений для экономики Египта?

10. Какие меры предлагает Ипусер для подавления восстаний и выхода из кризиса?

 


 

IV. Социальная структура и политический строй старовавилонского общества (по законам Хаммурапи)

План занятий:

1. Характеристика источника (происхождение права в Месопотамии, правовой характер документа, соотношение обычного и писаного права в документе, структура, цели создания).

2. Социальная структура старовавилонского общества.

3. Характеристика и роль царской власти в Старом Вавилоне.

Источник:

1. Законы вавилонского царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М., 1980. Ч 1. Раздел 2. Тема 2. С.151-178.

2. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41197

Литература:

1. Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина-редума времени 1 Вавилонской династии // ВДИ. 1963. № 2.

2. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // ВДИ. 1981. №4.

3. Якобсон В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1985. С.53-54.

4. Редер Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний Восток. Вып. 1. М., 1975.

5. История Древнего Востока. Материалы по историографии. М., 1991. Раздел 2. С.51-101.

 








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 913;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.045 сек.