Врачебная ошибка и ее правовые последствия.
Известно, что законодательство, регламентирующее ответственность медиков за врачебные ошибки, появилось еще в глубокой древности. Одним из наиболее известных законодательных актов, дошедших до нас, является высеченный на камне Свод законов (законник) Хаммурапи, который правил Вавилоном и объединенной Месопотамией (Вавилонией) в 1792 — 1750 гг. до н.э. В нем ответственности за врачебную ошибку отведено три параграфа.
В Древней Индии согласно Своду законов Ману (X — V вв. до н.э.) врач за ошибочное лечение подвергался штрафу, размер которого определялся в зависимости от кастового положения больного.
В Древней Греции врачебное мастерство ценилось очень высоко, поэтому медики за ошибки освобождались от ответственности, если больной умирал "против воли врачующего".
Римское право предусматривало наказание врача за грубые ошибки, причем понятие "врачебные ошибки" было весьма широким. Сюда относились и неопытность, и неосторожность врачей, и неоказание медицинской помощи. Римское право уже допускало правомерность смерти больного вследствие тяжести заболевания. Умышленное умерщвление больного, отравление его с помощью яда, аборт, кастрация не относились к профессиональным преступлениям, ответственность медиков за них была такой же, как и других граждан.
В Англии в XV веке хирург, который нанес ущерб пациенту, представал перед судом мэра города, и по приговору последнего подвергался штрафу, тюремному заключению или на определенный срок лишался врачебной практики.
В истории Древней Руси врачевание приравнивалось к волхованию и чародейству. Поэтому за врачебные ошибки врач нес ответственность как за умышленное преступление. Примером может служить умерщвление лекаря Леона, который лечил больного сына великого князя Иоанна III, но не смог его спасти от смерти. В 1686 г. в одном из царских указов лекари предупреждались, что "буде из них кто нарочно или не нарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью".
Из современной истории нашей страны
Интересно проследить эволюцию взглядов на ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения с 1917 г. до нашего времени.
В 1928 г. И.В. Марковин, известный ученый, профессор кафедры судебной медицины Ростовского университета, возглавлявший судебно-медицинскую лабораторию в г. Ростов-на-Дону, в подробной статье, опубликованной в журнале "Судебно-медицинская экспертиза" (№8, с.81-95) отмечает заметный рост уголовных дел в отношении врачей по сравнению с дореволюционным временем. Этот период характеризуется вниманием к этому вопросу медицинских научных обществ, журналов, газет, съездов врачей, совещаний врачей и юристов.
В двадцатые годы наметились противоречия между врачами и юристами по вопросу об отношении к врачебным дефектам. Дискуссию вызвало нашумевшее заявление российского акушерско-гинекологического общества, обратившегося в Народный Комиссариат здравоохранения (1925г.), в котором обращается внимание на непомерный рост уголовных обвинений врачей за ошибки и дефекты в их профессиональной работе. С 1921 по 1925 г.г. имело место 64 случая обвинений, из которых 27 — по отношению акушеров-гинекологов, 26 — хирургов. В заявлении, в частности, указывалось, что практические достижения медицины имеют известный предел, тем более что объектом исследования является "капризный еще и не вполне изученный человеческий организм". Между тем, малая осведомленность обывательских групп в вопросах медицины создает преувеличенные надежды и необоснованные требования к врачам. В связи с этим предлагалось создание особых комиссий при здравотделах университетских городов для разбора дела и предания врача суду или покаянию, а в сложных случаях — для передачи дел Центральной экспертной комиссии при НКЗ для окончательного решения.
Против такого взгляда резко отрицательно выступили юристы, и часть медицинской общественности, которые подчеркивали равную со всеми гражданами правовую ответственность врачей. Поэтому они считали не нужным создавать какие-то дополнительные статьи в УК, а также специальные правила для врачей. И при возбуждении уголовных дел в отношении врачей руководствоваться общими.
В 1970-1980 гг. сложилась определенная практика расследования и судебно-медицинской экспертизы, существующая и в настоящее время. Новый всплеск интереса и явных изменений в расследовании "врачебных дел", в характере ответственности медицинских работников произошел в девяностые годы ушедшего столетия. Они связаны с коренными изменениями общественно-политической, социальной, экономической жизни общества, в том числе и в области охраны здоровья населения. Например, с внедрением страховой медицины, развитием платных медицинских услуг, разрешением частной врачебной деятельности и целительства. Эти изменения в медицине, прежде всего, касаются принципиальных различий в правовых и морально-этических взаимоотношениях врача и больного до и после 1991-го и, в особенности, 1993-го, когда были приняты основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Основными признаками, квалифицирующими медицинскую ошибку, являются: соблюдение медицинскими работниками предусмотренных законом и обычаями правил профессионального поведения; добросовестность поведения при осуществлении медицинской деятельности. В медицинской практике встречаются ситуации, когда здоровье или жизнь пациента могут быть сохранены или не сохранены в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. Проблема квалификации врачебной ошибки чаще всего связывают именно с такими ситуациями.
В медицинской литературе высказано несколько мнений по поводу понятия "врачебная ошибка". Одни специалисты считают, что это ненаказуемое добросовестное заблуждение при отсутствии небрежности, халатности, которые повлекли ухудшение состояния больного или его смерть. Согласно другому взгляду врачебная ошибка – это неправильные, небрежные, недобросовестные действия при оказании медицинской помощи.
С юридической точки зрения среди врачебных ошибок необходимо различать противоправные виновные деяния медицинских работников и случаи причинения вреда пациенту при отсутствии вины. Противоправные, виновные деяния квалифицируются как преступления или проступки и влекут уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность. Если в причинении вреда здоровью пациента нет вины медицинского персонала, то нет и конкретного состава правонарушения, а значит, нет и ответственности. Таким образом, необходимо говорить о наличии субъективных и объективных причин ошибок при оказании медицинской помощи.
Субъективными причинами наказуемых врачебных ошибок, которые приводят к причинению вреда здоровью пациента или его смерти являются, например, невнимательное или неполное обследование пациента, небрежное выполнение операций, неадекватная оценка клинических и лабораторных данных, неправильная формулировка диагноза, небрежный уход за пациентом. Они совершаются вследствие неосторожности или недостаточного уровня знаний.
Соответственно принято выделять виды врачебных ошибок:
1) диагностические (в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения);
2) лечебно-тактические (являются как следствие диагностических ошибок);
3) технические (просчеты в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций);
4) организационные (недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы);
5) деонтологические (в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом);
6) ошибки в заполнении медицинской документации (малопонятные, неточные записи операций, неправильное ведение дневника послеоперационного периода, выписки при направлении больного в другое медицинское учреждение).
Вред может быть причинен пациенту любым сотрудником учреждения здравоохранения, которое ему оказывало медицинскую помощь. Определение небрежности персонала может быть простым в некоторых делах, но в других дать правильную квалификацию бывает весьма сложно. Часто встает вопрос: кто несет ответственность из довольно большого персонала клиники, которая может включать врача общей практики, консультанта, других специалистов больницы, а также младший медицинский персонал? Определение причинной связи между предполагаемой небрежностью персонала, которая якобы стала причиной вреда, и самим вредом также может быть в некоторой степени сложно. Иск может быть подан непосредственно против самого врача, когда имеются основания предполагать небрежность с его стороны. Если вред причинен сотрудником учреждения здравоохранения, то пациент может использовать несколько возможностей для защиты своих нарушенных прав: подать исковое заявление против конкретного медицинского работника, со стороны которого, по его мнению, имело место нанесение вреда, против больничного учреждения или против обоих, привлекая ЛПУ в качестве соответчика. На практике многие иски подаются против учреждений здравоохранения.
Объективные причины врачебных ошибок (атипичное развитие болезни, аномальные анатомические особенности пациента, неожиданная аллергическая реакция, которая не могла быть предвидена медицинским работником) хоть и влекут причинение вреда здоровью пациента или его смерть, но не влекут юридической ответственности.
Судебная практика по делам, связанным с причинением вреда пациенту при оказании медицинской помощи признает отсутствие вины лечебного учреждения, медицинского персонала, если последний не предвидел и не мог предвидеть, что его действия причинят вред здоровью пациента.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1158;