Входная информация.
Изучение темы «Гуманистическая суть философских проблем» предполагает знакомство с наиболее актуальными подходами к пониманию предмета философии, которые представлены в работах современных философов, но органически связаны с истоками формирования основных фундаментальных философских проблем. Изучение данной темы является необходимым для понимания путей становления интеллектуальной истории человечества, духовных истоков европейской и восточнославянской культуры, мировой цивилизации в целом; а также зарождения и эволюции научных знаний, понятийно-категориального аппарата современной философии и науки.
Приступая к изучению данного раздела курса философии, важно вспомнить все то, что известно о философской культуре из школьных курсов истории, мировой и отечественной литературы, мировой художественной культуры, курса «Человек и общество» и др., а также цикла гуманитарных дисциплин, которые начинают изучаться на первом и втором курсах академии. Например, для студентов архитектурного факультета – это курс «История архитектуры», «Культурология», для студентов экономических специальностей – «Религиоведение», «Логика», «История экономических учений», «Политология».
Содержание темы
Предмет философии и различные подходы к его пониманию;
2.2 Специфика философского знания:
Философия и наука;
Философия и искусство;
Философия и религия.
Философия в системе культуры.
Уникальность философии.
Предмет философии
В поисках ответа на вопрос ”что такое философия и что является её предметом?” мы сталкиваемся с огромными трудностями. Так, определение сущности любой науки, любой сферы деятельности, как правило, следует из самого ее названия. Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (fileo — любить, sofia — мудрость). Однако, исходя из самого понятия, названия дисциплины, мы не можем сказать, что означает эта область человеческого знания, в отличие, например, от физики («науки о природе») или биологии («науки о жизни»). Возможно, ответ кроется в истории самого термина «философия»? Философы приписывают введение термина «философия» Пифагору, одному из первых древнегреческих мудрецов. Согласно другой версии, термин «философия» был осмыслен классиком древнегреческой мысли, Сократом. Философы утверждали, что подлинно софийным, мудрым, может быть назван только Бог. Человек же не может быть истинно мудрым, он может быть лишь любителем мудрости, философом. В таком смысле этот термин употребляет Платон, ученик Сократа. Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия», противопоставив ее другим наукам и введя классификацию всех известных тогда наук, в которой первое место занимала философия. После Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Наблюдая становление философии, мы видим еще одну ее удивительную особенность. Мыслители до Аристотеля, даже до Сократа, занимались не только философией, но и учением о природе, тем, что мы называли бы физикой, и учением о жизни, что мы называли бы биологией. Да и сам Аристотель физику называл второй философией. Биология у него была также частью философии, так же, как и психология, учение о душе. И после Аристотеля многие философы занимались и физикой, и биологией, и астрономией, и другими естественными науками. Собственно философия представляла собой первоначально некую неразделенную науку. Со временем от философии начинают отделяться другие науки. Отпочковывается с самого начала, уже после Пифагора, математика. В дальнейшем — геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена — медицина. В эпоху Возрождения отделяется физика, в дальнейшем появляется химия. В XIX в. отделяется психология. В ХХ в. появляется социология, и т.д. Науки отпочковывались, а философия как была, так и осталась.
Может быть, на вопрос, что такое философия, нам помогли бы ответить сами философы? Приведем несколько наиболее распространенных определений философии. Согласно Сократу, философия есть самопознание. Платон утверждал, что философия — это учение о вечно сущих и неизменных идеях. По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первоначала всего существующего. Средневековые мыслители понимали философию как основанное на христианской вере познание Бога, мира и человека и их отношений. Немецкий философ Г.Гегель считал философией знание об Абсолютном духе. Даже по этому не столь большому перечню видно, что полного согласия в понимании философии нет у самих философов. Это же можно сказать и о предмете философии, то есть об определении круга стоящих перед ней проблем. Однако мы можем говорить о существовании нескольких общих подходов к пониманию сущности философии, сложившихся в истории и представленных у разных авторов. Один из таких подходов находим в работах современного философа, Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 – 1990). С его точки зрения существуют две философии: «реальная философия» и «профессиональная философия». Прочитайте фрагмент его работы и, отвечая на поставленные вопросы, попытайтесь понять, что имел в виду философ, когда говорил о двух видах философского опыта, присущего человеку и человечеству.
М. К. Мамардашвили
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 855;