Криминальная личность как субъект преступления

Проблема криминальной личности исследуется сразу несколькими дисциплинами — уголовным правом, кри­минологией, юридической психологией и социологией права. Исследование криминальной личности имеет большое значение не только для теории, но и для прак­тики права. Изучение личности преступника помогает раскрыть мотивы преступления, мировоззрение пре­ступника, общие закономерности преступлений. Лич­ность — индивид с характерной социальной ориентаци­ей и системой потребностей. Как пишет, анализируя духовно-личностные и социальные основания криминаль­ного поведения, Л.В. Кондратюк, «человек, как суще­ство не только материальное, но и духовное, обладает определенной самостоятельностью, авторством в при­чинном «обеспечении» своих действий. Эта способность быть основанием причинения независимо от среды обус­ловлена духовной потенцией человека, которая имеет собственные законы эволюции, предопределяющие де­структивные (в том числе криминальные) исходы или возможности жизни. Строго говоря, нет «личности пре-стугшика», потому что нет «личности не-преступника»^. Однако социальные ориентации и потребности напол­няют человеческую жизнь ценностями и смыслом, без которых нормальный человек не может существовать. Применительно к нормам права социальная ориентация может быть законопослушной или криминальной. Повеление индивида зависит от его социальной ориен­тации. Поэтому в судебном процессе учитывается сте­пень антисоциальных ориентации подсудимого. Согласно Уголовному кодексу РФ, суд обязан учитывать не толь­ко характер и степень опасности совершенного преступ­ления, но и личность подсудимого. Детальное изучение личности преступника помогает следствию в раскры­тии преступления. Эксперты составляют особые психо­логические портреты подозреваемых, которые помога­ют в розыске преступника. Так было во многих извест­ных делах, особенно в расследовании преступлений, совершаемых серийными маньяками.

На вопрос о том, что же все-таки влияет на станов­ление криминальной личности в современной науке су­ществует три варианта ответа — антропологический, психологический и социологический подходы.

Антропологический подход был выработан извест­ным итальянским психиатром Чезаре Ломброзо (1835— 1909). В результате многолетнего наблюдения за за­ключенными в Туринской тюрьме Ломброзо выдвинул теорию врожденного преступника. В психологии пре­ступника наблюдается сдвиг назад, к качествам, свой­ственным первобытному человеку. Под этими качества­ми он подразумевал нарушение равновесия между ин­теллектом и инстинктами, доминирование агрессивных действий, низкую ступень развития личности. В силу закона наследственности предрасположенность к пре­ступному поведению передается из поколения в поко­ление. Многие индивиды от рождения имеют крими­нальные наклонности, и никакое воспитание не в силах их исправить. Преступные наклонности проявляются часто и во внешнем облике человека. Ломброзо пере­числил ряд внешних признаков, характерных для пре­ступников. Это: низкий, покатый, срезанный лоб; ску­ластость; выпуклые надбровные дуги; большая и вы­ступающая нижняя челюсть; бугры на черепной короб­ке; длинные руки; низкое и мускулистое тело. Итальян­ский психиатр отмечал, что уровень образования и бла­госостояние влияет на виды преступлений. Среди не­грамотных наиболее распространены кражи, грабежи и детоубийства, среди малограмотных— шантажи, гра­бежи и нанесение побоев, среди лиц со средним образо­ванием — взяточничества, угрозы и подлоги. Хищения денег и документов, подлоги и политические преступ­ления наиболее распространены среди людей с выс­шим образованием. Что касается материального поло­жения, то преступления часто совершают не только нищие и люмпены, но и представители самой богатой прослойки общества: «...влияние экономических фак­торов на преступность населения зависит не только от бедности, но и от богатства...» Ломброзо внес нема­лый вклад в дело изучения криминальной личности, хотя многие ученые и критикуют егоза преувеличение роли наследственных факторов.

Психологический подход. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд видел причину преступного поведения в присущем человеку инстинкте разрушения и агрес­сии. Его ученик Альфред Адлер на первое место поста­вил «комплекс превосходства» и «комплекс неполно­ценности». Чувство собственной неполноценности тол­кает многих людей на преступления. При этом уста­новки личности меняются и на смену комплексу непол­ноценности приходит комплекс превосходства, заклю­чающийся в стремлении возвысить себя над другими. Американский психолог Джон Доллард причиной пре­ступного поведения считал агрессию, возникающую на почве фрустрации. Фрустрация — это реакция инди-вида на невозможность реализации своих целей, неудов­летворенность желаний. Фрустрация может получить разрядку в любой момент. Такой разрядкой может быть бессмысленная агрессия в отношении других людей. Но фрустрация может привести и к депрессии, уходу в себя, к употреблению наркотиков и алкоголя, а также к самоубийству. Таким образом, становится ясной при­рода жестоких и немотивированных преступлений, на­пример, беспорядочной стрельбы по прохожим.

В настоящее время разработана психологическая типология криминальных личностей. Как указывает В.Г. Харчева, существует три типа личности, наиболее склонные к совершению преступлений:

Глобальный преступный тип, для которого харак­терна «полная преступная заряженность». К нему от­носят бандитов, особо опасных рецидивистов и т.д.

Парциальный тип, т.е. с «частичной преступной заряженностью». Зтн лица нравственно «раздвоенные», в которых соседствуют черты нормального типа лично­сти и типа личности преступника. Например, люди, си­стематически совершающие хищения на производстве.

Предкриминальный тип — характерен для лиц, которым присуща большая эмоциональная возбуди­мость, недостаточное самообладание и т.д. В конфликт­ной ситуации они способны па преступление, хулиган­ство, убийство из ревности и т.д.

Как и у антропологического подхода, у психологи­ческой концепции есть свои недостатки. Это прежде всего преуменьшение роли социальных факторов в по­явлении криминальной личности, недооценка потреб­ностей и социальных ориентации личности. Тем не ме­нее, вклад психологической концепции в изучение ан­тисоциальной и преступной личности значителен и по­могает в детальном изучении причин преступного и аг­рессивного поведения.

Социологический подход не ограничивается иссле­дованием биологических или психологических особенно­стей криминальной личности, а соотносит ее с социальным фактором. Социологический анализ преступной личнос­ти получил распространение в конце Х1Хвека. У его истоков стоял французский криминалист и социолог Габриэль Тард. Основную причину преступного поведе­ния он видел в общественных факторах, в условиях жиз­ни людей.

Современный психолог и философ Эрих Фромм пред­ложил классификацию типов человеческого насилия. Он выделил семь таких типов — реактивное насилие, фрустрация, зависть и ревность, насилие из мести, ком­пенсаторное насилие, садизм, архаическая жажда кро­ви' . Каждая форма насилия проявляется в результате установок и направленности личности. Под реактив­ным насилием Фромм понимал насилие при защите сво­ей или чужой жизни или собственности, а также досто­инства. Это насилие охраняет жизнь и не является опас­ным для окружающего мира, если он не угрожает сам безопасности индивида. Насилие из мести, по Фромму, свойственно примитивным людям, не способным дру­гим способом восстановить справедливость. Компен­саторное насилие представляет собой стремление не­удачников мстить миру.

Фромм говорил о двух орнентациях — на добро и на зло. Эта направленность зависит от происхождения личности, воспитания личности, окружающего мира, уровня образования, профессии, возраста и пола. Аме­риканский социолог Роберт Мертон предложил теорию о типах личности и способов адаптации к обществу. Всего он насчитывает пять типов: конформистская лич­ность, инновационная личность, ритуалистская личность, ретретистская личность и мятежная личность. Конфор­мистская личность принимает образцы духовных норм и стандартов и ценностей, полностью адаптируясь к условиям жизни в обществе. Инновационная личность принимает господствуюн1,ие ценности, но отрицает тра­диционные пути их достижения. Ритуалист отвергает господствующие ценности, но старается соблюдать нор­мы поведения и традиции, не противопоставляя им свое поведение. Ретретистская личность отвергает господ­ствующие цели и средства их достижения (например, наркоманы или алкоголики). Наконец, мятежник отвер­гает традиционные цели и средства их достижения, предлагая взамен новые. Именно такая личность, в случае невозможности удовлетворения своих потреб­ностей законным путем, встает на путь преступной де­ятельности. Девиантное поведение индивида проявля­ется при ситуации, когда устремления завышены, а ре­альные возможности ограничены.

Опыт практических и теоретических исследований криминальной личности свидетельствует о том, что при анализе этой личности следует исходить из двух основ­ных факторов — биологической предрасположенности и влияния общества. Однако споры насчет преступной наследственности продолжаются и наука не имеет еди­ной точки зрения на эту проблему. Ряд отечественных исследователей, в том числе генетик Н.П. Дубинин, юристы И.И. Карпец и В.Н. Кудрявцев, говорят о зна­чительной роли наследственной предрасположенности. Академик П.Н. Федосеев отрицает биологические кор­ни преступного поведения, с ним солидарны Н.П. Боч­ков и Н.А. Стручков. Предпочтительное отношение к социальным факторам как к решающим в формирова­нии личности преступника берет начало в советском правоведении, которое рассматривало преступное по­ведение как продукт социальных и экономических ус­ловии И верило в возможность перевоспитания и ис­правления правонарушителя. Исследования личности преступника проводились в Советском Союзе начиная с первых лет советской власти. Значительный вклад в исследование личности правонарушителя внес социо­лог М.И. Гернет, проводивший исследование личности преступника по следующим факторам: социальное по­ложение, пол, возраст, национальность, воспитание и образование осужденных, жилищные и семейные усло­вия, происхождение из города или из села, отношение к алкоголизму. В 60-х годах изучением личности преступ­ника занимался А. Б. Сахаров. Он связывал индивиду­альные черты преступной личности с социальными яв­лениями и процессами, основополагающим ядром та­кой личности Сахаров полагал ее антиобщественную установку. В коллективной работе «Личность преступ­ника» дается обобщенный социально-демографический портрет правонарушителя 70-х годов. Авторы указы­вали на то, что 85% преступников составляют мужчи­ны, преимущественно, с незаконченным средним обра­зованием, представители малоквалифицированных про­фессий. Наиболее активное преступное поведение при­ходилось на возраст 25-29 лет. Глубокие исследования преступности молодежи и подростков провел проф. К-Е. Игошев. Он проанализировал мотивацию право­нарушений и пришел к выводу, что около половины (48,9%) преступлений и правонарушений имеют в сво­ей основе неосознанные мотивы, что свидетельствует о непредумышленности и импульсивности преступных действий, совершаемых подростками и молодежью.








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 881;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.