Субкультура преступного мира
Большой интерес для социологов, занимающихся исследованием преступной деятельности, представляет собой субкультура криминальных слоев. Ее исследованием занимались такие ученые, как Ломброзо, Ферри, Тард. Тард сравнивал преступные группировки с промышленными корпорациями, указывая на то, что криминальная субкультура имеет свою систему ценностей, свою специфическую символику, свой жаргон, свои традиции, нормы поведения и законы. Схожесть с корпорациями он усматривал в том, что в преступных группах важные вопросы также решаются путем голосования. в преступных группах есть общая казна и лица, ответственные за распределение и хранение денег.
Субкультура преступного мира складывается в местах лишения свободы — «на зоне». Неписаные законы регулируют отношения заключенных между собой и с администрацией колонии или тюрьмы. Б преступном мире существует определенная иерархия. Самое низшее положение занимают «петухи» (опущенные), над которыми совершен ритуальный акт мужеложства. Потенциальные кандидаты в опущенные — доносчики («стукачи»), беспредельщики, лица, осужденные за преступления сексуального характера. Над «петухами» постоянно издеваются, они не имеют права садиться за один стол с остальными заключенными. Основную массу осужденных составляют «мужики». Выше находится «отрицаловка» — блатные. Среди них также выделяется несколько групп. «Быки» выполняют карательные функции и работу по охране авторитета. «Шестерки» выполняют за авторитетов черную работу (стирают, гладят, моют), а «громоотводы» берут на себя вину за проступки авторитета. Наиболее высокое место занимают «фраера», осуществляющие связь с волей и выполняющие распоряжения авторитетов. Всего отрицаловка насчитывает около 15% от общего количества осужденных. Блатные не должны идти на связь с администрацией МТУ. Они обязаны всячески противодействовать администрации — доставать наркотики и алкоголь, изготовлять предметы оружия, наносить татуировки, играть в карты. Самое высокое положение в иерархии преступного .мира занимают «воры в законе» — элита криминалитета. Они избираются на воровской сходке («сходня-ке»). Воры в законе обязаны соблюдать «воровской закон»: не работать ни на воле, ни на зоне; не жениться, не служить в армии; не участвовать в общественной работе и самодеятельности; не вставать при исполнении гимна; не иметь собственного движимого и недвижимого имущества, а все сдавать в общак либо пропивать. Воры в законе утверждают идеологию преступного мира, правила и нормы, следят за их исполнением заключенными. Воров в законе относительно мало, до перестройки по России их было всего около 550 человек. В последние годы титулы воров в законе стали покупать, сами авторитеты приобретают дачи и иномарки, нанимаются выполнять незаконную работу к миллионерам-предпринимателям, активно участвуют в политической жизни, организуют собственные фирмы и предприятия.
Своеобразной отличительной чертой преступников выступают татуировки. Татуировка рассказывает о прошлом преступника, о его специальности и мировоззрении. Например, орел — символ воровского авторитета, собор — верность воровской профессии, а число куполов на соборе — количество судимостей с последующим заключением. Ряд татуировок говорит о специализации преступника: крест в перстне — знак карманного вора, черный парусник — грабителя-гастролера, а череп — разбойника. Кличка также может многое поведать об ее обладателе. Так, для авторитетов характерны клички вроде «Царь», «Шеф», многие клички говорят о роде занятий преступника (вор — «Ключник», фарцовщик — «Фред» и т. п.).
Жаргон является одним из важнейших атрибутов преступной субкультуры. Значение жаргона состоит в засекречивании, сохранении информации от непосвященных. Так, оперативник на жаргоне обозначается «кум», содержатель притона — «бондарь» и т. д. В последнее время отдельные элементы жаргона проникают в обычную разговорную речь, многие жаргонные слова воспринимаются как бытовизмы.
Отдельную форму криминальной субкультуры представляет субкультура подростковых и молодежных преступных группировок — «гопников», «тусовок», «босяков», в этих группировках также введена своя иерархия: во главе стоят «авторы» — авторитеты, их опора — «старики» (боевики), обычно 16—18 лет, ниже идет «шелуха» — подростки 13—14 лет.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 740;