МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub — частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-

5*


стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, — это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак — бритая голова. Особенность поведения — откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения — преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия:молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина — неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», — пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь — поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь — социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893—1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 800;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.