Надгосударственное право

Религиозное право — наиболее яркий пример надгосударственного права — это множество систем ре­лигиозного права: каноническое право (католическое и протестантское), мусульманское право, право древних евреев, право некоторых религий Дальнего Востока. Предписания этих религиозных систем имеют бесспор­ный правовой характер. Достаточно, например, про­честь Коран или Библию, чтобы убедиться, что эти тек­сты не ограничиваются областью религии, а содержат множество подробно изложенных норм, касающихся чисто человеческих проблем, таких, как семья, собствен­ность, наследование, обязанности и т.д. Так вот, власть, диктующая эти нормы, не является политической, хотя иногда и смешивается с последней (в государствах, называемых теократическими). Бывают случаи, когда религиозная власть вступает в конфликт с политичес­кой, а светская власть не признает постановлений цер­кви. Это происходит в некоторых современных стра­нах, где государство отделено от церкви. Но существу­ют другие страны, где каноническое право и сейчас действует, по крайней мере, в таких делах, как заклю­чение брака.

В качестве примеров надгосударственного права можно привести некоторые профессиональные инсти­туты обычного права, которые имеют место в ряде стран без учета границ государства или национальности за­интересованных лиц. Наиболее характерным было, по-видимому, право торговцев (jus mercatorum), распро­страненное в средние века и соблюдаемое столь же скру­пулезно, как и государственное законодательство.

Международные организации. Более сложным яв­ляется случай с постановлениями, издаваемыми меж­дународными организациями, которых в наши дни ста­новится все больше. Подавляющее число этих органи­заций являются техническими или культурными, но есть и организации чисто юридические. Лигу Наций, воз­никшую после первой мировой войны и ставн1ую жер­твой второй, сменила Организация Объединенных На­ций, в которую входят все демократические страны. Кроме того, в последние десятилетия мы стали свиде­телями попыток широкого объединения граничащих друг с другом государств, как это происходит в сегод­няшней Европе, а завтра, возможно, будет происходить в Африке или Азии. Уже созданы специфические орга­ны, по поводу которых вполне можно задаться вопро­сом, не носят ли их предписания правового характера несмотря на отсутствие какой-либо политической влас­ти для претворения их в жизнь. Это вечный вопрос о сущности международного права. Действительно ли это право в полном смысле этого слова? Некоторые уче­ные, ссылаясь именно на отсутствие политической вла­сти, отказывают ему в этом названии. Впрочем, такие взгляды высказываются все реже.

Международное право не имеет ничего общего с «ес­тественным правом». Мы уже видели, что в то время, как все правовые нормы являются обязательными, пре­дусмотренные ими санкции часто имеют неопределен­ный характер. Аналогичным образом обстоит дело и здесь. «Рекомендации» ООН или Международного суда в Гааге, несомненно, заслуживают названия правовых норм, хотя и не подлежат исполнению с помощью средств государственного принуждения. Как бы то ни было, мы присутствуем при зарождении права, не опирающего­ся на политическую организацию.

Напротив, не следует считать надгосударственным, например, римское право. Римское право, конечно, широко применяется в различных странах, но там оно входит в качестве составного элемента в то или иное национальное право. С момента крушения государства, которое его поддерживало, оно утратило принуждаю­щую силу.








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 519;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.