Операторы вывода данных

Структура программы на языке Pascal

Программа на языке Turbo Pascal 7..0 имеет следующие разделы:

РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЙ
program Заголовок программы
{$…} Глобальные директивы компилятора
uses Подключаемые библиотеки (модули)
label Раздел объявления глобальных меток
const Раздел объявления глобальных констант
type Раздел объявления глобальных типов
var Раздел объявления глобальных переменных
РАЗДЕЛ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ
Procedure (function) Заголовок процедуры (функции) {тело процедуры}
РАЗДЕЛ ОСНОВНОГО БЛОКА ПРОГРАММЫ
begin end. Основной блок программы

 

В тексте программы могут присутствовать комментарии. Это невыполняемая часть программы, она не компилируется в машинные коды и составляются программистом для пояснения работы программы, её элементов, операторов и т.д.. Комментарии оформляется как произвольный текст, ограниченный с двух сторон фигурными скобками - {…} или звёздочками - * …*.

Операторы языка Pascal

Оператором называется элементарная структурная единица программы. Он предназначен как для записи алгоритмических действий по преобразованию данных, так и для задания порядка выполнения действий (операций) программы. Операторы автоматически выполняются в порядке их следования в программе и отделяются друг от друга символом "точка с запятой".

Операторы делятся на:

· простые (не содержат в себе других операторов);

· составные (включают в себя один или несколько дополнительных операторов).

Оператор присваивания

С помощью данного оператора определяется или переопределяется значение переменной языка Pascal – присваивается значение переменной или вычисляется выражение.

Формат (синтаксис) оператора: <имя>:=<выражение>;

Выражение должно быть совместимо по присваиванию с типом переменной.

Примеры:

X:=Pi;

Y:=Sqr(Z*Z+T*T);

Bool:=(I>1) or (I<3);

Операторы ввода данных

Операторы ввода предназначены для ввода исходных данных в программу и имеют вид:

READ(X,Y,Z,...);

READLN(X,Y,Z,...);

где: X,Y,Z,... - имена переменных. Данные операторы обеспечивают ввод данных с клавиатуры и присваивают переменным X,Y,Z,... их значения, вводимые с клавиатуры.

Оператор READLN (X,Y,Z,...) отличается от READ(X,Y,Z,...) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки. Допускается использование оператора ввода без параметров: READLN; , который используется для останова программы.

Операторы вывода данных

Для вывода данных на экран используются операторы:

WRITE (X,Y,Z,...);

WRITELN (X,Y,Z,...);

WRITELN ;

где: X,Y,Z,... - имена переменных, значения которых подлежат выводу

Оператор WRITE(X,Y,Z,...) выполняет вывод на экран значений переменных X,Y,Z,... в одну строку.

Оператор WRITELN (X,Y,Z,...) кроме вывода на экран значений X,Y,Z,..., осуществляет перевод курсора в начало новой строки после вывода последнего значения.

Оператор WRITELN осуществляет пропуск строки, в которой находится курсор, к началу новой строки (выводит пустую строку).

Операторы вывода допускают использование указания о ширине поля, отводимого под значение в явном виде:

WRITE (Y:m:n,X:k:l,...);

WRITELN (Y:m:n:,X:k:l,...);

где m и k - количество позиций, отведенных под запись значения переменных Y и X соответственно; n и l - количество позиций, отведенных под запись дробной части чисел Y и X.

Примеры:

WRITE('Сумма = ',Sum); {вывод на экран текста «Сумма = », затем значения суммы, которое хранится в переменной Sum}

WRITELN('Введите ',I,'-й элемент: ');

WRITELN (t:5:3); - вывод значения t, всего 5 символов, из них 3 – после запятой.








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1051;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.