Врожденная гиперплазия коры надпочечников
Врожденная гиперплазия коры надпочечников, которая раньше называлась адреногенитальным синдромом, является клиническим синдромом или симптомокомплексом, развитие которого связано с нарушением секреции кортикостероидов вследствие врожденного дефекта ферментов, ответственных за биосинтез этих гормонов. Сниженное образование кортизола приводит к повышению секреции АКТГ с последующим развитием гиперплазии коркового слоя коры надпочечников. Для синдрома врожденной гиперплазии коры надпочечников характерна триада: низкий уровень кортизола и высокое содержание АКТГ в крови, двусторонняя гиперплазия надпочечников. Типичным для этой патологии является интактность ренин‑ангиотензин‑альдостероновой системы.
Врожденная гиперплазия коры надпочечников является следствием нарушения активности ферментов, осуществляющих биосинтез стероидов. Эти ферменты контролируют гормоны не только в надпочечниках, но и в половых железах, поэтому при данной патологии имеется также нарушение секреции половых гормонов.
Врожденная гиперплазия коры надпочечников встречается не столь редко и составляет от 1:5000 до 1:67 000. Исследования показали наличие аутосомно‑рецессивного пути наследования.
Недостаточность 21‑гидроксилазы встречается наиболее часто из ферментных нарушений коры надпочечников.
При недостаточности 21‑гидроксилазы блокируется конверсия 17‑гидроксипрогестерона в 11‑деоксикортизол, приводя к снижению образования кортизола и накоплению предшественников кортизола, которые в сетчатом слое коры надпочечников в повышенных количествах конвертируются в надпочечниковые андрогены. Клинически недостаточность 21‑гидроксилазы протекает в основном в виде двух форм: вирильной и сольтеряющей. Разберем одну из этих форм, вирильную.
Вирильная форма синдрома связана с частичной недостаточностью 21‑гидроксилазы. Как правило, при этом наблюдается компенсация функции коры надпочечников в результате повышения секреции АКТГ, т. е. уровень кортизола в крови снижен незначительно или определяется на нижней границе нормы. Повышенная секреция АКТГ, однако, приводит к значительному образованию андрогенов, прогестерона и 17‑гидроксипрогестерона, которые угнетают сользадерживающую активность альдостерона на уровне канальцев почек. Повышение уровня ренина в плазме приводит к компенсаторному усилению секреции альдостерона. Таким образом, компенсаторные механизмы (усиление секреции АКТГ), посредством которых осуществляется нормализация секреции кортизола и альдостерона, приводят к избыточному образованию андростендиона. Содержание андростендиона в крови значительно повышено, и хотя этот стероид обладает незначительной биологической активностью, однако на периферии он конвертируется в тестостерон, который и ответственен за развитие вирилизации.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 907;