Выбор национальной внешнеторговой ориентации на основе теорий мировой торговли
Внешняя торговля осуществляется, прежде всего, частным бизнесом. Но государство регулирует этот процесс, отстаивая национальные интересы.
Формы и методы государственного регулирования внешней торговли отдельных государств во многом одинаковы, они отработаны длительной мировой практикой, однако имеются существенные отличия в механизмах их использования в зависимости от преобладания фритредерской, либеральной, либо протекционистской ориентации.
Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной национальной экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности и взаимовыгодности торговых операций. Для стран с переходной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Реализация фритредерской модели в чистом виде для развивающихся экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего, потому, что эти страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы - сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать «грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.
Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня требований мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт «азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштабов перераспределения ресурсов.
Протекционистский вариант внешнеторговой политики предполагает защиту отечественного производства, что связано с некоторым сокращением внешнеторговых операций. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг).
Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объема экспорта и в конечном счете - сокращение экспортного производства. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего, отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители вынуждены погашать растущий спрос отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных товаров и получить дополнительный выигрыш.
Для потребителя сам факт ввоза импортного товара свидетельствует о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо, то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.
Отечественные производители, конкурирующие с импортерами, выигрывают лишь в том случае, если величина импортной пошлины будет достаточной, чтобы произошло действительное ограничение импорта, т. е. предложение зарубежных товаров сократилось при сопровождающем это ограничение повышении цены. Следствием этого удорожания будет переключение потребителя с импортных товаров на отечественные. Поскольку же повышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты будут выигрывать как за счет повышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если говорить только о потребителях и производителях, то введение тарифов приведет к потерям, т. е. к уменьшению совокупного выигрыша общества.
Следует также отметить, что доход от тарифа сам по себе будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения таможенного тарифа на импорт выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители. Происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства и производителей импортозамещающих товаров.
Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:
- при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;
- при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов. Например, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желающие развивать отечественное сборочное производство автомобилей, договорились об установлении высоких, до 35 %, импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают на низком уровне (3—5 %) пошлины на комплектующие изделия. Поставщики продукции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;
- когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственного бюджета. Это характерно для молодых развивающихся стран: если производство определенной отечественной продукции является предметом национального престижа; при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ социальной защиты малообеспеченных слоев населения; с целью формирования запасов определенной продукции для обеспечения экономического благосостояния или обороноспособности страны, в том числе в будущем.
Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.
Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Сокращение импорта также повысит внутренний спрос в стране, стимулируя рост производства и занятости. Однако протекционизм создает условия для сохранения неэффективного производства, так как ограничивает конкуренцию. Хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, он создает новую занятость, которая может быть связана с закупкой, продажей и обслуживанием импортной продукции. Государство может обеспечить поддержку производителям и более эффективным способом, т. е. с меньшей потерей благосостояния. Так, при сохранении свободы внешней торговли, субсидии производителям приведут к расширению отечественного производства без повышения цен, поэтому потребители не понесут потерь. При этом общие потери государства от предоставления субсидии окажутся меньше, чем от введения тарифа.
Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.
Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.
Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Чрезмерная зависимость страны от импорта действительно может поставить ее в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Однако существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Что касается невозобновимых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем. Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки, причем часто можно найти лучшие средства для достижения цели.
Кроме потерь благосостояния протекционизм может вызвать и другие отрицательные последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны других. Так, если страна сокращает импорт путем тарифных или нетарифных ограничений, то, вероятнее всего, у нее сократится экспорт, что приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного спроса и т. д. Экономические противоречия между странами могут очень обостриться, что будет иметь отрицательные последствия для обеих сторон. Протекционистская внешнеторговая политика будет повышать обменный курс национальной валюты (так как сокращается импорт и повышается чистый экспорт страны). Повышение обменного курса приведет к стимулированию импорта и будет сдерживать экспорт. В результате ухудшится платежный баланс страны. А это имеет отрицательные макроэкономические последствия.
Существует и третий вариант внешнеторговой политики - это модель, адекватная задаче взаимовыгодного сотрудничества в рамках демократически разрабатываемых международных программ реализации высоких технологий, образовательных, культурных, экологических программ и т.п.
Такая модель внешнеторговой деятельности предполагает, во-первых, свертывание импорта в тех сферах экономики, где отечественные производители могут решить проблему удовлетворения спроса не хуже зарубежных при условии, что они получат соответствующие ресурсы, в частности валютные. На пути реализации такого рода импортозамещающего производства внутри страны лежат как проблемы внешнеэкономической политики, так и проблемы, которые трудно разрешить внутри собственной экономики. Тем не менее, ориентация на развитие импортозамещающего производства может стать одной из важнейших предпосылок перехода к действительно равноправному сотрудничеству.
Во-вторых, необходимо не только свертывание импорта в определенных сферах экономики, но и развитие других, прежде всего переход к целенаправленному импорту оборудования, необходимого для развития совместных стратегических проектов и программ, ориентированных на постиндустриальные технологии. Такого рода оборудование должно не столько стать средством для сборки готовых изделий, сколько ориентироваться на заполнение того вакуума, который образовался в постсоциалистических странах в промежутке между добычей, переработкой и производством базовых видов оборудования (в тяжелой промышленности, машиностроении), в фундаментальной и прикладной науке.
Создание современных технологических комплексов на основе импорта современного оборудования позволит использовать имеющийся образовательный и природный потенциал наших стран, что может стать наиболее приемлемой ориентацией во внешнеторговой стратегии. Желательно, однако, чтобы закупки высококачественного технологического оборудования проводились по мировым ценам и тем самым не ущемляли экономических интересов наших партнеров.
Безусловно, изменения только в сфере импорта, без соответствующей коррекции экспортной стратегии, мало что дадут для решения проблемы взаимовыгодной внешней торговли государств с переходной экономикой. Экспортная стратегия, хотя бы частично реализующая интеграцию наших государств в мировое сообщество на взаимовыгодной основе, должна предусматривать меры, направленные на постепенный отказ от преимущественного экспорта сырья, материалов и природных ресурсов, что предполагает повышенный контроль за экспортом. Речь идет об использовании значительной части валютных поступлений от экспорта для создания современной перерабатывающей промышленности либо на реализацию долгосрочных программ, по которым партнеры, заинтересованные в получении наших ресурсов, будут сегодня осуществлять крупные инвестиции в создание современных технологических комплексов, осуществляющих переработку этой продукции. Перспективной задачей может стать проведение стратегических маркетинговых исследований, позволяющих разработать и реализовать программу перехода на поставку ресурсов прежде всего тем экономическим партнерам, кто согласен обеспечивать выгодный для нашей страны импорт.
Учитывая то, что важнейшим показателем развитости страны выступает экспорт, первоочередной задачей является развитие новых экспортных направлений. Упор должен быть сделан на сферы, в которых наша страна имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальные и опытно-конструкторские прикладные разработки. При этом экспорт "ноу-хау" должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов является также активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при осуществлении адекватной ценовой политики.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1066;