БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА СИ
Рассмотрим обязательные элементы, с помощью которых должна оформляться программа на Си:
1. Комментарии – используются для документирования программы. Любая программа должна содержать комментарии: какой алгоритм применяется, что делает программа…
Ø 1 способ: /* Текст */ - в любом месте программы.
Как только компилятор встречает /**/, он их пропускает. Компилятор игнорирует /* */, так как он не в состоянии интерпретировать язык, отличающийся от языка Си. То есть, если вы хотите исключить из компиляции какую-то строку, то заключите её в /**/.
Ø 2 способ: если комментарий большой, то используем такой тип
/* Строка 1 - для комментария любой длины
строка 2
строка 3*/
Ø 3 способ: // - текст до конца строки.
2. Идентификатор - это имя, которое присваивается какому-либо объекту (переменной). Используются строчные и прописные буквы, цифры и знак подчёркивания. Строчные и прописные буквы различаются. (В Бейсике не различаются). Если назвать переменную name, Name или NAME, то это будут разные переменные.
Начинаются идентификаторы с буквы или знака подчеркивания. Например, _name. Но не рекомендуется начинать с _, так как этот знак используется для глобальных имен сомого языка Си.
В современном программировании часто используется для создания идентификаторов Венгерская нотация, где используются определенные символы, характеризующие идентификатор, например:
b – байт; ch – однобайтовый символ;
w – слово; f – флаг;
l – длинное слово; fn – функция;
u – беззнаковое; p – указатель;
с – счетчик; d – разность двух пре-х
cz – строка; и т.д.
3. Служебные слова – это слова, с которыми в языке жестко сопоставлены определённые смысловые значения и которые не могут быть использованы для других целей. Это имена операторов, библиотечных функций, команды препроцессора и так далее. Этим слова нельзя использовать для создания имен своих функций, переменных…
ДАННЫЕ В ПРОГРАММЕ НА СИ
Каждая программа оперирует с данными. Они присутствуют в программе в виде переменных и констант.
Данные, которые могут изменяться или которым может присваиваться значения во время выполнения программы, называются переменными.
Данные, которым устанавливаются определенные значения и они сохраняют свои значения на всем протяжении работы программы, называются константами.
Константы
Константы - это фиксированные значения. Значение, будучи установлено, больше не меняется. Константы бывают различных типов. Типы отличаются по принципу размещения в памяти ЭВМ, а для человека по виду записи. В Си существует 7 ключевых слов, используемых для указания на различные типы данных: int, long, short, unsigned, char, float, double.
Типы констант:
a) Целые и длинные целые. Записываются в десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления. Они могут быть знаковые и беззнаковые.
Десятичная система: целые константы занимают 16 бит памяти, и принимают диапазон значений: -32768 до +32767(215). Если константа беззнаковая, то диапазон удваивается: 0 до 65535 (за счет того, что 15-й разряд – знаковый используется под число). Для обозначения беззнакового числа используют суффикс u (unsigned), например 123u.
Если число больше 40000, то компилятор автоматически преобразует его в отрицательное число, поэтому суффикс u обязателен:40000u. В примере 123u компилятору все равно – есть суффикс или его нет, так как это число входит в диапазон 32767.
Длинное целое занимает 32 бита, диапазон значений
± 2147483648 (знаковое длинное – long). Если вы поставили суффикс l, то, несмотря на число, будет занято 32 бита. Например: -5326l
0 – 4294967295 беззнаковое длинное - (unsigned long). Диапазон увеличивается за счет 31-го бита. Используются суффиксы ul, например, 32659ul.
Восьмеричная система:
Если число начинается с цифры 0, оно интерпретируется как восьмиричное число
16 битов 0 ¸ 077777
0100000 ¸ 0177777u
32 бита 0200000 ¸ 01777777777l
020000000000 ¸ 037777777777ul
Шестнадцатеричная система:
Если число начинается с символа 0х, то оно интерпретируется как шестнадцатиричное
16 битов 0x0000 ¸ 0x7FFF
0x8000 ¸ 0xEFFFu
32 бита 0x10000 ¸ 0x7FFFFFFFl
0x80000000 ¸ 0xFFFFFFFFul
b) Вещественные константы. Это числа с плавающей точкой. Значение имеет дробную часть. По умолчанию все вещественные константы имеют тип двойной точности double. Занимают в памяти 8 байт(даже если 0,0). Диапазон значений ±1*10±307, можно записать и в научной форме, например: 0,5е+15 или
1,2е-3=1,2*10-8=0,0012.
Принудительно можно задать формат одинарной точности float. Число будет занимать 4 байта, используется суффикс f (5.7 f). Соответсвенно диапазон сужается ±1*10±37
А также расширенной точности – long double – 10 байт. (3.14L)
Знак + можно не писать. Разрешается опускать либо десятичную точку, либо экспоненциальную часть, но не одновременно (.2; 4е16). Можно не писать дробную либо целую часть, но не одновременно (100.; .8е-5)
c) Символьные константы. Это набор символов, используемых в ЭВМ.
Делятся на 2 группы: печатные и не печатные (управляющие коды). Символьная константа включает в себя только 1 символ, который необходимо заключить в апострофы и занимает 1 байт памяти.
Любой символ имеет своё двойное представление в таблице ASCII. В программе символьные константы вводятся в одинарных кавычках, при компиляции в программу подставляется числовое значение символа из ASCII. Один символ занимает 1 байт.
Символ 'А' 'a' ' ' '\n'
Его код 65 97 32 10
Как целый тип данных 'A'=01018, 010000012, 4116, 6510. Коды запоминать не надо.
Управляющие коды начинаются с символа \ и тоже заключаются в апострофы. Наиболее распространенные управляющие коды:
\n – переход на новую строку
\t – табуляция (сдвиг курсора на некоторое фиксированное значение)
\b – шаг назад (сдвиг на одну позицию назад)
\r – возврат каретки (возврат к началу строки)
\f – подача бланка (протяжка бумаги на 1 страницу)
\\ - слеш
\’ - апостроф
\” - кавычки
Последние три знака могут выступать символьными константами, а также применяться в функции printf() , поэтому применение их в качестве символов может привести к ошибке. Например, если мы хотим вывести строку «Символ \ называется слеш», то оператор должен выглядеть так:
рrintf( «Символ \\ называется слеш»);
a) Строковые константы- содержат последовательность из 1 и более символов, заключённых в " ". Расходуется по 1 байту на любой символ + 1байт на так называемый ноль-символ - признак конца строки. Ноль-символ – не цифра ноль, он означает, что количество символов в строке (N) должно быть на 1 байт больше (N+1), чтобы обозначать конец строки (компилятор его прибавляет сам автоматически). Например: «строка текста» занимает (13+1) байт;
«Мир» -
м и р 0
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 3315;