Этические конфликты
Врач, занимающийся половым воспитанием, не может быть свободен от решения этических проблем, которые в Детской сексологии встают часто острее, чем в сексологии и сексопатологии взрослых. Трудности в разрешении существенных противоречий в сексологической практике, – отмечает К. Имелинский, – усугубляются личными взглядами и нормативными моделями самого сексолога, а также степенью его конформизма по отношению к давлению «общественного мнения». Пожалуй, ни в одной другой сфере деятельности врача эти вопросы не стоят с такой остротой.
Традиционное медицинское образование, в котором ни сексология, ни – тем более – детская сексология пока не занимают должного места, не может освободить врача от тех этических и моральных установок в отношении к психосексуальной стороне жизни, которые сложились у него до начала врачебной деятельности. В этом смысле врач – такой же человек, как все. Полученное и воспринятое им в родительской семье пуританское воспитание, неблагоприятный личный опыт отношений между полами или в сексуальной жизни и т. п. могут оказаться существенным препятствием в его деятельности по половому воспитанию. У одних врачей этический конфликт между собственными установками и задачами полового воспитания проявляется в активном непринятии последнего, другие, даже понимая целесообразность полового воспитания и правильность его задач, не могут перешагнуть этический барьер и не способствуют половому воспитанию, хотя и не противодействуют ему. У третьих, наконец, изменение своих этических установок принимает, особенно на первых порах, формы крайнего, не оправдываемого задачами полового воспитания, прогрессизма. И лишь немногим удается достаточно быстро и внутренне безболезненно выйти на уровень сбалансированного сочетания установок и требований.
Внутренние этические конфликты врача могут вызывать у него напряжение, находящее не всегда адекватные выражения в проводимой им работе по половому воспитанию и консультированию воспитателей. Порой они ведут к построению своей деятельности по типу «лишь бы избавиться», порой – к попытке решения всех проблем через подход к психосексуальному развитию с привычных позиций биологической терапии, а порой – к отрицанию своей роли в помощи семье и ребенку с переадресовкой их к педагогам, психологам, врачам другой специальности (педиатр – к эндокринологу, эндокринолог – к гинекологу, гинеколог – к психиатру и т. д.).
Может ли врач преодолеть и разрешить эти внутренние конфликты, если фиксирует их наличие? По крайней мере, он может попытаться это сделать, внимательно и непредвзято ознакомившись с существующей научной литературой по сексологии и детской сексологии. Он не все примет и не со всем согласится, но убедится в том, что мучающие его вопросы ставятся и решаются и другими, что существуют разные мнения и разные подходы, что осуществлять половое воспитание – значит размышлять, переживать, искать, отказываться от сковывающих привычек и предрассудков. Многим это поможет перевести этический конфликт в этический поиск, продуктивный не только в отношении своего участия в половом воспитании, но и своего личностного развития. Если требуемое от врача остается для него все же этически неприемлемым, он вправе не участвовать в половом воспитании, но обязан не мешать ему. Все сказанное, разумеется, не снимает вопрос о методически и административно организованной специальной подготовке врачей к этой работе.
Этические конфликты могут носить и внешний характер. Желание оказать максимальную помощь обратившимся за ней семье и ребенку не всегда обязательно совпадает с существующими в культуре и обществе этическими установками, усугубляющими имеющиеся страдания и трудности. В одних случаях это позиция родителей по отношению к ребенку, в других – позиция не подготовленных к этой работе коллег, в третьих – позиция общественности. В той же мере, в какой врач должен быть готов к возможности подобных конфликтов, он должен стремиться уменьшить ее. Лобовая атака на неверные и предрассудочные мнения и позиции лишь усугубляет конфликт, приводя иногда к тому, что врач просто лишается возможности участвовать в половом воспитании. Уменьшить вероятность этих конфликтов помогает четкое сознание того обстоятельства, что от врача ждут не этических реформ, а помощи в охране здоровья. Его задача не доказательство несостоятельности этических установок людей, а настойчивое, терпеливое, учитывающее разнообразие позиций, разъяснение связи полового воспитания с охраной физического и психического здоровья детей, обоснование целесообразности тех или иных шагов в половом воспитании. В ряде же случаев от врача может потребоваться немалое личное, профессиональное и гражданское мужество для отстаивания оптимальной позиции. В любом варианте существенную помощь врачу может оказать знакомство с методами психологической коррекции и психотерапии, дающее возможность строить убеждение не только на силе собственной убежденности, но и на апелляции к собеседнику или аудитории, учитывающей, наряду с целью, и эмоциональную атмосферу, традиции культуры, особенности и реальный опыт данной микросоциальной среды.
Наконец, врач, как и всякий человек, испытывает потребность видеть результаты своего труда, чувствовать себя профессионально и этически состоятельным. Многое здесь зависит от точки отсчета. Если врач ориентирован на достижение быстрых непосредственных результатов, тем более – в массовом масштабе, он всегда будет разочарован, а продуктивность его участия в половом воспитании будет снижаться. Если же он понимает, что его возможности имеют свои пределы, а мерой успешности его работы служат помощь конкретному ребенку или конкретной семье, принятие аудиторией хотя бы небольшой части пропагандируемых им положений, стимулируемые им тенденции к изменению позиций и тактики воспитания, – он сумеет шаг за шагом разворачивать свою деятельность так, что она будет приносить все большие реальные результаты.
Заключение
В постоянно развивающемся психосексуальном мире человека возникают нравственные и психологические проблемы, отнюдь не исчезающие от того, что о них умалчивают. Недостаточность и неправильность воспитания в этой сфере, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных стереотипов маскулинности и фемининности могут отрицательно сказываться на нравственном, соматическом и психическом здоровье человека.
Если понимать половое воспитание как необходимую часть воспитания нравственного (вне контекста нравственного воспитания оно, как и любая другая специальная часть воспитания, бессмысленно, а потому либо неэффективно либо даже вредно), то не может быть двух мнений о том, нужно ли его проводить. Если отдавать себе отчет в значении ранних этапов развития для формирования личности, то не может быть двух мнений и об оптимальном времени начала полового воспитания, а попытки откладывать его «на потом» будут лишь попытками ухода от проблемы. Как всякое воспитание, вне зависимости от того – ставят ли перед собой такую специальную задачу воспитатели, оно осуществляется всегда и начинается сразу после рождения. Речь идет только о том, кому и как его проводить, чтобы оказать оптимальную помощь в полноценном и гармоничном развитии растущим гражданам страны – будущим женщинам и мужчинам, а не предоставлять это развитие воле случая.
Воспитание подрастающих поколений как полноценных граждан и тружеников не только не заслоняет, но и решительно подчеркивает важность воспитания девочек как женщин и мальчиков как мужчин. От успешности решения этой задачи зависит слишком много, чтобы пренебрегать ею: здоровье людей, их личное и семейное счастье, подход к воспитанию будущих поколений, доверительность отношений и взаимопонимание поколений, гражданская и трудовая активность людей, воспитание защитников Родины [Спивак Л. И., Мишин Г. И., 1977], демографическая ситуация в стране и т. д.
Половое воспитание должно способствовать оптимизации психосексуальной дифференциации на разных этапах развития и формированию ответственных партнерства, супружества, родительства. Для успешного решения этих задач воспитателям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Необходимо и организационно‑методическое обеспечение полового воспитания, без которого оно не может быть оформлено в охватывающую все этапы и аспекты формирования личности систему. Понимание того, что построение такой системы – дело долгосрочной перспективы, не отменяет того очевидного факта, что теория и практика полового воспитания остро нуждаются в развитии и совершенствовании, и нужда эта не только не уменьшается, но – напротив – возрастает.
Безусловно, сегодня родителям и педагогам может быть трудно преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания полученным ими самими воспитанием. Для них не всегда ясна связь многих душевных и жизненных конфликтов взрослого человека с тем, как и под какими влияниями протекало его психосексуальное развитие в детстве: они часто принимают причину за следствие и, наоборот, вынося из этого впечатление о необязательности, а то и о ненужности полового воспитания. На практике такое воспитание приобретает форму «педагогизации предрассудков». Половое воспитание можно отрицать, но невозможно отменить – выгнанное в дверь, оно входит в окно, только уже в опошленном, примитивном и искаженном виде. Проще всего отвергать такие установки. Дело, однако, не в том, чтобы их отвергнуть, и даже не в том только, чтобы убедительно их опровергнуть – дело в том, чтобы всемерно помогать принять верные и целесообразные идеи и принципы полового воспитания, а приняв – оптимально их реализовать.
Беря на себя роль консультанта, а при необходимости – и воспитателя воспитателей, врач в первую очередь должен обратиться к собственным позициям, взглядам, установкам в сфере пола и сексуальности, полового воспитания. Слово и дело врача обладают особой силой воздействия, ибо ассоциируются в восприятии с обеспечением и поддержанием здоровья: ошибки врача ятрогенны. Неспециалистам врач часто кажется единственным исчерпывающе и верно осведомленным в области вопросов пола лицом. Но сам врач не может (по крайней мере – не должен) заблуждаться на этот счет: существующая система вузовской подготовки не дает основания для таких заблуждений. Более того, традиционно биологическая ориентация медицины сужает диапазон осмысления проблем пола и сексуальности, а такая медицинская дисциплина как сексопатология в сферу обязательной подготовки врача не входит и представлена в лучшем случае факультативными курсами в единичных вузах страны. Вклад последипломной подготовки также весьма скромен. Надеясь на то, что эта книга поможет в заполнении существующих пробелов, мы все же должны подчеркнуть, что мера полезности ее зависит и от того, готов ли врач к расширению сферы своей деятельности, восприятию не всегда привычных для него мнений и установок, словом – к той интересной, хотя и порой нелегкой, внутренней работе, без которой его участие в создании системы полового воспитания может обретать нежелательную, мертвящую это живое и развивающееся дело, формальность.
Участие врача в половом воспитании не может и не должно быть лишь предписываемой, извне навязываемой врачу обязанностью. Оно тем более эффективно, чем в большей мере является обязанностью внутренней, отражающей не только профессиональное долженствование, но и отношение врача к проблеме психосексуального развития и бытия человека. Может показаться, что такой подход предъявляет избыточные требования к врачу или ставит его деятельность в непозволительную зависимость от личных качеств. Но именно такой подход определяет глубинную сущность воспитания вообще: «Любовь матери к ребенку поднимает его, делает сильным, уверенным в себе лишь постольку, поскольку в ней выражена материнская любовь ко всем людям. Иначе и любовь матери угнетает ребенка»[56].
Не меньшее значение имеет готовность и способность врача к продуктивному диалогу с представителями других специальностей. К сожалению, не только врач и педагог, врач и психолог, но даже врачи разных специальностей часто говорят «на разных языках», вкладывая в одни и те же термины разный смысл или обозначая одни и те же явления разными терминами, видя за одним и тем же признаком разные причины и разные направления необходимой работы. Эта «разноязыкость» затрудняет взаимопонимание и сотрудничество даже единомышленников, не говоря уже о людях, чьи взгляды на половое воспитание могут расходиться. В этой связи мы должны обратить внимание на недопустимость смещения терминов, в которых оценивается сексуальность, и на постепенно складывающуюся тенденцию перехода к терминологии, не связанной с одобрением – неодобрением. Для врача, от которого ждут помощи, а не морализирования, терминологическая корректность особо важна.
Трудности врача в работе по половому воспитанию нередко связаны с избыточными, не учитывающими специфики и неизбежной ограниченности его возможностей, требованиями к нему. Чаще всего они порождаются попытками возложить на медработника задачи единственного воспитателя и неумеренным энтузиазмом малоподготовленных людей. Это могут быть, например, попытки требовать от врача выступить в роли осуществляющего половое воспитание «трудных» подростков или вдохновляемое энтузиастами решение родительского собрания 1‑3‑х классов о необходимости внедрения полового воспитания на этой ступени и проведения его школьной медицинской сестрой. Перед врачом в таких случаях возникает непростая задача: сохраняя роль пропагандиста полового воспитания и консультанта воспитателей, брать на себя функции ограничения его разумными и реалистическими пределами и мерами, которые не дискредитировали бы саму идею полового воспитания и не приводили бы к нежелательным эффектам.
С учетом того, что контакт среднего и младшего медицинского персонала с детьми гораздо более тесен, чем контакт врача, возникает необходимость подготовки среднего и младшего звена, которая пока практически не проводится. Нужда в такой подготовке тем более велика, что доверительность контакта детей со средним и младшим персоналом (особенно в стационарных и санаторных учреждениях) также больше, чем контакта с врачом.
Даже за, казалось бы, положительным отношением взрослых к половому воспитанию в действительности нередко скрывается понимание его целей как сдерживания полового развития и выработки единообразных и жестких предписаний сексуального поведения в будущем. Однако в этой сфере человеческой практики и переживаний далеко не все воспитуемо, и существует чрезвычайно широкий круг индивидуальных подходов и оценок, индивидуальных стилей сексуального поведения. Цель полового воспитания состоит не в унификации полоролевого и сексуального поведения, а в том, чтобы помочь развивающейся личности находить и реализовать свою маскулинную или фемининную индивидуальность в возвышенном, благородном, гуманном и ответственном, но не в низменном, вульгарном, сладострастно‑своевольном и эгоцентричном. Врач должен уметь объединить в целостном нравственном контексте самые разные стороны и аспекты полового воспитания и просвещения, дезактуализировать в восприятии аудитории изжившие себя архаичные противопоставления плотского и духовного, являющиеся существенным препятствием на пути достижения счастья и здоровья.
Все эти задачи требуют, чтобы врач был носителем и распространителем достоверных и обоснованных сведений не только по медико‑биологическим аспектам пола, но и по половозрастной психологии, семейной и лечебной педагогике, медицинской психологии, психогигиене и психопрофилактике, деонтологии, психотерапии, общей и школьной гигиене и т. д. В этом состоит одна из многих, порой нелегких, но важных и вполне посильных задач, решая которые врач выполняет свой прямой профессиональный долг. Исполнение этого долга не терпит формализма, и мерой успеха в нем служат удовлетворение сознанием помощи подрастающему поколению и его здоровье в будущем, осознание своего посильного вклада в решение вопросов, опосредующих и связывающих воедино интересы общества и личности.
[1]Берндт Р., Берндт К. (Berndt R., Berndt C.). Мир первых австралийцев . Пер. с англ. М., 1981, с. 137.
[2]Берндт Р., Берндт К. (Berndt R., Berndt C.). Мир первых австралийцев . Пер. с англ. М., 1981, с. 114.
[3]Викторова Л. Л. Система социализации детей и подростков у монголов, пути и причины трансформации ее элементов. В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитание детей и подростков у народов Восточной и Юго‑Восточной Азии. М., 1983, с. 61.
[4]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 6
[5]Лотман Ю. М. Биографии – живое лицо. Новый мир, 1985. № 2, с. 234.
[6]Кон И. С. О социологической интерпретации сексуального поведения. Социол. исследования, 1982. № 2, с. 119.
[7]Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1., М., 1979, с. 202.
[8]Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1977, с. 62.
[9]Теории А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в их относящейся к половому воспитанию части нередко противопоставляются, а двадцатилетнее «белое пятно» в половом воспитании у нас в стране связывают с доминированием весьма «обуженных» взглядов А. С. Макаренко [Kozakiewiez М., 1981]. Это, однако, не только неверная, но и очень внешняя, поверхностная сторона дела: общая ситуация этих двух десятилетий, определяемая предвоенной атмосферой, Великой Отечественной войной и послевоенным восстановлением, порождала задачи, с которыми теоретические дискуссии по сексологии и половому воспитанию были просто несоизмеримы, и отнюдь не только у нас в стране, но и во всей Европе.
[10]Этика и психология семейной жизни. М., 1984, с. 5.
[11]Азаров Ю. Этнография детства. Новый мир, 1984, № 7, с. 265.
[12]Жуховицкий Л. Свободное время школьников. М., 1969, с. 68.
[13]Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. Сов. этнография, 1983, № 3. с. 35.
[14]Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. Сов. этнография, 1983, № 3, с. 36.
[15]Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. Вопросы психологии, 1984, № 4. с. 69.
[16]Русская народная поэзия. Л., 1984, с. 243.
[17]Пушкин А. С. В кн.: Сказки русских писателей, Л\., 1984, с. 24.
[18]Лиходеев Л. И. Искусство это искусство М., 1970, с. 156.
[19]Шкловский В. Диалоги с прошлым. – Новый мир. 1984, № 1, с. 234–235.
[20]Сушков Б. «Ах, амур проклятый», или адюльтер оптом и в розницу. Литературная учеба, 1985 № 1, с. 124–127.
[21]Лотман Ю. М. Биография – живое лицо. Новый мир, 1985, № 2, с. 230
[22]Васильченко Г. С, Решетняк Ю. А. Системный подход к психогигиене половой жизни (информационно‑социологические аспекты). В кн.: Диагностика, лечение и профилактика половых расстройств. М., 1978, с. 29.
[23]Файнбург 3. И. Наука как системообразующий элемент культуры: опыт постановки проблемы. – В кн.: Наука и культура. М., 1984, с. 114.
[24]Ссылки на данные, полученные при изучении животных, при изучении человека часто вызывают возражения. Но «изучение поведения человека не должно ограничиваться только тем, что исследуют социология и социальная психология. Этология как отрасль биологического знания имеет полное право на участие в изучении человека, однако с учетом всего того, что привносится в его поведение обществом» [Леонович В. В. Поведение человека как общий объект исследования социогуманитарных наук и этологии. В кн.: Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984, с. 238].
[25]Кон И. С. Этнография и проблемы пола. – Советская этнография. 1983, № 3, с. 30.
[26]Геодакян В. А. Системный подход и закономерности в биологии. В. кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1984, с. 332.
[27]Общая сексопатология. М., 1977, с. 140.
[28]Общая сексопатология. М., 1977, с. 144.
[29]Соловейчик С. «Агу» и «Бука». – Новый мир, 1985, № 3, с. 197.
[30]Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. – В кн.: Текст и культура. Труды по знаковым системам. XVI, Тарту, 1983. с. 27.
[31]Эти влияния могут участвовать в формировании эрогенных зон у женщин, у которых, как подчеркивается [Васильченко Г. С, 1977; Свядощ А. М., 1984; Здравомыслов В. И. и др., 1985; Imielinski K., 1986], экстрагенитальные эрогенные зоны играют большую, чем у мужчин, роль. Функциональный спектр эрогенных зон женщины существенно зависит от индивидуального, в том числе раннего, опыта.
[32]Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте– М., 1968, с. 152.
[33]Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. – М., 1983, с. 205–206.
[34]Simmer G. (Зиммель Г.). Общение. Пример чистой, или формальной, социологии. – Социологические исследования, 1984, № 2. с. 175.
[35]Носов Н. Три повести.–Л., 1974, с. 14.
[36]«Особенно скандальным было открытие миром растений пола… Царство растений, до тех пор лишенное цветов, охватила горячка публичного любовного сближения, сопровождавшегося фантастическим эксгибиционизмом цветения; исключением оказались лишь тайнобрачные, которые, как говорит само их название, еще хранили тайну связей, присущую консервативному обществу» [Walter G. (Уолтер Г.). Живой мозг. Пер. с англ. М., 1966, с. 35–36]. Эта блестящая метафора порождена сознанием взрослого человека. Постижение же воспроизводства человека ребенком, которому предлагают единственный путь (не от человека к растениям, как в приведенном отрывке, а наоборот – от растений к человеку), просто невозможно для него.
[37]Пастернак Б. Воздушные пути. Проза разных лет.–М., 1982, с. 61–63.
[38]Кон И. С. Социология личности. – М., 1967, с. 163.
[39]Каган М. С. Человеческая деятельность. – М., 1974, с. 285.
[40]Белкин А. И., Лакуста В. Н. Биологическая терапия психических заболеваний. – Кишинев, 1983, с. 135.
[41]Набор представлен шкалами: обаятельный – непривлекательный, слабый – сильный, разговорчивый – молчаливый, безответственный – добросовестный, упрямый – уступчивый, замкнутый – открытый, добрый – эгоистичный, зависимый – независимый, деятельный – пассивный, черствый – отзывчивый, решительный – нерешительный, вялый – энергичный, справедливый – несправедливый, расслабленный – напряженный, суетливый – спокойный, враждебный – дружелюбный, уверенный – неуверенный, нелюдимый – общительный, честный – неискренний, несамостоятельный – самостоятельный, раздражительный – невозмутимый.
[42]Васильчекко Г. С. В кн.: Общая сексопатология. – М, 1977, с. 205.
[43]Кон И. С. Дружба. – М., 1980. с. 176.
[44]Лиходеев Л. Искусство это искусство. – М., 1970, с. 150.
[45]И. Кон. Логика табу. – Лит. газета. 1986, № 36 (5102), с. 12.
[46]Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа. – Социол. исследования, 1986, № 3. с. 27.
[47]Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. –Л., 1984, с. 14.
[48]Там же, с. 15.
[49]Там же, с. 15–16.
[50]Переведенцев В. И. Воспроизводство населения и семья. Социологические исследования, 1982, № 2, с. 87.
[51]Распутин В. Век живи – век люби. – Роман‑газета, № 17 (999), 1984, с. 1–2.
[52]Ильин Е. Н. Искусство общения. – М., 1982, с. 52.
[53]Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984, с. 25–26.
[54]Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа. – Социол, исследования, 1986, № 3, с. 33.
[55]По данным наших опросов, в дошкольных детских учреждениях для здоровых детей зарегистрирован интерес ко всему «неприличному» (10 %), подглядывание за обнажением (18 %). обнажение (6 %), онанизм (10 %); среди воспитанников интерната от 9 до 14 лет – онанизм (18 %), подглядывание (14 %), садистически окрашенное поведение (18 %). У тех и других широко распространены условно сексуальные проявления.
[56]Соловейчик С. Просто любовь? – Неделя, 1985, № 15 (1307), с. 10.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 901;