Баня как воздушная процедура
При банном способе мытья практически всё тело человека находится в воздухе. Иными словами, баня является одновременно и водной, и воздушной процедурой. Это даёт возможность человеку вести в банях (в отличие от ванн) привычный образ жизни: сидеть, лежать, ходить, принимать любые позы и т. п. Если воздух в бане теплый (жаркий), то процедура мытья становится душевно и телесно приятной, климатически комфортной, расслабляющей, пригодной также и для отдыха, неспешных развлечений, общений.
Таким образом, баня как водная процедура очень удобна для экономного мытья тела, а баня как воздушная процедура очень комфортна не только для мытья, но и для многих видов досуговых мероприятий. Собственно, как мы уже отмечали, бани и зародились как воздушные досуговые процедуры у костра в пещере. Так что, когда мы говорили о двуединой роли бань как средств и для мытья, и для досуга, мы фактически во многом исходили из двуединой сути бань, как процедур и водных, и воздушных одновременно. И когда в российских банях появились отдельные специальные парилки, то досуговым местом стали именно они, вне зависимости от того, мылись ли там или нет. В хаммамах досуговым местом чаще всего считается горячая мраморная платформа для прогрева тела, тоже являющаяся явно воздушным объектом.
Именно нахождение человека во время водной процедуры на воздухе наиболее наглядно отличает бани от ванн и душей. Действительно, второй признак бань (малые сосуды с водой) является не столь уж чётким фактором, поскольку самая обычная городская ванна по сути есть самый маленький сосуд, в который можно погрузить большую часть тела, а самый обычный квартирный душ зачастую есть лишь слабая свободно истекающая струя (водопад), такая же как струя из черпака. Но стоит в ванной комнате повысить температуру до 40 °C и выше, тотчас эта ванная комната получает новые бытовые возможности, характерные для бань. В частности, в такой ванной комнате можно будет комфортно (не замерзая) мыться в тазу тёплой водой, нагретой на кухонной плите (например, во время отключений горячей воды на ремонтные работы).
Таким образом, мы видим, что банная идея вовсе не чужда самой обычной квартирной ванной комнате – надо лишь нагреть воздух и можно будет принимать банные (водно‑воздушные) процедуры, используя ванну как поддон. Однако, в последние десятилетия под банными условиями в народе стали пониматься исключительно умопомрачительные температуры (условия парилок). Это произошло потому, что основные массы населения перестали использовать бани для повседневного мытья, а любители бань – на то и любители, что любят погорячее. В основном благодаря личному мнению и пристрастиям любителей сохраняется культ экстремального банного жара, пара и веника. Немалый вклад внесли финские коммерческие «специалисты», которым удалось убедить людей, что обильное выделение пота очень полезно, причём, мол, более полезно, чем сам нагрев тела, что пот может выводить, якобы, даже молочную кислоту непосредственно из мышц тела, что потоотделение в сухих саунах якобы ещё более полезно для здоровья, чем любое иное потение.
С этих пор любители бань и саун без устали потеют, контролируют воздух термометрами и гигрометрами, дозируют процедуры песочными часами и электронно‑программируемыми пультами управления. О степени действительной полезности потения в банях и саунах можно судить по длительности жизни населения Финляндии, страны, где уже тремя поколениями подряд эксплуатируется более миллиона сверхгорячих сухих саун. Из таблицы видно, что долгосрочный медицинский, в том числе оздоравливающий эффект сухих саун, не является сколько‑нибудь заметных, но и явного вреда тоже нет.
Средняя продолжительность жизни населения разных стран (Обзорно‑географический атлас мира, М.: УНИИНТЕХ, 2003)
Вместе с тем, человек выделяет пот не только в паровых банях и сухих саунах, но и в горячих ваннах и под горячим душем, то есть не только на воздухе, но и под водой. А это значит, что тезис о пользе бань как пользе потения, не столь опасный с медицинской точки зрения, может оказаться очень вредным методически с технической точки зрения, поскольку способен своею узостью заслонить всю широту банной идеи. Ценность бань как воздушных, так и водных процедур заключается вовсе не в потении, по крайней мере, не только в потении. Ценность бань прежде всего в удобстве и комфорте (и мытья, и пребывания), в малом потреблении воды, в возможности лёгкого изготовления из подручных материалов в автономных условиях, в принципиальной возможности добиться исключительных гигиенических характеристик, в мягкости нагрева, в красоте традиций и во многом другом.
Возвращаясь к бане как воздушной процедуре, необходимо подчеркнуть, что ощущение тепла в тёплом воздухе весьма условны. Один и тот же воздух может восприниматься по‑разному в зависимости от того, разгорячён ли человек или нет, мокрая у него кожа или сухая. Так, неразгорячённый человек может войти в баню и ощутить явную жару, но стоит ему сполоснуться тёплой водой, и баня уже может показаться холодной.
С другой стороны, одни и те же субъективные ощущения тепла могут возникать у человека при совершенно различных объективных обстоятельствах. Так, сопоставляя ощущения тепла в горячем воздухе и горячей воде, необходимо учитывать, что теплопроводность неподвижного воздуха в двадцать пять раз ниже теплопроводности воды. Это значит, что неподвижный воздух с температурой 100 °C воспринимается человеком как вода с температурой 39 °C, поскольку кондуктивные тепловые потоки от сухого неподвижного воздуха с температурой 100 °C и от воды с температурой 39 °C к телу человека с температурой 36,6 °C равны между собой. Все это означает, что, вопреки бытующему мнению, баня с даже очень горячим воздухом не является какой‑то особой супержаркой процедурой. Наоборот, по сравнению со всеми имеющимися в природе тепловыми (термическими) воздействиями баня с горячим воздухом является наиболее мягкой процедурой. Другое дело паровая баня, которая может ошпарить как кипяток.
Тело человека в бане находится на воздухе, то есть оно фактически является теплоизолированным, поскольку воздух является плохим проводником тепла. Теплоизоляция тела человека неподвижным воздухом бани дает возможность нагревать тело человека, а затем сохранять это тепло. Например, облучая оголенное тело человека потоком лучистого тепла, мы очень эффективно нагреваем его (например, летом на жгучем солнце), поскольку сухое тело плохо остывает из‑за низкой теплопроводности окружающего неподвижного воздуха. Но стоит только смочить кожу водой или встать на ветер, то сразу станет холодно, поскольку появляется механизм охлаждения тела за счёт испарения или конвекции. Или, например, сухой человек может не испытывать особых тепловых нагрузок в горячем сухом неподвижном воздухе с температурой 100 °C, но стоит только махнуть веером (создать ветер – обдув сухой кожи человека горячим воздухом), тотчас возникнет дополнительный конвективный поток тепла на сухое тело человека, а потом с прекращением движений воздуха поступление тепла вновь резко сокращается.
Поскольку тело человека в бане находится на воздухе, оно может нагреваться самым различным образом: и самим воздухом, и лучистыми потоками, и водой, и горячим деревянным полком, и горячей каменной платформой, что совершенно немыслимо при нахождении человека в воде. Теплопроводность мрамора в четыре раза больше теплопроводности воды и в сто раз больше теплопроводности воздуха. Поэтому на горячем камне можно греться и потеть даже при обычной комнатной температуре воздуха. Бани, в которых тело человека нагревается не воздухом, не паром и не лучистым теплом, будем условно называть внеклиматическими. К внеклиматическим баням относятся помещения для мытья, в которых тело нагревают на каменной платформе (восточные бани), в горячих ножных ванночках и даже на батареях (регистрах) водяного отопления (см. раздел 9).
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1062;