Этапы развития бань

 

В заключение схематически подытожим основные вехи развития мытного дела. Сначала, вспотев от бега, древние люди вычёсывали ногтями распаренные загрязнения с кожи, тёрлись о деревья, катались по земле. Это уровень дикого банного мытья. Затем люди, открыв огонь и научившись греться у костра, потели и чесались. Это уровень доисторической бани.

Во времена Древней Греции люди уже ясно представляли себе, что лучше потеет грязная засаленная кожа, и для лучшего накопления пота на коже стали специально обмазываться маслом (чаще всего наиболее доступным оливковым). При этом ещё долго сочетали оба способа получения пота – и физическую нагрузку, и пассивный нагрев в лаконикуме или кальдарии. Причём, у греков, привыкших купаться в холодных речках, считалось, что регулярное использование тёплых (горячих) процедур (и водных, и воздушных) недостойно и недопустимо для воинов. Сибариты, правители острова‑колонии Сибарос, славившиеся беззаботной праздной жизнью и по преданию первыми начавшие купаться в тёплых ваннах, вошли в историю как символы изнеженности. Подчеркнём, что смущало не само тёплое купание, признаваемое как средство лечения и снятия физической усталости, а привычка купаться в тёплой воде. Кроме того, даже в период расцвета терм в I–IV веках н. э. у многих сохранялось убеждение, что горячая вода вредит здоровью. Ещё больший вред по мнению врачей того времени приносило быстрое охлаждение. «Ничто, наверно, не способно возбудить такое полчище новых болезней, как самая обыкновенная смена горячей и холодной воды, когда тело сначала размягчается как железо в огне и делается вялым, а потом снова затвердевает от холодной воды» (Плутарх, I век н. э.). Поэтому в термах не допускалась контрастность процедур. В особенности медленно охлаждались после кальдария. Именно это обычно особо удивляет любителей русско‑финских бань, проповедующих как раз полезность закаливания. Опасность быстрых охлаждений в термах была обусловлена, видимо, тем, что тело было больше прогрето внутри от физических упражнений, чем в прикожном слое от бани. Ведь вспотевшим от бега людям нельзя бросаться в холодную воду – это чревато серьёзной простудой и даже воспалением лёгких. Так что в истории цивилизации Средиземноморья был период, когда бани (как теплые купания и омовения) считались скорее способом купания именно разгорячённых физическими состязаниями людей, а не способом обыденной помывки обычных людей.

Уровень, когда люди научились обогревать помещения (то есть эпоха лаконикумов и простейших паровых бань, в том числе и кочевого быта), соответствовал началу цивилизованной бани. К этому моменту люди научились носить воду не только в ладонях, во рту и на коже, но и в сосудах, а также транспортировать по водоводам (рукотворным рекам, каналам). Как только человек научился греть эту специально принесённую воду, началась эпоха современных бань, бассейнов и душей.

Таким образом, бани как явление были связаны вначале с нагревом тела физической нагрузкой, а затем с нагревом тела за счёт огня. Потом стали греть не только тело, но и помещение. И наконец, стали греть не только помещение, но и воду. Такой характер прогресса бань был неосознанным, стихийным, в том смысле, что ни человек, ни господь‑бог не планировали заранее именно этот, а не какой‑нибудь иной путь развития. Этот путь однозначно определился самой природой и был единственно возможным. Так и сейчас, человек, разжигая костёр или печь‑буржуйку, намереваясь нагреть побольше воды для мытья, вдруг осознаёт, что если костёр или печка нагревают не только воду, но и воздух до высокой температуры, то для мытья не надо много воды, достаточно одного‑двух тазов (вёдер, шаек). Это и есть банный принцип (который объединяет вокруг себя и все ранние виды «бань»). Грея же большое количество воды, получаем ванны (бассейны) или души, искусственные тёплые имитаторы естественных водоёмов (рек, озёр) и дождя, с использованием которых человек тоже испокон веков мылся, вольно или невольно привыкая к воде как источнику очищения.

 

 

Суть банной идеи

 

Человек – это единственное в мире существо, твердо знающее, что мыться лучше всего в бане с веником, и единственное, которое всё же сомневается в этом.

 

Двадцатый век стал периодом глубочайшего потребительского и идейного кризиса банного дела (несмотря на существенный технический прогресс), причём настолько сильного, что была утеряна непрерывная нить представлений, тянувшаяся тысячелетиями.

Лет сто тому назад любой горожанин и любой крестьянин и в России, и в Финляндии, не задумываясь, твердо сказал бы, что баня (сауна) – это мытьё. Это значит, что современная баня (сауна) – это ванны и души.

– Нет‑нет, – скажет ныне любая благополучная горожанка, – бани – это бани, а ванны – это ванны. Бани, это там, где парятся, а не только моются.

– Да‑да, – авторитетно заявляют современные любители бань, – не стали бы наши предки специально строить бани только затем, чтобы смыть грязь с кожи. Бани и сейчас прежде всего нужны не для мытья, а для того, чтобы потеть и париться.

– Нет‑нет, – возражают истинные знатоки бань, – не будет человек просто так потеть и париться. Бани – это когда моются и парятся, и потеют, и лечатся, и отдыхают, и общаются одновременно. Баня существует для того, чтобы помыться как следует, не так, как в ваннах и душах.

– Да‑да, – говорят рекламодатели и издатели глянцевых журналов, – бани – это прежде всего святые традиции и в строительстве, и в процедуре мытья. Надо беречь банное мастерство, возрождать истинно народные средства лечения, заговоры, медовухи. Хорошая баня – это богатая баня в красивом месте, только красота и богатство дают человеку удовлетворение, удовольствие, радость.

– Нет‑нет, – рассуждает современная финская банная наука, – основное назначение современной бани – вызывать усиленное потовыделение и таким образом снимать физическое и умственное напряжение.

– Да‑да, – вторят передовые отечественные физиотерапевты, – бани – это лечебно‑гигиенические процедуры в горячем воздухе термальной камеры (парильни), сочетаемые с холодной пресной водой при строгом соблюдении врачебной методики во избежание нежелательных последствий (В.М. Боголюбов, Г.Н. Пономаренко, Общая физиотерапия, М.: Медицина, 1999 г.; B.C. Улащик, И.В. Лукомский, Общая физиотерапия, Минск, Интерпрессервис, 2003 г.). Остается только удивляться, как наши безграмотные предки могли тысячелетиями мыться в банях без всяких научных методик и без вреда для здоровья.

Всё это говорит только об одном: ныне и среди профессионалов, и в простонародной среде нет ни согласия, ни ясности не только по общежитейскому вопросу назначения бань, но и по самым общим теоретическим проблемам сущности бань и их конструкций. Это объясняется тем, что отечественная «большая наука», а вслед за ней современная сантехническая индустрия давно уже незаслуженно поставили крест на перспективах развития русских бань в современном обществе. Бани, уступившие место ваннам и душам, временно оказались вне промышленного прогресса и профессионального анализа. Даже в общенародной среде явно обозначилась сдвижка в умах, размывшая основные понятия и ценности и всё переставившая отнюдь не в пользу бань.

Чтобы разобраться в истинных причинах кризиса, необходимо чётко и определённо ответить на один‑единственный по‑детски наивный, но вполне естественный вопрос принципиального методического плана – что же такое баня, какова ее основная идея, отличающая ее от ванн и душей? Вопрос не праздный – многочисленные современные банные «энциклопедии», знающие о банях «всё», старательно избегают его. Не могут ответить на этот вопрос и многие любители бань.

Еще более удивительным представляется то, что даже ведущие профессиональные финские специалисты – законодатели банной моды – признаются, что до сих пор не могут четко истолковать понятие сауны, причём и как термина, и как технического объекта, и как содержания процедуры и её назначения (Рольф Пинер, Сауна для удовольствия, красоты и здоровья, М.: Гранд, 2002 г.). Вот что писал магистр Х.Й. Вихерьдури в своей книге «Финская сауна», изданной еще в 1943 г.: «Не так‑то просто дать такое определение понятию «финская сауна», чтобы значение этого слова стало вполне понятным. Для самих финнов едва ли есть в этом необходимость, потому что они уже по меньшей мере тысячу лет ходят в сауну, не заботясь об определении и истолковании этого понятия. Только если иностранец спросит их…, из ответа он поймет, что было бы очень важно определить, что собственно собой представляет финская сауна». Эта недостаточная осведомленность самих финнов, не способных ответить на простейший вопрос, что же такое сауна, привела к заимствованию этого финского слова в другие языки, поскольку правильно перевести то, что никто не знает что, невозможно. Все финны соглашаются с тем, что в течение многих веков сауна представляла собой баню для гигиенических целей (мытья), но в которой можно было заодно и полечиться, и отдохнуть, и пообщаться. После олимпийских игр 1936 года, когда финны впервые представили публике сухую сауну (утеплённую кабину с мощной электропечью, которую можно установить на любом приличном стадионе) и с успехом использовали её для реабилитации своих спортсменов, финские «специалисты» назвали весь многовековый финский опыт создания мытных саун «досадным недоразумением», после чего ни один иностранец уже не мог четко ориентироваться в многочисленных идеологиях финских саун. Ясно, что путаница в умах возникла только из‑за того, что из саун выбросили воду и тем самым выхолостили банную идею, но зато расширили возможности произвольных трактований сути процедуры.

Ну и, наконец, совсем уже удивительным фактом является то, что вся эта неразбериха мнений и у русских, и у финнов молчаливо признается одним из наиприятнейших элементов бань, их богатством. В жутких, но абсолютно бесплодных спорах, в столкновениях всевозможных житейских взглядов и представлений, в прелести пустого «трепа» о паре и жаре прожита вся история бань с античных времен до наших просвещенных дней. И, конечно же, при постройке современных бань никак нельзя забывать об этом удивительном психологическом феномене.

Ясно, что желание спорить проистекает не только из любви к «трёпу» во время банных застолий. В желании спорить кроется какая‑то глубокая недосказанность, какая‑то влекущая идея. Ведь все говорят по существу об одном и том же, но с разных точек зрения, с разных сторон, порой не пытаясь даже углубиться в общую объединяющую истину.

 








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 794;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.