НОЕВ КОВЧЕГ И ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Ноев ковчег. Картина американского художника Эдварда Хикса (1780–1849)
Предание о Ноевом ковчеге и всемирном потопе изложено в библейской книге Бытие. Согласно легенде, когда Бог увидел порочность мира, он решил устроить потоп, чтобы разрушить свое творение. Из всех людей только праведному Ною и его семье удалось выжить. Бог поведал Ною, как построить огромный ковчег, в который вместилось бы по паре каждого вида живых существ планеты. В Библии сказано, что дожди, посланные Богом, шли 40 дней и 40 ночей и затопили всю поверхность земли. Когда же дождь прекратился и вода начала спадать, Ноев ковчег пристал к участку суши в районе горы Арарат (в современной Турции). Ной выпустил голубя, чтобы узнать, найдет ли он место, где приземлиться, но тот вернулся. Через семь дней Ной отправил голубя снова, на этот раз тот вернулся с листиком оливкового дерева. Спустя неделю голубь снова улетел и теперь уже не вернулся. Так Ной понял, что земля высохла и настало время покинуть корабль. Высадившись на берег, Ной принес жертву. Бог одобрил его действия и заключил с Ноем соглашение: Он дал слово никогда больше не затапливать землю за грехи человечества, и символом этого обещания стала радуга в небе. Согласно Библии, ковчег напоминал огромную баржу, построенную, видимо, из древесины кипариса, пропитанной для герметизации битумом. В книге Бытие упоминается только одно окно, хотя, возможно, их было больше, а также одна дверь. В ковчеге приблизительно 450 футов в длину, 75 футов в ширину и 45 футов в высоту было несколько помещений, размещавшихся на трех внутренних палубах. До XX в. это было крупнейшее морское судно, по водоизмещению сравнимое с «Титаником». По длине ковчег превышал все известные деревянные суда. Жаркие дискуссии ведутся относительно того, могли ли на таком корабле уместиться по два представителя каждого вида животных, не говоря уже о том, как Ною и его семье удалось собрать их всех в одном месте. Сегодня принято считать (если предание о Ноевом ковчеге воспринимать буквально), что в судне находились скорее не виды, а роды: не каждая группа кошачьих (львы, тигры и леопарды), а, вероятно, самец и самка, представляющие все семейство.
Поиски остатков исчезнувшего ковчега продолжаются уже более 2000 лет. Если он действительно существует, такая находка может оказаться исключительно важным доказательством реальности изложенных в Библии фактов. В книге Бытие (8:4) сказано, что ковчег остановился у «горы Арарат», но видимо, речь идет не о самом пике, а о регионе. К сожалению, в настоящее время поиски ковчега (сейчас данные о них классифицированы в так называемой ковчегологии) окутаны сомнительными исследованиями и откровенной мистификацией. Одним из первых о ковчеге заявил французский исследователь Фернанд Наварра. В 1955 г. он якобы поднялся по горе Арарат, пройдя 2,5 км, и обнаружил в оледеневшей скале вытесанный руками человека деревянный брус, который забрал с собой. Во время следующей экспедиции в 1969 г. он обнаружил еще несколько досок. Образцы древесины он предоставил для экспертизы в шесть различных лабораторий, где их датировали 1190–1690 гг. до н. э. Хотя доски и найдены на Арарате, этот период времени никоим образом не связан с легендой о Ноевом ковчеге. Впрочем, некоторые аргументы ученого вызывают сомнения: Наварра называет несколько мест, где он якобы обнаружил древесину, однако проводник и один из членов экспедиции утверждают, что в действительности он купил доски в городе у местных жителей и сам занес их на гору. Тот факт, что гора Арарат находится на тщательно охраняемой советско‑турецкой границе (в настоящее время армянско‑турецкой), ограничивает количество экспедиций, занимающихся поиском ковчега. Тем не менее и шансов на его обнаружение становится все меньше. В 1973 г. астронавт НАСА Джеймс Ирвин организовал несколько экспедиций на гору Арарат. Но, как и множество других скалолазов до и после него, не смог найти каких‑либо доказательств существования ковчега. Впрочем, есть вероятность того, что Ноев ковчег находится в другом месте – в 19 милях к югу от Большого Арарата, возле города Догубаязит, в 1,8 мили к северу от иранской границы. На фотографии, сделанной с воздуха пилотом турецких воздушных сил в 1959 г. (выполнявшим задание НАТО по картографированию местности), было обнаружено изображение лодки или похожего на нее объекта, торчащего из скалы, в 1,19 мили вверх от региона гор Акьяйла. В I960 г. в этот район отправилась экспедиция. Подорвав одну из сторон предполагаемого ковчега, она не обнаружила никаких подтверждений тому, что объект создан руками человека. Тем не менее, в 80–90‑е годы XX в. любитель приключений, помощник анестезиолога Рон Вьятт стал популярен благодаря заявлению, что фрагмент рельефа является настоящим ковчегом. Во время своего первого подъема на вершину ему удалось обнаружить ряд впечатляющих артефактов. Среди них были каменные морские якоря с крестами (которые, как он полагал, использовал Ной для управления своим судном), железные заклепки, шайбы и образцы окаменевшей древесины с ковчега.
Каменный якорь, по мнению американских археологов, является стелой (вертикально стоящим валуном) дохристианской Армении, рисунки на которой были сделаны в христианский период, вероятно, между 301 и 406 гг. Образец горной породы, который Вьятт считал окаменевшей древесиной, позднее был изучен геологами, однако никаких следов древесины в нем не нашли. Что касается металлических артефактов, они действительно оказались кусками железной руды, но естественного происхождения. Когда в 1987 г. это место было повторно обследовано с помощью георадара, результаты снова показали, что образцы пород имеют естественное происхождение.
В 1993 г. американская телекомпания Си‑би‑эс сняла документальный фильм (производство «Сан Интернэшнл Пикчерз») под названием «Невероятное открытие Ноева ковчега». В этом проекте Джордж Джаммал, израильский актер, живущий в городе Лонг‑Бич (Калифорния), утверждал, что у него хранится кусок древней доски с Ноева ковчега. 40 миллионов зрителей, просмотревшие видео, восприняли его как документальный фильм о библейском Ноевом ковчеге. Позднее Джаммал признался, что история была сплошным обманом и он никогда не бывал в Турции. «Древняя доска» в действительности оказалась куском дерева, взятого с железнодорожных путей неподалеку от места съемок в Лонг‑Бич. Не так давно Дениэл Макгиверн, один из членов гавайского христианского общества, заявил, что видел судно на снимке горы Арарат, сделанном со спутника. Он утверждал «с уверенностью на 98 %», что это на самом деле ковчег и на одном из снимков он даже разглядел деревянные брусья корабля.
В 2004 г. Макгиверн объявил, что организовывает экспедицию на Арарат с бюджетом 900 000 долларов. Это заявление широко обсуждалось в прессе. Экспедиция должна была отправиться в июле, чтобы доказать, что «араратская аномалия», таково было первоначальное название, действительно является Ноевым ковчегом. Однако турецкое правительство не выдало Макгиверну разрешения на проход к Арарату, поскольку гора находится в районе военных действий. Впрочем, есть мнение, что планируемая экспедиция была фикцией: глава британской экспедиции, профессор Сельджукского университета в Турции Ахмет Али Аслан, вызывал у многих искателей Ноева ковчега недоверие, поскольку он принимал участие в съемках псевдодокументального фильма телекомпании Си‑би‑эс в 1993 г. и тоже обвинялся в подделке фотографий ковчега. Сегодня многие считают несостоявшуюся экспедицию стоимостью 900 000 долларов обычной игрой на публику. И все же, несмотря на многочисленные мистификации и преувеличения, которыми полна эта история, а также на постоянные неудачи в поисках реальных доказательств существования ковчега, многие воспринимают предание о Ноевом ковчеге буквально и верят, что однажды его обломки будут найдены в районе горы Арарат.
Легенда о всемирном потопе и об избранном человеке, пережившем его для того, чтобы принести в мир новую жизнь, не ограничивается библейскими источниками. Похожие предания сохранились во многих древних мифах, в частности по ряду признаков легенда напоминает мифы ассирийско‑вавилонского периода. Наиболее известным принято считать «Сказание о Гильгамеше». Это предание пришло из Вавилона, однако его наиболее полная версия представлена на глиняных табличках VII в. до н. э. из собрания ассирийского царя Ашурбанипала. На сегодня самая древняя шумерская (регион на юге Месопотамии) версия эпической поэмы датируется периодом III династии Ур (2100–2000 гг. до н. э.). В предании рассказывается о повелителе всех богов Эллиле, который хотел уничтожить человечество с помощью потопа. Бог воды Эа предупредил смертного по имени Утнапиштим о предстоящем наводнении и велел, разобрав свое тростниковое жилище, построить для спасения большую лодку или ковчег и погрузить в него свою семью и представителей каждого вида животных. Ужасный шторм длился 7 дней, потом еще 12 дней вода прибывала и прибывала. Наконец корабль пристал к горе Низир. Через 7 дней Утнапиштим выпустил голубя, но тот вернулся, затем ласточку – та тоже прилетела обратно, и наконец ворона – который не вернулся. Затем Утнапиштим принес жертву богу Эа, за что ему и его жене было даровано бессмертие. Сходство между этим повествованием и библейской легендой о потопе очевидна, но есть ли какие‑либо археологические подтверждения тому, что всемирный потоп действительно когда‑то был?
Некоторые сведения о доисторическом потопе в Месопотамии – территории, охватывающей земли современного Ирака, Турции и Сирии, конечно же, сохранились (например, о наводнении в Персидском заливе, на юге Месопотамии, поглотившем город Ур). Роберт М. Бест в своей книге «Ноев ковчег и эпическое сказание о Зиусудре: шумерское происхождение мифа о потопе» (1999) связывает библейский потоп с шестидневным наводнением на реке Евфрат, происшедшем в 2900 г. до н. э. Согласно этой любопытной теории, Ной был реальным историческим персонажем по имени Зиусудра – жрецом шумерского города‑государства Шуруппак. Он предположил, что Зиусудру и его семью по реке Евфрат унесло в Персидский залив на судне, напоминавшем торговую речную баржу, где они дрейфовали около года, пока не пристали к берегу в дельте реки. Этот потоп подтверждается археологическими данными, но тоже это было локальное явление, а не событие глобального масштаба.
Наводнение. Гюстав Доре
Другую теорию о потопе предложили Уолтер Питмэн и Уильям Райан – геологи из Колумбийского университета в Нью‑Йорке. В своей книге «Ноев потоп», вышедшей в 2000 г., Питмэн и Райан заявили, что в основе библейской легенды о потопе лежит упоминание о природном катаклизме – заполнении водой Черного моря. Это произошло в начале эпохи неолита, около 5600 г. назад, когда Черное море, бывшее до этого пресноводным озером, было затоплено. В конце последнего ледникового периода поднялся уровень Средиземного моря и миллионы декалитров воды вылились в озеро через Боспорский пролив. Черное море разлилось, на мили затопив близлежащие земли. Было подсчитано, что низменности, расположенные вокруг озера, исчезали под водой очень быстро – со скоростью около мили в день. По‑видимому, во время катастрофы на этих землях проживало немало земледельцев, которые вынуждены были спасаться от гигантского наводнения бегством. Такая катастрофа должна была оставить след в памяти людей. Передаваемая из поколения в поколение, легенда обрастала мифическими подробностями, пока не приобрела тот вид, в котором мы знаем ее сегодня. Как бы то ни было, такое объяснение не является доказательством того, что библейское предание о потопе отражает реальное историческое событие, которое стало основой для возникновения легенд о наводнениях, встречающихся в мифологии ближневосточных цивилизаций.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1301;