ДРЕВНИЕ РИСУНКИ НА ХОЛМАХ АНГЛИИ
Фотография Дена Хуби (всеобщее достояние). Уффингтонская белая лошадь (вид с воздуха)
Фигуры на поверхности земли, или геоглифы, в холмистой части Англии создаются уже более 3000 лет. Сегодня их насчитывается 56. Большая часть рисунков находится в меловых низменностях южной части страны. Здесь изображены великаны, кони, кресты и военные знаки отличия. Преимущественно изображения создавались в течение последних 300 лет, хотя несколько рисунков намного старше. Вероятно, наиболее известный из них – великолепная Уффингтонская белая лошадь в графстве Берк. Недавно была проведена повторная датировка, и анализ показал, что фигура древнее, чем предполагалось ранее. Она появилась задолго до создания Римской империи и даже ранее железного века. Еще более дискуссионными являются Серн‑Аббасский исполин (графство Дорсет) и загадочный Длинный человек из Уилмингтона (графство Сассекс). С какой целью создавались эти загадочные фигуры? Кто их нарисовал? И как древние образцы сохранились на протяжении нескольких тысяч лет?
Метод создания фигур очень прост: верхний слой дерна аккуратно удаляли, обнажая лежащий под ним слой белого мела, вскоре на месте рисунка снова вырастала трава, но ее регулярно прорывали или соскабливали. Причем этим, должно быть, занималась довольно большая группа людей. Вероятно, большая часть фигур на холмах не сохранилась вследствие того, что исчезла традиция заботиться о них: люди прекращали вырывать траву, чтобы открыть меловую линию. Кроме того, за сотни лет лини» иногда видоизменялись, поскольку очистка не всегда проводилась строго на одном и том же месте, а в результате изменялись очертания первоначального геоглифа. Тот факт, что некоторые древние изображения на холмах Англии просуществовали до наших дней, свидетельствует о силе и преемственности местных традиций и верований на протяжении колоссального периода – по крайней мере одного тысячелетия. Самым древним и самым известным рисунком является Уффингтонская белая лошадь, в 1,5 мили к югу от городка Уффингтон, в низинах графства Берк. Это уникальное схематическое изображение лошади с длинной гладкой спиной, тонкими прорисованными ногами, с хвостом, напоминающим расходящиеся лучи, и головой с похожим на птичий клюв носом. Прекрасное создание словно тает на фоне красивейшего пейзажа доисторических мест. Лошадь начертана на степном эскарпе, неподалеку от городища, где находился Уффингтонский замок, под тропой неолитического периода Риджвей в окружении курганов эпохи неолита и бронзового века. Она расположена всего в одной миле от длинного камерного кургана Кузница Вей ленда, неподалеку от захоронений бронзового века Семь курганов Ламбурна. Рисунок очень сложно заметить с близкого расстояния, однако, как и большинство геоглифов, он отлично виден с воздуха: в ясный день изображение видно с высоты 18 миль. Впрочем, некоторые участки Долины белой лошади (место, на котором расположено загадочное изображение и в честь которою оно названо) впечатляют не меньше.
Первые документальные упоминания об Уффингтонской лошади датируются 70 гг. XI в. В грамотах расположенною неподалеку аббатства Абингтон говорилось о «холме белой лошади». Вскоре после этого, в 1190 г., появилось и первое описание самой лошади. Впрочем, считается, что рисунки значительно древнее. Поскольку Уффингтонская белая лошадь напоминает схематические изображения лошадей на кельтских монетах I в. до н. э., было выдвинуто предположение, что и создание рисунка приходится на этот период. В 1995 г. Оксфордский отдел археологии, используя метод оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ), провел экспертизу почвенных осадков двух нижних слоев тела лошади, в результате чего было установлено время создания лошади – 1400–600 гг. до н. э. Иными словами, она датируется поздним бронзовым или ранним железным веком, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что подобным образом жители расположенного по соседству Уффингтонского городища помечали свои земли – это был отличительный знак, или символ, племени.
Альтернативной может показаться версия о том, что рисунок создавался для религиозных ритуалов. Есть мнение, что это изображение кельтской богини Эпоны, которая почиталась как покровительница лошадей, а также ассоциировалась с плодородием. Культ Эпоны был привезен из Галлии (древнее название Франции), вероятно, в I в. до н. э., и возможно, это первые упоминания о богине лошадей. Впрочем, Уффингтонская лошадь была создана по крайней мере на шесть столетий раньше. Животное имело большое ритуальное и экономическое значение в бронзовом и железном веке, о чем свидетельствуют археологические находки – украшения, монеты и другие металлические предметы. Вероятно, рисунки олицетворяли исконно британскую богиню лошадей Рианнон. В древней уэльской мифологии она описывается как прекрасная женщина в золотых одеждах, путешествующая верхом на белой лошади. Кроме того, лошадь могла быть связана с другим культом – Белинос, «сияющего», кельтского бога Солнца, который обычно ассоциируется с лошадьми. Солнечные колесницы бронзового и железного века (в мифологии символом солнца является колесница) обычно изображались с упряжкой лошадей, как например, на предметах XIV в. из Трундхольм в Дании. Если кельтская культура распространилась на территорию Британии в конце бронзового века, как это принято считать сегодня, тогда белая лошадь может быть символом кельтской богини лошадей.
Согласно еще одной версии, на огромном рисунке изображена не лошадь, а дракон. В легенде, связанной с холмом Дракона – невысокой насыпью природного происхождения с плоской вершиной, в долине несколько ниже того места, где нарисована белая лошадь, говорится, что «лошадь» – это изображение мифического дракона, убитого на том холме святым Георгием. Кровь погибающего дракона, по преданию, пролилась на холм Дракона, обнажив земную поверхность. На этом месте стал виден глубокий след из белого мела, на котором по сей день не растет трава. Возможно, связь святого Георгия с белой лошадью – это обрывочные воспоминания о странных доисторических ритуалах, которые совершались на холме Дракона около 3000 лет назад. Вплоть до конца XIX в. изображение белой лошади обновляли каждый год в середине лета, во время двухдневной сельской ярмарки, на которой происходили традиционные игры и гулянья. Сегодня очистка травы сопровождается празднованием. Ответственность за сбережение памятника взято на себя общество «Английское наследие». Последний раз линии наводились 24 июня 2000 г.
Еще одна – красная лошадь из Тисо когда‑то располагалась в Эджгилле, чуть выше деревни Нижний Тисо в графстве Варвикшир. К сожалению, многие участки, на которых представители этой необычной культуры изображали лошадей, в 1800 г. были перепаханы. Об истории создания красной лошади известно мало. Впервые она упоминается в 1607 г. в книге британского собирателя древностей и историка Уильяма Кэмдена‑Британика. B XVII в. британский путешественник Селия Феинес описал лошадь, которую видел, проезжая по этим землям: «Ее называют долиной Эшум, или красной лошади, из‑за красной лошади, нарисованной на ее холмах. Вся земля здесь кажется красной, и лошадь похожа на гу, что нарисована в Долине белой лошади». С 60‑х годов XX в. началось изучение красной лошади. В результате наземных наблюдений, аэрофотосъемки и изучения материалов местных архивов, удалось установить, что существовало не менее шести различных лошадей. В настоящее время ученые пришли к общему заключению, что изображение красной лошади из Тисо, или великой лошади, было высечено в англо‑саксонские времена около 600 г., и возможно, она олицетворяла сакского бога войны Тюр, от имени которого якобы происходит и название деревни Тисо – оно также лежит в основе слова «четверг» (Tuesday – Tiw's day).
Не менее известным, чем белая лошадь, является изображение 180‑футового Сернского исполина. Непристойная фигура вырезана на склоне холма северо‑восточнее деревни Керн‑Аббас, к северу от Дорчестера. Это изображение огромного, круглоголового, нагого человека с ярко выраженным эрегированным членом и яичками, который в правой руке держит огромную дубину с наростами. Как и в случае с Уффингтонской белой лошадью, разглядеть фигуру с земли невозможно – великан виден лишь с воздуха. Над головой исполина расположено прямоугольное земляное ограждение – Трендл (сковорода). Считается, что в железном веке на этом месте стоял храм. Ученые полагают, что между огромной меловой фигурой и храмом над ней существует связь. Наиболее популярными являются предположения о том, что Сернский исполин олицетворяет то ли доисторического бога плодородия, толи римского героя Геркулеса с огромной дубиной. Вплоть до 1635 г. ежегодно в мае на холме проходили гулянья, связанные с праздником плодородия: в центре Трендла ставилось майское дерево, и местные жители танцевали вокруг него.
Фотография любезно предоставлена авторами Sacred Sites, сот. Великан из Керн‑Аббаса
Однако в отличие от Уффингтонской белой лошади, первое упоминание о Сернском исполине относится лишь к 1694 г.: о нем говорится в деревенских церковных книгах. В 1764 г. в «Джентльменз мэгээин» были опубликованы результаты первого исследования на эту тему. В 1774 г. Джон Хатчинс в своей работе «История и древности деревень Дорсета» заявил, что эта фигура высечена в середине XVII в. и является карикатурой, отметив, правда, что некоторые старожилы деревни говорили, что исполин был создан «задолго до появления древнего человека». Впрочем, весомых доказательств того, что великан не такого уж древнего происхождения, значительно больше. Согласно одной из гипотез, исполин является изображением Геркулеса, а точнее, это карикатурное изображение Оливера Кромвеля, которого иногда называют британским Геркулесом. Рисунок появился в поместье землевладельца Дензила Холлса приблизительно в 40‑х годах XVI в. В пользу этой теории говорит и тот факт, что в средневековых хрониках холм, на котором нарисован исполин, всегда упоминается как Трендл‑Хилл, в отличие от его современного названия – холм Великана. В них ничего не говорится об огромном рисунке. Это может свидетельствовать о том, что возраст исполина составляет примерно 400 лет. Другим объяснением может быть предположение о его неприкрытой сексуальности как причине, по которой о Сернском исполине умалчивали. Не исключено, что он зарастал и предавался забвению.
Есть надежда, что исследования еще одного мелового великана позволят найти данные, подтверждающие недавнее происхождение фигуры из Керн‑Аббаса. Высеченный на степных склонах Виндовер‑Хилла в Сассексе, 226‑футовый Вилмингтонский верзила – самая высокая в Англии фигура, изображенная на холме. До недавнего времени считалось, что она доисторического происхождения. Однако последнее исследование ее (использовался тот же метод ОСЛ‑датировки, что и для определения возраста Уффингтонской белой лошади) показало, что фигура была создана лишь в 1545 г. Датировка Вилмингтонского верзилы, относящая его к позднему среденевековью, вызывает большие сомнения относительно доисторического происхождения Сернского исполина, но пока не проведен анализ с помощью ОСЛ‑датировки. огромный британский Геркулес остается загадкой.
Причины создания фигур на холмах различны, как различаются и сами рисунки. Новые археологические и геологические исследования подтверждают версию о средневековом происхождении фигуры нагого великана. Историки утверждают, что он был создан в годы гражданской войны и неимоверных политических беспорядков в Англии, когда сатира оставалась единственным оружием. По сравнению с монументальными сооружениями, такими как памятники Эйвбери и Стоунхендж, фигуры на холмах более уязвимы: достаточно 10–20 лет их не чистить – и рисунки вместе с сопровождающими их ритуалами будут утрачены навсегда. Это говорит о том, что они никогда не воспринимались как вневременное явление. Сохранились же они лишь благодаря счастливой случайности или, как с Уффингтонской белой лошадью – благодаря бережно хранимым местным традициям, что тем не менее не умаляет их значения. Эти восхитительные рисунки проливают свет на жизнь и восприятие их создателей, на то, каким они видели мир, в котором жили.
АРТЕФАКТ КОСО
Артефакт внутри жеоды (оригинал)
В мире существует достаточно артефактов, не характерных для определенной территории, выпадающих из общепринятой хронологии истории человечества, отчего возникает серьезный вопрос: что мы, собственно, знаем о мире и его истории. Ведь такого рода открытия дают основания полагать, что в далеком прошлом уровень развития человечества был значительно выше, чем мы представляем; что в доисторические времена существовали высокоразвитые цивилизации, которые впоследствии бесследно исчезли в результате природных катаклизмов либо по вине человека. Доказательства существования таких гипотетических древних цивилизаций сводятся преимущественно к окаменелым отпечаткам ступней человека, как, например, обнаруженные в 80‑х годах XVIII в. на вершине Большого холма в горах у города Камберленд (район Джексона, штат Кентукки) («Америкэн антиквериэн», январь 1885 г.), а также к предметам, обнаруженным в кусках угля или скальной породы, которые предположительно были созданы человеком. Артефакт Косо относится к их числу.
13 февраля 1961 г. совладельцы компании камнеискателей «LM&V» и магазина подарков в Оланче (юг Калифорнии) Уоллес Лэйн, Вирджиния Мэкси и Майк Майкселл отправились в горы Косо в поисках образцов необычных минералов – жеод (полых, преимущественно сфероидных камней с кристаллами на внутренней поверхности, возраст которых около 500 000 лет) для пополнения своей коллекции. К полудню они достигли вершины пика высотой 4265 футов, откуда открывался вид на высохшее озеро Оуэнс. Собрав образцы горных пород, они отправились домой. На следующий день, пытаясь разрезать одну из жеод, Майкселл чуть было не сломал почти новый напильник с алмазным напылением. Вскрыв наконец конкреции, он обнаружил внутри толстый срез округлой формы из белой керамики, в центре которого располагался двухмиллиметровый металлический стержень, реагировавший на магнит. Сам же керамический цилиндр был размешен внутри шестиугольника из проржавевшей меди и каких‑то еще неизвестных материалов. Искатели обратили внимание и на другие странные особенности камня: сверху он был покрыт осколками окаменелых раковин, затвердевшей глиной и галькой, но еще большее удивление вызывали два не реагирующих на магнит металлических предмета, очень похожие на гвоздь и шайбу. Заинтригованные находкой, камнеискатели стали показывать ее друзьям и коллегам, однако сегодня о тех первичных описаниях сохранилось очень мало зафиксированных данных. Вирджиния Мэкси говорила, что геолог осмотрел предмет и, основываясь на покрывавших его окаменелых раковинах, определил возраст не менее 500 000 лет. Однако об этом безымянном специалисте не осталось никаких данных, и его выводы так и не были опубликованы. Но если бы полученные им результаты подтвердились, можно было бы утверждать, что артефакт Косо – действительно образец неизвестных технологий, существовавших за тысячу лет до предполагаемого времени появления homo sapiens, который ознаменует переворот в современных представлениях о прошлом рода человеческого.
Единственным известным исследователем артефакта был креационист Рон Калаис. Ему разрешили сфотографировать окаменелости при обычном освещении и под рентгеновскими лучами. На рентгеновском снимке видно, что вверху металлический стержень упирается в нечто, похожее на маленькую пружину, в связи с чем появилось предположение, что этот предмет является своего рода электрическим механизмом. Редактор журнала о паранормальных явлениях «ИНФО джорнэл» Пол Уиллис, изучив рентгеновский снимок таинственного артефакта, пришел к выводу, что это «остатки проржавевших кусков металла с резьбой», отметив сходство с современной свечой зажигания. В 1963 г. в течение трех месяцев артефакт находился на выставке в Музее независимости Восточной Калифорнии, а в весеннем номере журнала «ИНФО джорнэл» появилось сообщение, что владельцем артефакта стал Уоллес Лэйн – один из тех, кто нашел тот странный предмет. Издание добавляло, что Лэйн хранил артефакт дома и упорно отказывался кому‑либо его показывать, хотя ему предложили продать предмет за 25 000 долларов. После 1969 г. след артефакта Косо затерялся. В сентябре 1999 г. людей, обнаруживших предмет, объявили в национальный розыск, однако найти их – задача не из простых: Лэйн, скорее всего, умер, местопребывание Майкселла неизвестно, Вирджиния Мэкси жива, но отказывается делать публичные заявления относительно пропавшего артефакта. Кстати, именно необъяснимое исчезновение и отсутствие публикаций об артефакте стали причиной ряда статей на эту тему, изобилующих спекуляциями. Механическому предмету, заключенному в жеоду, по‑видимому, более полумиллиона лет. Но как он мог появиться в те времена? Был ли это продукт какой‑то технически развитой древней культуры, все следы которой исчезли? В Интернете есть множество вебсайтов, где размещены невероятные гипотезы о происхождении и назначении механизма, но в подтверждение этих заявлений нет никаких данных. Здесь и предположения о том, что предмет был суперантенной, небольшим конденсатором или древней свечой зажигания; причем последнее является наиболее распространенным. Считается, что свеча зажигания была частью некого таинственного древнего аппарата, созданного представителями развитой цивилизации.
Любопытно, что редактор журнала «ИНФО джорнэл» Пол Дж. Уиллис, выдвинувший гипотезу о свече зажигания, не мог понять, какие же функции выполняла пружина, ведь в современных свечах зажигания ничего подобного не используют. В те времена, когда проводились первичные исследования артефакта Косо, Вирджиния Мэкси заявляла, что объекту, скорее всего, не более 100 лет. Она считала, что предмет, который сначала лежал на илистом дне, затем высох на солнце и в конце концов приобрел тот вид, в котором его нашли. Впрочем, та же Мэкси утверждала, что артефакту 500 000 лет и что это «инструмент столь же древний, как и легендарная Му и Атлантида. Возможно, это прибор для общения, своего рода пеленгатор или какой‑то инструмент, использующий энергию, о принципах действия которого мы ничего не знаем». Таким образом, артефакт обрастал гипотезами, одна другой фантастичнее.
Главной загадкой при изучении этого предмета было нахождение его в покрытой ископаемыми раковинами жеоде, которой 500 000 лет. Снаружи предмет покрывал слой затвердевшей глины с примесями органических веществ, а жеоду – плотный слой халцедонового кремния. Майк Майкселл, вскрыв его, обнаружил внутри так называемой жеоды совсем не то, что ожидал: не было ни отверстия, ни слоя кристаллов кварца, как в большинстве жеод. Остается вопрос: откуда взялись раковины на поверхности объекта. Впрочем, роль ископаемых раковин в датировке предмета несущественна, если вспомнить, что на той же поверхности были найдены гвоздь и шайба.
Рентгеновский снимок артефакта Косо
Изучая происхождение артефакта Косо, писатель Пирр Стромберг и геолог Пол В. Генрих отмечали, что в начале XX в. в горах Косо производилась добыча полезных ископаемых, а значит, могли использоваться двигатели внутреннего сгорания. Если это так, то сторонники версии о древней свече зажигания отчасти правы. Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи попытались идентифицировать предмет, связавшись с обществом коллекционеров зажигательных свечей Америки. Они отослали письма и копии рентгеновских снимков артефакта четырем разным собирателям зажигательных свечей, ничего не знавшим о находке и никогда ранее не видевшим этих фотографий. Коллекционеры независимо друг от друга пришли к одному и тому же заключению: это зажигательная свеча эры «чемпионов», 20‑х годов XX в., от «форда» (модель Т) и, вероятно, была видоизменена для использования при добыче полезных ископаемых в горах Косо. Степень обветшания артефакта почти полностью соответствовала показателю изношенности свечей зажигания той эры. Таким образом, артефакт Косо пролежал в горах не более 40 лет.
Оказалось, что свеча зажигания была заключена не в камне, а в конкреции из железной руды. Образование такой рудной почки, вероятно, происходило быстрее: бури сдували едкую «минеральную пыль» со дна высохшего озера Оуэнс, и та оседала на близлежащих возвышенностях, где и был найден артефакт.
Артефакт Косо – не единственная свеча зажигания, обнаруженная при столь странных обстоятельствах. В летнем номере журнала «Игнитер», который издает общество коллекционеров зажигательных свечей Америки, описывается обнаруженная дайвингистами находка, похожая на «шар из панцирей ракообразных и раковин» с торчашей из него свечой зажигания. Еще одна свеча была найдена в расплавленной груде камней, выброшенной на берег в Делаваре. «Валун» оказался смесью ила и ржавчины (как и в случае с артефактом Косо), которая когда‑то высохла на солнце, буквально превратившись в камень. Итак, в случае с артефактом Косо речь идет не об откровенной лжи, а скорее о попытке выдать желаемое за действительное. Сегодня нет доказательств того, что люди, нашедшие предмет, с самого начала хотели кого‑либо обмануть, хотя они могли изменить свои намерения, когда объект стал привлекать все большее внимание (об этом говорит предложение Уоллесу Лэйну продать артефакт за 25 000 долларов). Теперь уже доказано, что этот таинственный артефакт является свечой зажигания 20‑х годов XX в., но, к сожалению, бродя по Интернету, все еще можно найти ряд вебсайтов, на которых артефакт Косо используется для подтверждения теории о существовании технически развитых цивилизаций далекого прошлого.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 2367;