ТАЛОС: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РОБОТ
Фотография Й. Дондаса. Побережье острова Крит, которое когда‑то охранял бронзовый великан Талоc
Многим знакома фигура бронзового великана Талоса благодаря фильму «Ясон и аргонавты», в котором использовались потрясающие спецэффекты Рэя Харрихаусена. Но откуда же появилась легенда о Талосе и не является ли он первым в истории роботом?
Действительно, в мифах и легендах Крита содержится несколько версий о происхождении Талоса. После того как Зевс похитил Европу и отправил ее на Крит, он подарил ей три вещи, демонстрирующих его любовь, одной из которых был гигантский бронзовый робот Талое. По другой версии, великана выковали Гефест с Циклопом и подарили его царю Крита Миносу. Согласно еще одному мифу, Талое был сыном Креза и отцом Феста, или же братом Миноса. Вероятно, это был бык, образ которого люди связывали с Минотавром из критского лабиринта. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» говорит, что «он был породы людей из бронзы, из ясеневого дерева, последний уцелевший из сыновей богов».
Талое, или Тал, на древнем критском наречии означает «солнце». На Крите бога Зевса также называли Зевсом Талаиосом. Талое был защитником острова Крит. Он обходил остров три раза в день, оберегая его от вторжения врагов, а также не позволяя местному населению покинуть остров без разрешения Миноса. Трижды в год он посещал критские поселения с бронзовыми табличками в руках, на которых были записаны священные законы Миноса, поскольку он же отвечал за их выполнение. Поговаривали, что Талое метал огромные камни в приближающиеся вражеские корабли, чтобы те не могли пристать к берегу. Если же врагу удавалось избежать града камней, медный великан бросался в огонь и, раскалившись докрасна, заключал высадившихся на берег чужеземцев в пылающие объятия. Говорят, что раньше Талое принадлежал жителям Сардинии, и, когда те отказались передать его Миносу, он прижал их к груди и бросился в огонь. От этого, видимо, и пошло выражение «сардонический смех», которое используют по отношению к тем, кто смеется над своими собственными или чужими проблемами.
Ясон и аргонавты столкнулись с Талосом, когда, добыв золотое руно, плыли домой и по дороге высадились на Крите. Великан держал корабль «Арго» в бухте, бросая в них огромные валуны, которые отламывал с отвесных скал. Медея, сопровождавшая Ясона, при помощи магии отражала разрушительные удары Талоса. Легенда гласит, что «все его тело, все члены были бронзовые и неуязвимые; лишь под одним сухожилием на лодыжке была кроваво‑красная жилка, и эту жилку, в которой заключалась жизнь его и смерть, покрывала тонкая кожица». Тонкий гвоздь не давал вытечь божественному ихору (маслянистое вещество, которое принято считать кровью богов), позволявшему металлическим конечностям двигаться. Это было единственное уязвимое место на его теле. В «Аргонавтике» рассказывается, как Медея заколдовала великана своим пронизывающим взглядом, а затем пением вызвала кер (духов смерти). Талое попытался забросать камнями воющих духов, но случайно зацепился за острый камень уязвимым местом и рухнул на землю. Божественный ихор вытек как расплавленный свинец. По другой версии, Медея заколдовала бронзового человека и обманула, сказав, что даст ему секретное снадобье, которое сделает его бессмертным, если он позволит ей остановиться на острове. Талое согласился и выпил зелье, которое мгновенно его усыпило. Тогда Медея вытащила из его пятки бронзовый гвоздь и великан умер.
Еще одна версия гласит, что аргонавт Пеант (отец Филоктета, принимавший участие в Троянской войне) попал в вену великана стрелой, и когда Талое погиб, «Арго» спокойно причалил к берегам Крита. В критском городе Фесте были найдены монеты IV–III вв. до н. э. с изображением Талоса. На краснофигурном кратере (вазе) конца V в. были изображены братья Диоскуры (боги‑герои Кастор и Поллукс), которые поддерживают умирающего Талоса, а Медея в восточном одеянии стоит в стороне перед кораблем «Арго» с расшитым мешочком в руках (вероятно, в нем находились ее волшебные зелья и снадобья).
Легенда о бронзовом критском человеке трактуется по‑разному. Надо сказать, что миф о Талосе напоминает предание об Ахиллесе, которого во время Троянской войны постигла та же участь. Следовательно, в основе обеих легенд могут лежать одни и те же источники. С точки зрения политической истории Талое олицетворяет минойский флот, вооруженный оружием из металла. Когда войска материковой Греции в лице аргонавтов с корабля «Арго» победили Талоса, Крит утратил господство и контроль над греческим миром переместился в материковую часть Греции. Или, возможно, Талое символизировал минойских стражей, охранявших гавани Крита от одолевавших остров пиратов. Существовало три наблюдательных пункта, из которых патрули выходили в дозор. Поэт Роберт Грейвз считает, что единственная жила Талоса связана с тайной древнего производства бронзовых изделий. Они изготовлялись методом «сіте perdue» (с потерянным воском). Сначала из глины лепили модель и заливали ее воском. Затем покрывали глиняной формой с отверстиями. После нагревания воск вытекал через дыры (отсюда название метода), а в образовавшуюся пустоту заливался расплавленный металл.
Гипотеза на религиозной основе появилась после того как были обнаружены каменные печати около 1500 г. до н. э. с изображением богини или жрицы, плывущей на лодке к морским усыпальницам, что напоминает движение бронзового воина вокруг острова. Как говорилось выше, «талое» означает солнце, поэтому Роберт Грейвз предположил, что Талос‑солнце действительно обходил остров вокруг один раз в день. Поскольку Талое – бронзовое изображение солнца, его еще называли тельцом (быком), а критский год поделен на три сезона, посещение деревень трижды в год могло означать процессию царя Солнца, надевшего ритуальную маску быка.
Согласно другой теории, Талое был первым управляемым роботом в истории. Было подсчитано, что если Талое обходил Крит трижды в день, то его скорость составляла 155 миль в час. Сторонники этой гипотезы утверждают: когда великана ранили в лодыжку, вместо крови из тела потекло нечто, напоминавшее расплавленный свинец. В целом, греки создали немало устройств, которые чаще всего использовались в театре и религиозных церемониях. В истории сохранились свидетельства о примитивных древних роботах. В 350 г. до н. э. величайший греческий математик Архит построил механическую птицу, наподобие голубя, который двигался за счет переменных потоков воздуха. Это был один из первых опытов полета в истории, а возможно, и древнейшая модель аэроплана. В 322 г. до н. э. древнегреческий философ Аристотель, вероятно предвидя развитие робототехники, писал: «Если каждый инструмент, когда ему скажут или даже благодаря свойственной ему согласованности, сможет выполнять работу, которую ему подобает выполнять… тогда не будет нужды ни в подмастерьях для мастеров, ни в рабах для господ". В конце 111 в. до н. э. греческий изобретатель и физик Ктезибий Александрийский изобрел водные часы с движущимися фигурками, которые оставались самыми точными часами в мире вплоть до XVII в.
Более чем через 1600 лет, примерно в 1595 г., Леонардо да Винчи спроектировал (и, вероятно, даже построил) механическою рыцаря в броне, который, пожалуй, стал первым человекоподобным роботом в истории. Внутри робота да Винчи находился механизм, который приводил искусственного человека в действие с помощью тросов и роликов, создавая иллюзию, что внутри находится настоящий человек. Этот робот мог садиться, вращать руками и двигать головой, при этом анатомически правильно открывая и закрывая рот. Он мог даже имитировать звуки: шел под аккомпанемент автоматических музыкальных инструментов – барабанов. По чертежам художника видно, что все части устройства могли двигаться слаженно: их движения контролировались с помощью механического устройства управления, которое программировалось способом прямого кодирования и располагалось внутри грудной клетки робота, а ноги приводились в действие отдельно с помощью внешней рукоятки, натягивающей трос, связанный с важными звеньями в лодыжке, колене и бедре. Робот да Винчи был одет в доспехи, типичные для Германии и Италии конца XV в. Следует отметить, что в средние века существовало лишь несколько изобретателей, которые для развлечения королевской семьи создавали похожие машины.
В 2005 г. работники факультета биохимической инженерии университета Коннектикута решили воссоздать робота да Винчи. Их проект будет включать в себя технологии XXI в., в том числе «зрительное и слуховое узнавание, голосовые команды, компьютерно‑интегрированные механизмы и более развитую структуру тела». У робота также будет вращающаяся шея, чтобы он мог поворачивать голову в сторону движущихся объектов. Воссозданный робот будет иметь две модели управления: одна будет реагировать на компьютерные команды, а другая – на голосовые. Блоки и шестерни да Винчи будут использоваться в сочетании с мышечной моделью для имитации естественных движений человека.
Но насколько это сопоставимо с роботом, существовавшим в Древней Греции? Вполне возможно, что Талое был просто мифической фигурой. Впрочем, гигантский бронзовый человек Крита мог быть и прототипом всех современных роботов.
БАГДАДСКАЯ БАТАРЕЯ
Неизвестный автор. Багдадская батарея в Багдадском музее
На настенных рисунках и в папирусах Древнего Египта сохранились свидетельства о существовании электричества. Хотя эти утверждения, в основном, лишены реальных доказательств, есть один артефакт, который, по мнению ученых, является примером источника электроэнергии. Его существование бесспорно, а значит, этот маленький невзрачный кувшин может изменить уже сложившееся в науке мнение.
Объект, который принять называть электрической батарей 2000‑летней давности, в 1936 г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут‑Рабу, к юго‑востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247 г. до н. э. – 228 г. н. э.). Находка представляла собой овальный кувшин из ярко‑желтой глины высотой 13 см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда‑то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).
В 1938 г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей. Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800 г., в то время как багдадская батарея датируется 250 г. до н. э. – 640 г. н. э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о ее конструкции и о том, как она работает? Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5–2 В.
В 1978 г. египтолог доктор Арне Эггебрехт, на тот момент директор музея Ромера‑Пелизаеса в Хильдесхайме (Германия), создал точную копию багдадской батареи, заполнив сосуд виноградным соком. Прибор выдал напряжение 0,87 В, достаточное для того, чтобы позолотить серебряную статую слоем толщиной приблизительно 104 мм. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. В 1999 г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1 В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Самой популярной теорией является версия, предложенная Кенигом. По его версии, несколько таких элементов связывались вместе и вырабатываемого электричества хватало для того, чтобы осуществлять гальванизацию металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500 г. до н. э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут‑Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака все еще используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времен Парфянского царства. Надо сказать, что современная техника золочения несколько отличается от древних технологий: слой золота или серебра наносится на участок украшения.
По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире. Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50 А и напряжением от 50 до 200 В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по‑гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем‑то удивительным. Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников.
Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993 г., эти иглы могли использоваться для своего рода электроакупунктуры – метода лечения, в те времена уже известного в Китае. Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по‑видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных. К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь еще одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда‑либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах – древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис. Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом, ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрехта проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ромера‑Пелизаеса (где в 1978 г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографий или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.
В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. По их мнению, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения – пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время.
Не бесспорным является и утверждение, что багдадская батарея, вернее, несколько связанных между собой, схожа с современными электрическими устройствами. Все же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу. Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а ее создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие ее уникальность. К сожалению, в 2003 г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня ее местонахождение неизвестно.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1308;