ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ И ДИАЛЕКТИКИ
ДИАЛЕКТИКА (греч. -- искусство вести беседу)-- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “Д.” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего -- идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля -- способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна.
Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические.
В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин “Д.” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр -- искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении “логика”, а иногда под Д. подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, Д.-- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. -- Л., 1929, с.70 -- 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. -- метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля -- учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” (Ф.Энгельс, “Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философии термин Д. употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие -- это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
1 Сущность диалектического учения
Сущность диалектического учения. Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Главная задача диалектики – указать, по каким принципам и законам происходит развитие. Диалектика, опираясь на науку, формулирует общие законы развития материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.
Развитие - общее свойство и главнейший признак материи – это изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации ((приведите примеры из биологии). Развивается не только материя, но и дух (приведите примеры из истории, литературы), способы познания ((приведите примеры из истории науки), сознание в области морали и нравственности (приведите примеры из истории, обществоведения).
Развитие – направленное необратимое изменение, движение, возникновение и уничтожение. Развитие имеет источник, характер, направленность. Источником развития является наличие противоречия в явлении (приведите пример разрешения противоречия в научных теориях, повлиявших на развитие науки).
Характер развития может быть различным, например, уменьшение или увеличение количества влечет за собой переход в иное качество.
Направленность развития может быть различной: усложнение системы – прогресс или упрощение, редукция, регресс. При этом всегда действует правило преемственности, то есть стремление к удержанию всего положительного и жизнеспособного, существовавшего в системе на предыдущем этапе развития.
2 Модели развития:
Градуалистская модель развития, то есть постепенная эволюция, движение от однородности к разнородности, направленность движения по линии наименьшего сопротивления и путем перераспределения материи. Это плоскоэволюционистская концепция развития;
Творческий эволюционизм – это модель, предполагающая возникновение нового качества путем быстрого скачка. При этом новое качество не может быть предсказано исходя из начальных качеств элементов. Новое качество – это результат внутренних свойств и творческой силы системы.
Теория конфликта как концепция развития утверждает, что конфликт необходим как потребность в изменениях каждой живой системы.
В социальной системе конфликты делают социальную систему более гибкой, способной различать конфликты, дают возможность выводить социальную систему в устойчивость. При этом социальная система обязательно должна иметь как условие движения определенную внутреннюю противоречивость (привести примеры).
Диалектико - материалистическая концепция развития содержит следующие положения:
• развитие обусловлено внутренними импульсами системы, которые обусловлены единством противоположностей
• развитие происходит по спирали с усложнением на более высоком уровне, оно может быть скачкообразным, катастрофическим, революционным, с «перерывами постепенности»
3 Понятие закона
Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями. Следовательно, не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом. Таким образом, закон – это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.
Законы различаются по степени общности: всеобщие – это законы диалектики, общие – законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы – законы, отражающие связи определенного круга явлений – биологические, химические, социальные и др. Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы.
Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.
Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное
состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.
Кроме того, различают законы развития и функционирования. Первые характеризуют переходы от одного состояния к другому, превращение систем в друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций. Законы второго вида отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования).
Завершая анализ понятия закон, хотелось бы подчеркнуть, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания. В диалектике выделяют три основных закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и отрицания отрицания. Взаимосвязь в рамках каждой пары категорий (необходимость – случайность, сущность – явление и т.д.) тоже дает особые законы, выражая отдельные существенные стороны, моменты процесса развития. Однако названные выше законы являются основными, поскольку выражают наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоотношения между формами развития и его ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.
4 Различие категорий и законов.
Различий категорий и законов возникают на основе предмета отражения.
1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и ограничиваются.
Законов целое множество, есть и не познанные. Но этим мы здесь выделяем основные.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познавания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).
Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть".
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения анатомической, психологической, философской есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии - две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Аполлон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов", "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля,"имеют против себя" не просто иное, а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и неосновные, главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома полярность ядра, электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
1) деструкции (разрушения ,преодоления, изживания),прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование)-(частичного сохранения, препятственности, трансляции);
3) конструкции (формирования, создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость поступаемость.
5 Категории диалектики
Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают;
1. Универсальные связи бытия. Единичное и общее. Явление и сущность.
В мире все взаимосвязано. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального и вирируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории.
Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.
Эти категории, как правило, парные: отражают"полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.
б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным".
Даем смысловое разъяснение категорий:
1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным .Общее то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.
Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет.
Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами неповторимое.
2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние ,глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.
Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, тогда наука была бы излишней.
Другие предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, но тогда невозможно познания сути вещей. По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия.
Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.
Аристотель: сущность-это вещи, наделенные особой активностью форм как некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи.
6 Примеры диалектического отрицания в истории России
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры в православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года - вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада. Неужели опять, уже третий раз ориентировка на Запад?
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет собой вещь, чем она является.
2. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
1. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса),которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Свойство-сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.
Свойства бывают специфическими и общими;
-главными и неглавными,
-необходимыми и случайными,
-существенными и несущественными,
-внешними и внутренними,
-совместимыми и несовместимыми,
-отдельными и не отдельными,
-естественными и искусственными,
7 Альтернативы диалектики
Одним из аспектов классификации методов философского познания окружающего мира является дифференциация диалектического и метафизического методов.
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны.
Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) — Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) — К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания.
Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних идеалистических концепций.
Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.
Следует, однако, отметить, что опасность познанию представляет не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму (от лат. relativus — относительный — методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости) . Для подлинной диалектики нет ни только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.
Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) .
Рационализм, (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.) .
Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Подробно рассмотрев структуру диалектики, ее регулятивный характер и основные функции, можно сказать, что она представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, а целостную органическую систему. Диалектика есть не закрытая, а открытая совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Основные законы диалектики раскрывают механизм развития, его причины и направленность. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается.
Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу.
Закон отрицания отрицания характеризует цикличность развития.
Таким образом, основные законы диалектики раскрывают ее целенаправленную, логическую направленность. Однако, существуя вне зависимости от человеческого разума, законов диалектики может быть намного больше. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.
Диалектика как философское учение о движении, показывает мир в постоянном развитии и изменении. И думается, в наши дни диалектика снова должна стать популярной хотя бы потому, что многие перестали относиться к миру как к чему-то постоянно
Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него." Структурные связи. Часть и целое; Форма и содержание;
Элемент и структура.
Расположение вещей бывает:
а) либо структурное
б) либо хаотическое
Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое, в известной степени, рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части как такие "предметы",которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы.
Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:
а) структурный тип целостности отражает связи строения.
б) функциональный тип целостности-принципы действия.
в) генетический тип целостности характеризует развитие.
Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости.
Понятие "часть" представляет собой характеристику,"винтик","клеточку" целого.
Связи детерминации. Детерминизм-это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений.
В основе этого утверждения универсальная связь всех явлений.
Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.
Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как "причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость" и "случайность","свобода","возможность","действительность".
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Современные средства индивидуальной и коллективной защиты | | | Многокамерная съёмка |
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2029;