Суперсегментные элементы.

Кроме сегментных, в речевом потоке выделяются суперсегментные единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Ударение – это выделение какими-то средствами одного из слогов в слове. В зависимости от того, с помощью какого средства выделяется слог, различают следующие типы ударений:

1. Музыкальное ударение – слог выделяется изменением высоты тона ударного гласного ( в сербском, китайском, литовском)

2. Силовое (динамическое) ударение – ударный слог выделяется большой силой выдоха. Таким традиционно считается русское ударение.

3. Количественное (долготное) ударение – ударный слог выделяется продолжительностью гласного (в русском, немецком языках).

Ударение выполняет основную функцию цельнооформленности слова, то есть объединяет звуки в единый звуковой комплекс – слово, хотя может выполнять и смыслоразличительную функцию: пи’ли – пили’, о’кна – окна’, про’пасть – пропа’сть.

Типы ударения.

1. словесное ударение

2. фразовое (синтагматическое)

3. выделительное:

а) логическое;

б) эмфатическое

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Ударение главным образом характеризуют гласные, но ударным является весь слог, который или произносится с большей силой или выделяется своим качеством.

Фонетическая природа ударения.

Фонетических средств, которыми в любом языке может характеризоваться ударный слог, четыре:

1. длительность

Всякий ударный гласный, как показал Л.В. Щерба, длиннее первого предударного

в полтора раза. Однако длительность является только одним из основных, но не

единственным свойством русского ударения.

2. сила звука, с помощью которой выделяется ударный слог. Силовое ударение является физиологическим результатом усиления мускульного напряжения, что отражается акустически на общей громкости звука.

3. качество гласного, которое может быть абсолютным его признаком и состоит в том, что гласный произносится ясно и четко, что придает ему акустически особый тембровый характер.

4. высота тона, выделяющая ударный слог. Такое ударение носит название музыкального. В русском языке словесного музыкального ударения нет.

Место ударения в слове.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Такое ударение называется свободным.

Функции:

1. смыслоразличительная;

2. цельнооформленность.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным: делать, делаю, делаем, делаете, делал и т.д.

В русском языке большая часть слов имеет неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Например: рука, руки, руки, ручной и т.д.

Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево,

деревья; колос, колосья; озеро, озёра.

Фразовое ударение объединяет слова в одну синтагму, чаще всего оно падает на второе слово: Роняет лес / багряный свой убор//

Серебрит мороз/ увянувшее поле//

Логическое ударение – это выделение во фразе слова, важного в смысловом отношении.

Фразовое ударение может совпадать с логическим, а может и не совпадать: ДАЙТЕ мне книгу – Дайте МНЕ книгу – Дайте мне КНИГУ.

Интонация

Это вторая суперсегментная единица. Это ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая средством выражения синтаксической связи между словами и частями фраз и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Компоненты интонации:

1. Мелодика

2. Тембр

3. Темп

4. Ритм

5. Паузы

6. Интенсивность

7. Сила звучания в речи отдельных слов.

Интонация передает коммуникативное предназначение предложения, высказывания: Дождь идет. Дождь идет? Дождь идет!

Мелодика

Если наблюдать за уровнем речи, то заметно изменение основного тона звучания во фразе.

           
   
     
 
 


Вы были в кино? Вы были в кино? Вы были в кино?

Виды тона: ровный, с небольшим понижением к концу фразы

восходящая (повышения)

нисходящая (понижения)

восходяще-нисходящая

нисходяще-восходящая

Мелодика оформления предложения по цели высказывания: повествовательная – ровная с небольшим повышением к концу фразы; вопросительная восходящая, нисходящая восходяще-нисходящая; побудительное – разные виды мелодики.

Тембр речи

Это окраска речи. Она зависит от эмоционального состояния говорящего (гнев, радость). Тембр оформляет предложения по эмоциональной окраске (восклицательное-невосклицательное).

Темп речи

Темп речи – скорость протекания речи (быстро, медленно, средний темп, очень быстро). От темпа зависит количество звучащей информации в единицу речи.

Ритм речи

Ритм речи. Это чередование ударных и безударных слогов (долгих и кратких). Особенно важен для поэтической речи.

Паузы.

Это перерывы в речи. В процессе говорения говорящий произносит не сплошной набор звуков, а постоянно делает паузы. Паузы облегчают процесс общения, помогает передать смысл сказанного. Как он уехал? Как/ он уехал!?

Речевые паузы по длительности неодинаковы. Длительные паузы помогают в устной речи отделить друг от друга. Менее длительные паузы прозводят внутрифразовое членение речи.

Век живи/век учись. Еще менее длительные паузы производят внутрисинтагматическое членение

Дух мнимого превосходства чужд людям / хорошо воспитанным // стремление показать / что ты выше кого-нибудь/признак бестактности/душевной невоспитаннсти.

Внутрифразовое членение – выделение речевых тактов-синтагмов.

Паузы помогают отличить одну фразу от другой при тождестве слов.

Женя чувствовала / сестра просто так не уступит.

Женя / чувствовала сестра / просто так не уступит.

Интенсивность

Это сила произношения, которая связана с усилением или ослаблением выдоха. Важную роль играет в ораторском искусстве, при общении с большой аудиторией.

Изменение силы звучания отдельных слов в речи.

В потоке речи слова произносятся не с одинаковой силой. Во фразе одно слово имеет усиленное ударение. Фразовое ударение обычно находится в конце фразы. В синтагме также есть ударение, оно меньшей силы, чем фразовое, и также чаще всего находится в конце синтагмы. В потоке речи бывает еще и логическое ударение, оно выделяет самое важное по смыслу слово.

В процессе общения составные элементы интонации взаимодействуют друг с другом, и от этого интонация может изменяться. Интонация бывает законченной и незаконченной. Законченная интонация – в конце фразы. Внутрифразовая интонация – незаконченная.

Если враг не сдается / его уничтожают //

Незаконченная интонация имеет несколько функций: оформляет предложение по цели высказывания, оформляет эмоциональную окраску.

Функции перечислительной интонации.

1. Перечислительная (в однородных членах);

2. Бессоюзная;

3. Сопоставительная (в бессоююзном предложении сопоставительного типа); Чем уже круг, тем уже наши мысли.

4. Обусловленности (в бессоюзном предложении на границе); Лес рубят-щепки летят.

5. Пояснительная (при обобщающих словах и в бессоюзном предложении); Перед нами стоит задача убрать урожай без потерь.

6. Инттонация вводности или выделения Однажды,это было осенью, мы отправились в поход.

7. Звательная (при обращении).

Таким образом, интонация помогает правильно высказать и понять мысль. Интонация – это единица, средство устной речи. На письме она тесно связана со знаками препинания, но полного тождества нет. Я оглянулся и, увидев приближающуюся машину, побежал. Но в большинстве случаев знака препинания и интонация совпадают.

Истинная любовь к народу немыслима без любви к языку // Языку мы учимся с детства / и должны учиться непрерывно / до следующих дней своей жизни //

Фонетические слова в свою очередь делятся на слоги.

Слог –это единица фонетического членения речи. Слог – наименьшая произносительная единица.

Существует несколько теорий слога.

1. Эспираторная теория определяет слог как звукосочетание, произносимое одним выдыхательным толчком.

2. Сонорная теория определяет слог как сочетание более звучного звука с менее звучным, вершиной слога является гласный.

3. Теория мускульного напряжения определяет слог как группу звуков, произносимых одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения Л.В. Щербы. С артикуляционной точки зрения слог не делим, т.к. произносится одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата при этом выделяются:

1. сильноначальные согласные (примыкают к началу гласного) год

2. сильноконечные согласные (в конце примыкают к гласному) воля

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым.

Слог –это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком речевого выдоха, это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.

По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук, остальные – неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [йу-би-лей]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных – сонорные.

По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, [j’] – 3,5, сонорные – 3, звонкие шумные согласные – 2, глухие согласные – 1.

Основной закон строения слога – это закон восходящей звучности. В слоге звуки расположены от менее звучного к более звучному. Граница слогораздела находится в месте наибольшего спада звучности. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами.

Ка-пля пра-вда бо-чка спу-стить

14 134 134 224 24 114 114 1141

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела.

1. один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш];

2. группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из

а) шумных согласных: [ку-пцы];

б) сонорных согласных: [ва-лна];

в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно]

3. [й] и сонорный согласный отходит к предшествующему слогу: [тай-га], [кан-в’эрт].

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с’и-стра].

Слогораздел связан и с морфологическим членением слова: он зависит от стыка морфем и характера этого стыка, т.е. приходится ли слогораздел на стык приставки и корня, корня и суффикса.

Типы слогов.

1. по конечному звуку:

открытые закрытые

(гл.) (согл.)

 

2. по начальному звуку:

       
   


прикрытие неприкрытые

(согл.) (гл.)

 

3. по отношению к ударению

ударные безударные

 

а-ктер

а – слог, открытый, неприкрытый, безударный;

ктер – слог, закрытый, прикрытый, ударный.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2377;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.