Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О гносеологии. Ответ. Гносеология – наука о познании (от греч
1.О гносеологии. Ответ. Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, учение). Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
2. О субъекте и объекте познания. Ответ. Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
3. О двух ступенях познания. Ответ. В познании выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
4.О рассудке и разуме. Ответ. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственный опыт в строгое соответствие с установленными правилами. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления, люди сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели и ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п.
5.Об основных формах мышления. Ответ. Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.
6. О познаваемости мира. Ответ. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что мир принципиально не познаваем. Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер.
7. Об основном вопросе гносеологии. Ответ.На основной вопрос гносеологии «Что есть истина?», существуют различные трактовки понятия «истины». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике. Классическая концепция истины связана с первым определением. Ее придерживаются большинство философов и ученых.
8. Об Абсолютной и Относительной истине. Ответ. Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которое обусловливает те или иные способы получения этого знания.
9. О структурных уровнях науки. Ответ. В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический - и методы организации научного познания. Эмпирическое знание – это совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний, и состоит из двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.
10. Об обществе и его сферах. Ответ. Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы:
1.экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ);
2.социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: большие и малые социальные группы, социальные институты;
3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе;
4. духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и кумуляцию духовных ценностей.
11. О причинах развития общества. Ответ. В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам.
1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей.
2. Идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное.
3. Материалистический - главным и ведущим являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу (правовые, политические, нравственные взгляды).
4. Плюралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества.
12. О понятии культура. Ответ. В самом широком смысле культура – это все созданное человеком совокупность материальных и духовных ценностей за всю историю своего существования. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы
13. О понятии цивилизация. Ответ. В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества.
14. О термине «философия истории». Ответ. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития.
15. О двух моделях социального движения общества. Ответ. В философии истории обычно выделяют две модели социального движения общества: линейную (формационную) и циклическую.
16. О классификации цивилизации Н.Данилевским. Ответ. Н.Данилевский в своей книге «Россия и Европа» выделяет десять цивилизаций: египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую).
17. О классификации культуры О.Шпенглером. Ответ. О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы» называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую).
18. О соотношении биологического и социального в человеке.Ответ. Как известно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но в понимании соотношения этих двух начал, существуют два основных подхода: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.
19. О понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность».Ответ.Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.
.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 506;