Художественная речь
Язык художественной литературы - своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература - значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например: Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которым затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке.
Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией.
Это значит, что художественная речь должна возбуждать у нас чувство прекрасного, красоты.
Конечно, это функция свойственна в известной мере и другим стилям. Каждый из них стремится быть по-своему выразительным. Однако для художественного стиля установка на выразительность главная, определяющая.
К особенностям языка художественной литературы следует отнести необычно богатый, разнообразный словарь. Здесь могут использоваться средства всех других стилей - и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика. Разумеется, все эти разнообразные средства подвергаются эстетической трансформации, выполняют определенные художественные задачи, используются в своеобразных комбинациях. Однако принципиальных запретов или ограничений, касающихся лексики, не существует. Может быть использовано любое слово, если оно эстетически мотивировано, оправдано.
Важная черта художественного стиля - индивидуальность слога Каждый большой писатель вырабатывает свою манеру письма, свою систему художественных приемов. Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно - выразительные средства языка (тропы), постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой носитель языка пригорошнями может брать несметные драгоценности.
Самое удивительное и распространенное среди изобразительно -выразительных средств - метафора, или скрытое сравнение. Вспомним строки С. А. Есенина «ситец неба такой голубой». Это выражение содержит в себе скрытое сравнение: ситец неба значит небо как ситец, похож на ситец, и этот ситец насыщенного голубого цвета. Мы представляем себе бездонное небо, как бы затянутое ярко - голубым ситцем Возможны, наверное, и другие представления, другие ассоциации. Каждый читатель по-своему воспринимает, переживает образ, заложенный в этом поэтическом выражении. Механизм же создания образа - перенос значения слова ситец на слово небо.
Некоторые писатели оригинально используют очень распространенный троп - аллегорию, т.е. воплощение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. Так, название романа И.А. Гончарова «Обрыв» - это символ духовного «обрыва», душевной драмы героини романа. Несут в себе аллегорию и названия таких драм А.Н. Островского, как «Гроза», «Лес» и др.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 923;