Публицистическая речь
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.
Однако при всей их близости публицистика - словесное искусство особого рода, она принципиально отличается от художественной литературы. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ. Публицист же непосредственно анализирует, исследует типы, общие проблемы Конкретное и индивидуальное имеют для него второстепенное значение.
Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определяет необычную широту и разнообразие его лексики. С этой точки зрения, публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.
По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет словоупотребление в публицистике. Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное значение. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: заповедник расизма, инкубатор преступности, конвейер милитаризма, лексика спорта: раунд, тур(переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименование литературных жанров, лексика театра: драма народа, правовая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.
Воздействующая функция публицистики ярко проявляется и в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность.
Публицистика широко использует возможности не только разговорной, но и книжной речи. Для выражения сильных чувств, для убеждения читателя, воздействия на него, для полемического заострения темы публицистика использует богатый арсенал риторических средств: параллелизм предложений, анафору и эпифору, антитезы и другие стилистические фигуры.
Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей совокупностью, системой жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи, определенная речевая форма, в которой большую роль играет образ автора. Остановимся на некоторых жанрах публицистики.
Репортаж даёт читателю наглядное представление о событии.
Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий события, а нередко и участвующий в нем. Отсюда - возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, другими словами, использование всех многообразных средств, которые дают в результате эффект присутствия.
Вот небольшой репортаж Б. Горбатова и М. Мержанова «Пушки больше не стреляют» об окончании Великой Отечественной войны. - О Дне Победы, о подписании гитлеровской Германией акта капитуляции.
Начинается репортаж подчеркнуто буднично, прозаично:
«Восьмого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
Гитлеровская Германия поставлена на колени. Война окончена.
Победа.»
Зачин, как и весь репортаж, построен на скрытом контрасте значительности, огромной исторической важности, торжественности происходящего и простоты, будничности его проявления и, главное, описания. Ни одного лишнего слова, только факт, только событие. Авторское «я» полностью исключено из речевой структуры репортажа. Оно - в подтексте.
В очерке факт, событие не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановке каких - либо проблем.
Очерк - более широкий по сравнению с репортажем, более аналитический и более «личный» жанр. Авторское «я» очерка несет в себе глубокое содержание, выполняет большую психологическую нагрузку, определяет стиль и тональность произведения. Вот как определяет очерк М. Шагинян:
«Это активное путешествие писателя в мир действительности, с его природой, людьми, планами, победами и с немедленной, действенной «моралью».
Образы и картины очерка сугубо конкретны, документальны, но мысль и весь логический аппарат очерка - обобщающие, устремлены к практическому выводу, рассчитаны на широкое поле действия.
Авторская мысль, образ автора - это центр, фокус, к которому сходятся и которым определяются все главные черты стиля автора. В этом отношении очерк - самый « субъективный» публицистический жанр.
Фельетон от других публицистических жанров отличает сатирическое отражение действительности, сатирический анализ явлений, фактов и лиц. Сатиру определяют такие речевые средства, как гипербола (резкое преувеличение), каламбур, стилевой контраст, фразеология.
Заключение.
Таким образом, каждый функциональный стиль - это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Каждый функциональный стиль - это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык законов, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. И именно функциональные стили обусловливают богатство и гибкость русского языка. Разговорная речь вносит в литературный язык живость, естественность, легкость, непринужденность. Научная речь обогащает язык точностью и строгостью выражения, публицистика - эмоциональностью, афористичностью, художественная речь - образностью.
И само развитие русского языка протекает под знаком функциональных стилей, которые непрерывно взаимодействуют. Книжно - письменные стили оживляются включением в них элементов разговорной речи. В разговорную речь в свою очередь проникает элемент книжно - письменных стилей. Происходит постоянный процесс взаимодействия стилей, который определяет, в конечном счете, развитие русского литературного языка.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что мы вкладываем в понятие « стиль »?
2. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?
3. Назовите основные черты научного стиля.
4. Какие особенности имеет разговорная речь?
5. Что характерно публицистическому стилю?
6. В какой сфере функционирует официально – деловой стиль?
Каковы его особенности?
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2437;