Сокровища северного моря
Северное море – окраинное. Это мелководный шельфовый район между британскими островами на западе, Бельгией, Нидерландами и ФРГ – на юге и юго‑востоке и с Данией и Норвегией на востоке. На севере оно переходит в Норвежское море – прямой путь к Северному Ледовитому океану.
В переводе с английского слово «шельф» значит «полка». Но оно годится и для определения выступа или отмели. Океанологи называют шельфом равнинную, сравнительно мелководную часть подводной окраины материка. Обычно шельф имеет небольшой уклон от берега до той границы, где он переходит в материковый склон. Дальше же его крутизна резко возрастает.
Условно граница шельфа определяется глубиной 200 метров, но в Мировом океане есть немало мест, где шельф лежит и глубже этой отметки. Северное море неглубокое. Раньше в нем в мирное время в основном ловили рыбу, а в военное – сходились в битвах корабли разных стран. Сегодня воды его строго поделены между прибрежными государствами. И каждое правительство строго следит за своим участком. В чем же причина такого внимания к этому малопримечательному району?
В 1965 году, когда весь капиталистический мир был охвачен начинавшимся энергетическим кризисом и перспективы на будущее казались европейским странам весьма сумрачными, у берегов Великобритании на Лемен‑Лэнк в Северном море геологи открыли большое месторождение горючего газа. Это явилось настоящей сенсацией. Предприниматели, как во времена «золотой лихорадки», кинулись на разведку морского дна. И если в том же году пробурено всего 13 скважин, то пять лет спустя их количество удесятерилось. Во всех прибрежных государствах сколачивались компании, создавались фирмы. Мощные монополии протягивали когти к морским запасам топлива.
АЗОВСКОЕ МОРЕ. Расположено на юге европейской части СССР и соединено Керченским проливом с Черным морем. Это одно из самых маленьких морей мира – его площадь всего 39 тысяч квадратных километров – и самое мелкое: глубина не превышает 13 метров.
В Азовское море впадают такие крупные реки, как Дон и Кубань.
Крупные заливы этого моря: Таганрогский, Сиваш. Главные порты: Жданов, Таганрог.
Древние греки называли это море по имени народа меотов, жившего на его берегах, Майотис Лиман – Меотийским озером, римляне – Палю с Меотис – Меотийским болотом. Сами меоты называли свое море Темеринда, что означало «мать моря». Они считали, что Азовское море – мать большого Черного моря, лежащего на юге.
В русских летописях его называли Сурожским морем – по имени крымского города Сурож (ныне Судак).
Арабы именовали его Бахр‑эль‑Азов – Синее море. Не исключено, что отсюда и пошло его современное название.
Следом за первым месторождением открыли и другие. Некоторые скважины оказались весьма продуктивными. Они давали до миллиона кубометров газа в сутки. Сразу же встал вопрос о разделе морского дна. Когда в 1958 году прибрежные страны принимали Конвенцию о шельфе, все представители с относительным безразличием быстро пришли к общему мнению, что его границы определяются по соглашению. Если же соглашения достигнуть не удается, то границы шельфа проводятся в соответствии с государственными границами. В общем, вопрос этот особенно никого тогда не волновал. Совсем иная картина стала после того, как в море открыли газовые месторождения. ФРГ тут же потребовала большую долю, чем та, которой довольствовалась раньше. Но в спорных зонах морского дна голландские фирмы уже вели поиски. Понятно, что Нидерланды заявили протест. Их поддержала Дания. Состоялся международный суд. Пришлось Дании и Нидерландам отдать ФРГ 500 квадратных километров морского дна с уже начатыми скважинами…
Однако скоро и у берегов Нидерландов было открыто крупнейшее в Европе газовое месторождение – Гронингем. Геологи поспешили объявить акваторию Северного моря чисто газоносной провинцией, в которой не стоит даже искать нефть. И в том же году в норвежском секторе нашли первое месторождение с промышленными запасами нефти. Затихнувшая было лихорадка, подстегнутая энергетическим кризисом, превратилась в нефтяной бум. У берегов и в открытом море один за другим стали вырастать стальные и бетонные острова с буровыми вышками. Потянулись по дну моря, перекрещиваясь в разных направлениях, трубопроводы. Один за другим поплыли по свинцовым волнам Северного моря танкеры, груженные нефтью. Еще совсем недавно «бедная» полезными ископаемыми Норвегия вдруг стала богатой нефтяной страной. Добывая в море больше нефти, чем ей нужно для собственного хозяйства, Норвегия экспортирует горючее в соседние страны.
Много ли нефти в Северном море? На этот вопрос, пожалуй, точно не ответит никто. Во‑первых, оценка нефтяных запасов – дело сложное и приблизительное. Во‑вторых, это самый большой экономический секрет фирм, разрабатывающих месторождения. И все‑таки: в 1973 году специалисты считали, что под дном Северного моря хранится примерно до 3 миллиардов тонн нефти. А к 1975 году эта цифра поднялась более чем до 7 миллиардов тонн.
Откроем современную лоцию: «Условия плавания в Северном море сложные. В восточной части имеются районы, опасные от мин, а также бывшие опасные от мин, районы, запретные для плавания, для якорных стоянок, для лова рыбы…»
Сейчас ко всем этим «запретам» добавились архипелаги стальных островов да время от времени из тумана, частого гостя в этих широтах, выскакивают на большой скорости стремительные военные корабли. Выкрашенные в серый цвет, они от этого еще больше кажутся какими‑то зловещими призраками. Пройдет такой «призрак» мимо, разбрасывая пенные буруны в разные стороны, а за ним – другой, третий… Сколько их здесь, в Северном море, уму непостижимо! Военные корабли ходят, не соблюдая правил. Каждый год НАТО проводит здесь большие маневры, учится, как высаживать на чужие берега морские десанты, как с моря ставить блокаду…
Не везет этому Северному морю. А ведь именно на этой акватории народы Северной Европы проходили первую школу мореплавания. Сколько над этими волнами прошумело битв, сколько по разным причинам лежит на дне кораблей разных эпох и разных народов…
«Зона ответственности»
Через Ла‑Манш, или Английский канал, как его иногда называют, Северное море соединяется с Атлантическим океаном. Судов, снующих по проливу, – как автомашин на Невском проспекте. А ведь пролив неширок. На всем протяжении, на всех 520 километрах, ширина его меняется от 180 километров со стороны Атлантического океана до 32 километров со стороны Па‑де‑Кале (Дуврского пролива). При этом средняя глубина фарватера около 30 метров. И очень часты туманы.
Берега Великобритании скалистые. С востока тянется по ним цепь невысоких меловых гор. Лесов почти не видно. Их вырубили еще при королеве Елизавете I в XVI веке.
Утесистые берега окаймлены узкой полосой рифов и скал. Есть кое‑где и осыхающие песчаные отмели. Но опасностей для мореходства вблизи берегов мало.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 834;