Крупнейшие живописцы Северного Возрождения

Культура эпохи Возрождения

Особенности культуры Возрождения

Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие еографические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Еще одна интересная черта: явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Средневековье еще влияло на образ жизни людей, поэтому городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личностные особенности человека.

Наука, литература и общественная мысль

В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:

1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);

2) медицине (Ф. Парацельс и др.);

3) математике (Дж. Кардано и др.);

4) географии;

5) геологии;

6) зоологии;

7) ботанике и др.

Появились работы по истории (Бруни, Макиавелли и др.). В эпоху Возрождения окончательно формируются языки:

1) итальянский;

2) французский;

3) английский;

4) немецкий.

Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. постепенно перестает быть живым языком.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом.

Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте.

Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:

1) Данте Алигьери (1265–1321);

2) Джованни Боккаччо (1313–1375);

3) Франческо Петрарка (1304–1374).

По характеру творчества, тематике, жанрам все эти авторы абсолютно разные. В истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с конкретным произведением: Данте – с «Божественной комедией», Боккаччо – с «Декамероном», Петрарка – со стихами, посвященными Лауре.

Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469–1527) – политический деятель позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469–1536) – писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсараи других писателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов.

Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547–1616), Лопе де Бега (1562–1635) и другие были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616).

Уже в период Высокого Возрождения европейская литература переживала упадок. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском Реформации, выступавшей против «язычества» культуры Возрождения.

Живопись

Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.

В искусстве итальянского Возрождения господствующее место занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрески – по сырой штукатурке писали красками (итал. fresco – «свежий»).

Проторенессанс (XIII – начало XIV вв.) – реддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бондоне (1266/76—1337) – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма.

Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:

1) Мазаччо (1401–1426);

2) Донателло (1386–1466);

3) Сандро Боттичелли (1445–1510) и десятками других выдающихся художников, полотна которых украшают музеи мира.

Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением. Характерные черты реализма итальянского Возрождения:

1) классическая ясность;

2) человечность образов;

3) их пластическая сила;

4) гармоническая выразительность.

Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77—1576). Кисти Тициана принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета. Его картины: «Лежащая Венера», «Даная», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Себастьян», «Пьета».

Крупнейшие живописцы Северного Возрождения

Крупнейшими живописцами Северного Возрождения этой эпохи были:

1) Ян ван Эйк;

2) Иероним Босх;

3) Питер Брейгель старший.

Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были:

1) Альбрехт Дюрер;

2) Лукас Кранах старший;

3) Ханс Гольбейн младший.

Французские художники этого периода уступают в блеске мастерства своим нидерландским и немецким коллегам, однако их произведения имеют свои особенности. Самым крупным французским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420–1477/1481). Он работал во всех видах живописи:

1) в портрете;

2) в миниатюре;

3) в станковой живописи.

Наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрождения считается Эль Греко(1541–1616). Образ человека у испанского художника наделен одухотворенностью. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи объединяют необычные приемы изобразительного языка художника. Колорит построен на приеме контрастного сопоставления ярких цветов. У героев Эль Греко неестественно вытянутые фигуры, удлиненные бледные лица, судорожные жесты, часто изменен масштаб фигур и предметов.

В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (итал. manierismo – «вычурность»), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лечение больного с хронической эмпиемой плевры | ЭКГ признаки гипертрофии




Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1418;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.