Гражданская концепция политики в политических учениях эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения и Реформации возникли новые идеалы и обозначился поиск новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. К представителям политической мысли этого периода относятся также М. Макиваелли, Ж. Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Скорина, С. Будный.

Рассмотрим подробнее взгляды Никколо Макиавелли и Жана Бодена.

Опираясь на собственный богатый опыт практической политики и дипломатии, Н. Макиавелли (1469-1527) сформулировал новаторские для своего времени идеи, которые изложил в работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517), «История Флоренции» (1525) и др. Политические идеи Н. Макиавелли заложили основу политической традиции Нового времени, определив во многом ее дальнейшую проблематику.

Творчество Н. Макиавелли ознаменовало важный этап в развитии мировой политической мысли, поскольку оно способствовало вычленению собственно политического знания из цельного комплекса философско-этических учений. В этом смысле Н. Макиавелли обозначил актуальную по сей день проблематику политических исследований, в частности:

1. выделил политику из философии и этики в предмет отдельного научного исследования;

2. начал рассматривать политику как объективное, природное явление, обладающее собственными закономерностями;

3. дал четкое определение политики как деятельности, направленной на борьбу за власть, ее удержание, укрепление и использование;

4. поставил в центр политического анализа практические проблемы власти и государства;

5. разработал комплекс методов борьбы за власть и ее удержание.

Рассуждения Н. Макиавелли опираются на реалистические взгляды на природу человека. Он пытается примирить требования морали и разумности в политике. По его мнению, для сохранения власти правитель должен уметь правильно от требований добра и справедливости, сочетать в себе социально одобряемые качества, а также власть и силу, необходимые для сохранения жизни и благосклонности подданных. Для достижения успеха в политике необходимо руководствоваться не только и не столько законами нравственности, сколько знаниями человеческой природы и правильным подбором средств достижения, удержания и использования власти. При этом власть являлась для Макиавелли не самоцелью, а средством достижения общего блага, под которым он понимал согласие и стабильность в государстве.

Наряду с работами Макиавелли, облик политической мысли эпохи Возрождения определило творчество выдающегося юриста, публициста и политического деятеля Ж. Бодена (1530-1596), автора работы «Шесть книг о государстве» (1577). Боден отрицал божественное происхождение и считал, что государство про изошло из насилия и является формой господства победителей над побежденными. первым дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. Суверенитет в теории Ж. Бодена – это высшая власть над обществом. Суверенитет вечен и неделим, а в к числу его существенных признаков относятся: власть издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и др. Носителем государственного суверенитета является царская династия, передающая его от старших поколений к младшим по праву наследования. Узурпатор или бунтарь не могут стать суверенами и требовать подчинения у сообщества. Политическим идеалом Бодена являлась монархия, ограниченная законом. Выступал за веротерпимость. Человеческий закон, считал он, основывается на универсальных принципах справедливости. В то же время законы, как и формы правления, должны сообразовываться с различием народов, разнообразием природы, нравов и общественного быта людей. С этих позиций Ж. Боден выступил предшественником идей Ш.-Л. Монтескье и Э. Берка и исторической школы права.

Английский мыслитель Т. Гоббс (1588-1679) изложил свои идеи в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и светского» (1651). Учение Гоббса о государстве включает этический и политический компоненты и опирается на представления о естественном законе, поскольку человек – часть природы. «Естественный закон – есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». Воля человека детерменирована причинностью, а поступки подвержены влиянию природы. Природа человека проявляется в его эгоизме. Интересы и устремления людей одинаковы и их столкновение ведет к естественному состоянию «войны всех против всех», не выгодной ни для кого. Разум и инстинкт самосохранения заставляет людей объединиться в государство посредством общественного договора. Тем не менее, состояние гражданского мира и согласия требует корректировки природных характеристик человека – неограниченной свободы и абсолютного равенства, которая обеспечивается путем добровольной передачи людьми государству ряда своих прав и отказа от части своих естественных склонностей в обмен на мир и порядок в государстве. Государство образуется единством людей, которые большинством голосов способно свести все воли граждан в единую волю. Понятие государства раскрывается у Гоббса через образ морского чудовища Левиафана, вернее, «того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой». Государство – это единое лицо, наделенное ответственность за действия которого взяло на себя множество людей для того, чтобы оно могло использовать всю их силу и средства по своему усмотрению так, чтобы обеспечить всеобщий мир и защиту.

Политической проблематике посвящены его работы «Бегемот, или Долгий парламент» (1668)

Джон Локк(1632-1704) – английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник либеральной традиции в общественно-политической мысли, автор работ «Письма в веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении» (1690), направленных против патриархального абсолютизма, где социально-политический прогресс рассматривается как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского самоуправления. Естественное состояние общества не рассматривалось Локком как война всех против всех, поскольку люди рассматривались им как непримиримые враги. Дж. Локку принадлежит заслуга разработки теории разделения властей на исполнительную, законодательную и федеративную, в рамках которой приоритет отдается законодательной власти, представляющей большинство, т.е. ее высшему органу – парламенту. Целью правительства является действовать произвольным образом в пределах, обозначенных законом, для достижения общественного блага. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство, но народное сопротивление ограничивается разумными пределами и заканчивается установлением прочного политического баланса.

Философское обоснование отношения Дж. Локка к религии изложено в его четырех письмах о веротерпимости. Согласно его учению, человек не имеет врожденных моральных принципов. В этих условиях в качестве моральных поступков следует считать те, которые ведут к длительному непреходящему удовольствию, т.е. пользе, а злым – то, то вредно. Основанием некоего всеобщего закона нравственности должно быть Божественное откровение. Но, поскольку представления о Боге у всех сугубо индивидуальные и уникальные, нельзя требовать единообразия в решении вопросов совести. Поэтому важнейшим условием законности является веротерпимость.

Французский мыслитель эпохи Просвещения Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) развивал английскую политическую традицию. Его важнейшие политические работы – «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). В первой работе Монтескье развивает теорию разделения властей в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескье отрицал идею общественного прогресса, поскольку считал судьбу каждого общества предопределенной его устройством. Во взглядах на человека Монтескье отстаивал идею свободы воли и выбора. По его мнению, рациональные законы разумного мира могут быть приняты человеком также, а могут быть им разрушены: «...мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам». Причина такой непоследовательности состоит в том, что «отдельные разумные существа по своей природе ограничены и потому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда».

В работе «О духе законов» (1748) Монтескье объясняет происхождение законов и политической жизни через естественные, но внешние по отношению к обществу природно-климатические факторы. По его мнению, на политическом устройстве страны сказываются многие из вещей, которые управляют людьми (климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи – все то, из чего формируется «дух народа».)

Особенностью политической мысли Нового времени стала разработка идей нового класса – буржуазии – в русле либерализма (лат. liberalis – свободный). Государство начало рассматриваться как человеческое, а не божественное установление. Эта идея лежала в центре политических воззрений Гуго Гроция (1583–1645) и Бенедикта Спинозы (1632–1677), которые разрабатывали идею естественного права, которое принадлежит людям в силу их природного бытия, что государственное право вытекает из естественного. Принципы свободы и равенства лежали в основе научно-политических идей мыслителей французского Просвещения: Шарля Монтескье (1689–1755), Вольтера (1694–1778), Жан Жак Руссо (1712–1778). Монтескье считал, что свобода может быть обеспечена только при независимости законодательной, исполнительной и судебной властей. Идеалом для Вольтера была «просвещенная монархия», где просвещен не только монарх, но и сами подданные. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею народовластия, обосновывал равенство всех перед законом.

Демократические идеи европейского Просвещения развивались американскими мыслителями Б. Франклином (1706–1790), Д. Адамсом (1735–1826), Т. Джефферсоном (1743–1826), Д. Медисоном (1751–1836) и др. В современную политическую и правовую науку вошли их идеи о том, что все люди от рождения свободны, независимы, обладают такими неотчуждаемыми правами, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, право народов сменять правительства, не отвечающие своему назначению. В их числе дополнение идеи разделения властей идеей создания системы сдержек и противовесов; судебного надзора за конституционностью законов.

Политические идеи развивали немецкие мыслители И. Кант (1724–1804), И. Фихте (1762–1814), Г. Гегель (1770–1831). Своеобразный «категорический императив» И. Канта – каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может использоваться как орудие достижения каких-либо целей. Он разработал проект «вечного мира» посредством создания федерации самостоятельных равноправных государств, разграничил категории «гражданское общество» и «государство».

Насильственные преобразования в ходе буржуазных революций XVI в. и особенно XVIII в. вызвали волну критики либерально-демократических нововведений. В результате получило развитие такое течение политической мысли, как консерватизм (лат. conseryare – сохранять). На его позициях стояли Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821), Л. Бональд (1754–1840).

В XVI – первой половине XIX в. развивались идеи утопического социализма, защищавшего интересы угнетенных масс. Его основоположники критиковали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй. Его представителями являлись Т. Мор (1478–1535), Т. Кампанелла (1568–1639). Д. Уинстэнли (1609 – после 1652). Ж. Мелье (1664–1729). А. Сен-Симон (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837), Р. Оуэн (1771–1858). Они обосновывали необходимость равенства всех членов общества, коллективной собственности, обязательного труда для всех, общественного самоуправления.

Революционно-демократические, социалистические идеи получили отражение в марксизме, основоположниками которого выступили К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Они попытались дать ответ на вопросы, поставленные ходом истории. Они исповедовали диалектико-материалистическое понимание государства, политики и права, утверждали, что их базисом является производственные отношения. Считали, что сущность государства не в мировом разуме, абсолютном духе, а в деятельности людей, материальных экономических отношениях. Право они рассматривали как юридическое выражение и закрепление существующих общественных отношений. Марксизм выдвинул положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти путем совершения революции и установления диктатуры пролетариата. Обосновывая движение человеческой истории «к уничтожению всяких классов» и к обществу без классов, марксисты выдвинули идею о закономерном отмирании государства и политики, считая, что в обществе без классов и классовых противоречий государство не нужно и невозможно.

 

 








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 2389;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.