Кому принадлежат моря
Большинство морских портов располагаются в устьях рек или недалеко от устьев, выше по течению. Это удобно. Река – и дорога в глубь страны, и защита от морской бури. Что же говорится в лоциях о море, с одним из портов которого мы только что познакомились?
Река Нева многими своими рукавами впадает в Финский залив, являющийся частью Балтийского моря. С его природными особенностями мы еще встретимся, когда будем говорить об Атлантическом океане.
До XVIII века русские мореходы называли это море Варяжским. Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии, которое происходит скорее всего от древнескандинавского слова «vaerungjar», что означало имя нормандских воинов, служивших наемниками у византийских императоров. Нанимали таких воинов‑дружинников и русские князья, и купцы, плавающие по пути «из варяг в греки».
С незапамятных времен было Балтийское море важной торговой дорогой. Потом шведы отрезали Русское государство от морских берегов. И лишь в ходе Северной войны (1700–1721 годы) исконные русские земли были возвращены нашему государству. На Балтийском море создан под руководством Петра Первого сильный регулярный флот. С той поры это часть всего нашего Военно‑Морского Флота. И можно не сомневаться, что моряки Балтики никогда не уронят знамя, покрытое неувядаемой славой великих побед – во имя мирной жизни и уважения суверенитета, прав и границ своего государства.
Не раз Балтийское море становилось ареной ожесточенной борьбы. Гибли люди, разрушались порты, ложились на дно корабли. Пропадало столько умения и сил… Давайте‑ка посмотрим, что пишет об этом море современная лоция.
«Общие сведения. В южной части Балтийского моря имеются многочисленные районы, запретные для плавания.
Вся акватория южной части Балтийского моря, расположенная западнее меридиана 13°10′ восточной долготы, находится в пределах района, опасного от мин; при плавании здесь рекомендуется строго придерживаться объявленных фарватеров».
Вот вам и старое доброе Варяжское море – свободный путь «из варяг в греки». И это через сорок лет после второй мировой войны!
И все‑таки: кому принадлежат моря? Вы скажете: «Что за странный вопрос? Моря есть моря. Они принадлежат всему человечеству!» С точки зрения здравого смысла это, конечно, правильно. Но не забывайте, что мы живем в окружении капиталистических государств, где главным законом является «право сильного». Как же решался этот вопрос прибрежными государствами? И тут нам снова придется обратиться к истории.
С давних пор раздел морских пространств был связан с установлением режима территориальных вод. Что это такое? Территориальными водами называют морскую полосу определенной ширины, прилегающую к побережью того или иного государства. При этом государственная граница считается по внешнему краю территориальных вод.
Идею того, что морские государства для обеспечения своей безопасности должны иметь право на некоторую часть прибрежных вод, выдвинул в начале XVIII столетия голландский юрист Ван Бинкерсхук. А поскольку в ту пору дальность полета пушечного ядра не превышала 3 морских миль, то и ширина территориальных вод ограничивалась «трехмильной зоной».
Однако расстояние это не очень‑то соблюдалось. Конечно, с одной стороны, прибрежные государства стремились подчинить себе как можно большие участки моря. Но с другой – чем меньше территориальные воды, тем больше свободы мореплаванию, шире международные связи. А это приносило прибыль. Что же выбрать? Такие исключающие друг друга возможности беспокоили голландских купцов еще в начале XVII века. В те годы на всех морях и океанах хозяйничали испанские мореплаватели. Захватив земли Нового Света, испанцы учредили в городе Севилье специальную торговую палату, а потом Совет по делам Индии. Без его разрешения никто не мог и думать не только о торговле, но даже о плаваниях к новооткрытым берегам.
Вот тогда‑то, обеспокоенные судьбой своих барышей, и основали голландцы Ост‑Индскую компанию и понемногу стали теснить конкурентов в Юго‑Восточной Азии.
Жил тогда в Голландии замечательный философ, политический деятель и юрист по имени Гюго Гроций (1583–1646). Восьмилетним мальчиком он уже так хорошо изучил латинский язык, что писал на нем стихи. Латынь считалась в ту пору общеевропейским языком науки. Одиннадцати лет он поступил в университет, а в пятнадцать – поехал вместе с посольством во Францию. В разгар борьбы голландских купцов с испанцами Гуго Гроций издал трактат «О свободном море». Он писал, что море не должно принадлежать никому и что все страны имеют одинаковое право свободно плавать по нему и торговать.
Его предложения вызвали много споров, особенно среди Прибалтийских государств. Далеко не все соглашались с ним. Один английский юрист даже написал сочинение, озаглавленное «Закрытое море», он его специально направил против идей Гуго Гроция. Англия всегда чрезвычайно гордилась своим флотом и считала, что море должно принадлежать только ей.
Опираясь на военные корабли, это небольшое, в общем‑то, островное королевство много лет с позиций силы диктовало свою волю другим народам. «Британия, Британия – царица морей!» – пели английские военные моряки, нагоняя под всеми парусами мирные купеческие суда в открытом океане.
Сегодня эта песенка устарела. Но английские солдаты все еще чинят суд и расправу под прикрытием корабельных орудий и ракет над теми, кто этих орудий и ракет в таком количестве не имеет.
В наши дни все страны согласились и подтвердили свободу мореплавания, свободу рыболовства, свободу прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободу полетов над открытым морем. В 1958 году в Организации Объединенных Наций рассматривался вопрос еще о двух «свободах» – свободе научных исследований и разработки недр дна открытого моря.
Режим же территориальных вод должен регулироваться решениями Женевской конвенции 1958 года, утвердившей их ширину в 12 морских миль. Советский Союз сразу же, еще в 1960 году, поддержал это решение. К сожалению, ряд морских держав в одностороннем порядке попытались расширить свои территориальные воды до 200 миль. Но если учесть, что такой «бордюр» должен окружать и все, даже самые маленькие, острова, принадлежащие тем или иным государствам, то свободного моря почти на Земле не останется. Произойдет полный политический раздел Мирового океана.
Посмотрите на карту.
На что стал бы похож Мировой океан, будь такое решение узаконено? Почти половина вод планеты оказалась бы закрытой для свободного судоходства и научной деятельности.
А насколько бы выросла опасность международных конфликтов?
Сейчас еще действует так называемое право свободного прохода территориальных вод. Любые иностранные суда могут идти чужими водами, если их присутствие не наносит ущерба миру и безопасности того государства, которому эти воды принадлежат. Но капиталистические государства слишком привыкли к тому, что вопросы о праве на море раньше решала военная сила.
В наши дни крепнет мощь лагеря мировой социалистической системы. И все смелее прогрессивные силы выступают за то, чтобы в Мировом океане был установлен международный режим, защищающий интересы всех суверенных государств.
Советский Союз вместе с другими странами социалистического лагеря поддерживает это справедливое требование.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1068;