Кто из жителей старого света первым открыл новый свет
Всем известно, что открыл Америку адмирал Христофор Колумб – великий мореплаватель, первым из европейцев приплывший сюда в 1492 году. Так принято говорить.
На самом же деле история открытия Нового Света вовсе не такая простая. Началась она задолго до рождения славного адмирала, а закончилась через много лет после его смерти.
Помните, мы говорили, что в древности мудрецы делили сушу на три части – Европу, Азию и Ливию, или Африку. Другим континентам быть на Земле не полагалось. А вот неизвестные острова существовать могли.
Великий древнегреческий философ Платон рассказывал о замечательном государстве Атлантиде, погибшем от землетрясения много веков назад. Располагалась Атлантида, по словам Платона, на большом острове перед Столбами Геракла, то есть в Атлантическом океане. «Остров тот был, – писал философ, – больше Ливии и Азии, взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов ко всему противолежащему, которым ограничивался тот истинный понт (море)…
Америго Веспуччи. Со старинной гравюры.
На этом Атлантидском острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части материка. Кроме того, они и на здешней стороне владели Ливией до Египта и Европой до Тиррении».
Тирренией Платон называл северо‑западную область древней Италии – по имени жителей, населявших те земли.
Островная «Атлантида» в Средиземном море (ученые называют ее Минойской морской державой) уже за много веков до начала нашей эры располагала мощным флотом. И почему бы не предположить, что отдельные корабли атлантов‑минойцев, то ли по своей охоте, то ли унесенные бурей, пересекали Атлантический океан и добирались до Нового Света?.. А некоторые, возможно, и возвращались обратно. Не зря во время научных раскопок в Центральной Америке археологи время от времени находят различные вещицы, сделанные в Древней Греции или в Риме. А на побережье современной Венесуэлы нашли даже целый глиняный кувшин с кладом римских монет IV века нашей эры. Кувшин был зарыт глубоко в песок у самой кромки прибоя. Может быть, принадлежал он купцу‑европейцу, потерпевшему крушение у незнакомых берегов?
А однажды – началась эта история в 1956 году – несколько археологов, изучающих очень древнюю культуру охотников‑собирателей на южном побережье современного Эквадора, наткнулись на странные обломки глиняной посуды. У охотников‑собирателей никакой керамики быть еще не могло. Как же появились здесь эти черепки?
Потом рабочий‑индеец выкопал из земли и целый сосуд. Это был красный глиняный кувшин с высокой угловатой ручкой, покрытой затейливой резьбой. Такие кувшины делали только в Японии. Но разве мог сосуд из Японии сам приплыть по Тихому океану в Южную Америку? Конечно нет! И вот к каким выводам пришли американские исследователи.
Давно‑давно, примерно пять тысяч лет назад, и на побережье Японии и на побережье Эквадора жили небольшие группы людей, которые добывали себе пропитание, собирая различные растения, моллюсков, охотясь на мелких животных. И у тех и у других был примерно одинаковый культурный уровень. Но жители японских островов, как и все островитяне, умели делать лодки из цельных долбленых стволов деревьев. Они выходили на них в море и ловили рыбу. Это было немалым подспорьем в скудном рационе. Кроме того, они умели делать глиняную посуду. Жители же Эквадора обладали другими навыками, а вот посуду делать не умели вовсе.
Осенью, в октябре, у берегов Японии с давних пор свирепствуют тайфуны. Каждую лодку, угнанную ураганным ветром, в открытом океане тут же подхватывает мощное течение. Неделю за неделей могут они нести на себе лодки, перемещая их за сутки на двадцать – тридцать миль. Те рыбаки, которые выдерживали многомесячный дрейф, попадали на берега далеко отстоящей от них Южной Америки. Они‑то и могли научить предков индейцев изготавливать посуду.
Однако большинство мореплавателей Старого Света, волею судьбы заброшенных на чужой континент, не влияли на своеобразную индейскую культуру.
Первые испанские завоеватели видели у местных жителей большие бальсовые плоты для дальних морских путешествий. А плавание Тура Хейердала на подобном плоту – «Кон‑Тики» – доказало возможность древних визитов как из Полинезии в Южную Америку, так и в обратном направлении. Поэтому строго определить, кто из жителей Старого Света первым открыл берега Американского континента, невозможно. Но такие путешественники были. Их визиты остались в памяти людей в виде сказок и легенд, наполнив океаны, разделяющие материки, «островами блаженства и счастья».
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1179;