ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ. 1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений
1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйственной страны к состоянию великой мировой промышленной державы. Но при этом XX век — это век контрастов.
2. В XX веке резко отличаются друг от друга его начало, середина и окончание. Если начало века было периодом, вобравшим в себя резкие переходы от одного состояния общества к другому, то преобразовательная деятельность середины века (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась в порыве веры в светлое будущее. Только этим можно объяснить энтузиазм народа, который в российской действительности никогда не имел личной свободы. Автор рискует высказать предположение, что тоталитаризм социалистической действительности был явлением, связанным, скорее, с историческим стечением обстоятельств, чем с закономерностью.
3. Начало века создало философию, которая более всего связана с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами и с гносеологией, чем с онтологией. Это же определило развитие философской мысли и в более поздний период. Однако существование определенной школы русской философской мысли относится, скорее, к периоду конца XIX — начала XX века, чем к более позднему времени.
4. Русское искусство XX века прошло период исканий, период раздвоенности в своем движении и к классике, и к новациям разного рода. Важно отметить лишь одно: во всех своих поисках и порывах оно практически никогда не утрачивало гуманизма, заложенного в глубинах менталитета российской интеллигенции.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней. Вслед за русским теоретиком культуры Н.Я.Данилевским [96] мы можем отметить, что русская культура — одна из самых молодых и, возможно, ей еще суждено более могучее будущее.
Русская культура представляет собой специфический тип культуры. Во-первых, она сложилась в результате слияния первичных культур различных племен не только славянского, но и восточного происхождения. Во-вторых, она находилась в постоянном движении, без четко выделяемых этапов полной устойчивости, полной определенности. В ней было (и, скорее всего, может быть) множество перемен: кардинальная смена религиозных взглядов, смена типов государственности и форм наследования и правления, на еще более ранних этапах — смена письменности и счетной системы и т. д. До сих пор идут постоянное развитие и обновление языка. В-третьих, русская культура практически на любом этапе была тесно связана с политическими тенденциями общества. Почти все ее стороны в той или иной форме обслуживали политику и власть. Даже религия в России была подчинена власти, хотя и оказывала на нее значительное влияние. И, наконец, находясь между Востоком и Западом, русская культура впитала в себя некоторые существенные моменты и той, и другой культуры. На этой особенности русской культуры нужно остановиться отдельно.
Мы уже говорили, что восточные культуры несут в себе преимущественно эмоционально-созерцательное отношение к миру, в них преобладают морально-этические взгляды, регулирующие все стороны взаимодействия человека с миром и обществом. На Западе, напротив, преобладает логическое мировосприятие, рационализм пронизывает жизнь и деятельность человека и общества, оставляя свой отпечаток и на религии, и на морали, и на искусстве, даже в те их периоды, когда происходит критика рационализма и отрицание его. Возможным следствием этой рациональности становится практицизм в отношениях с природой и обществом. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон. Можно сказать, что русская культура выступает как эмоционально-импульсивная, с устойчивой устремленностью к рациональному решению своих практических задач, особенно в сфере социального обустройства. Эта импульсивность характерна для самых различных областей приложения и существования русской культуры: искусства, морали, религии и даже науки или политики. Вспомним импульсивную мощь каждого из процессов русской действительности: существование княжеств и постоянные распри между ними, создание государственности, бунты, раскол, революции, войны, индустриализация, коллективизация и другие. Та же импульсивность охватывает и современное состояние культуры. За последнее столетие мы испытали новый период раскола, расцвета, застоя, новые преобразования, перспектива которых еще “за шеломянемъ еси” — за холмом, как писалось в “Слове о полку Игореве”.
Еще одно обстоятельство характеризует многие особенности русской культуры. Она существует не только и не столько в ее официальном выражении, сколько “рассыпана” в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания. Именно в России так сильна и неразрывна связь каждого крупного деятеля культуры со своим народом, именно в России так глубоко и серьезно каждое событие проходит через жизнь отдельного человека. Западные культуры отличает индивидуализм как способ отношений личности и общества, в восточных мы встречаемся с полным растворением человека в массе других, в русской же культуре всегда существует особый коллективизм — непрекратимая связь отдельного человека с другими людьми, а других — с отдельным человеком. Он — часть общего и таковой частью ощущает себя всегда, везде и в полной мере. Если для человека Запада, да и Востока отрыв от своей родной почвы проходит большей частью безболезненно, то для российского человека — это всегда трагедия.
В последние годы многие теоретики говорят о падении уровня духовной культуры, некоторые полагают, что русская культура, как и западная (с точки зрения О. Шпенглера), клонится к закату. Однако следует помнить, что русской культуре свойственно и постоянное движение, изменчивость. Можно предполагать, что, преодолев кризисное состояние, Россия еще сможет создать свои лучшие образцы, что ее еще ждет великое будущее:
Кто сказал, что земля умерла? —
Нет, она затаилась на время.
[В. Высоцкий]
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 476;