Ноутбук и офисная периферия

 

Обычно ноутбук в офисе используется квазистационарно, то есть основное время находится на рабочем столе, лишь иногда путешествуя со своим хозяином, например в переговорную комнату. В таком случае к портативному компьютеру следует подключить монитор, клавиатуру и мышь. Это сделать достаточно просто, и вместе с тем в данном процессе есть некоторые подводные камни, о которых мы сейчас вкратце и поговорим.

Прежде всего, рассмотрим, как правильно подключить монитор . Каждый ноутбук имеет видеовыход D‑Sub (рис. 15.1), который иногда именуют VGA‑разъемом. К этому видеовыходу можно подключить любой современный монитор (за исключением некоторых специализированных профессиональных моделей).

Рис. 15.1. Разъем D‑Sub на боковой панели ноутбука

 

Подсоединить кабель проще простого. Нюансы касаются программной настройки монитора. Помните, видеокарты большинства мониторов способны выдавать картинку с большим разрешением, чем может отобразить встроенный дисплей ноутбука.

Если внешний монитор построен на базе электронно‑лучевой трубки, то разрешение для него можно устанавливать произвольное. Главное, чтобы выбранную вами комбинацию «разрешение + частота обновления» поддерживали и видеокарта ноутбука, и внешний монитор. При использовании жидкокристаллического внешнего монитора видеокарта должна выдавать для него картинку, размеры которой совпадают со штатным количеством точек в матрице, иначе изображение будет некачественным.

Сказанное справедливо и для видеопроекторов (рис. 15.2), которые также подключаются к VGA‑выходу ноутбуков.

Рис. 15.2. Видеопроектор

 

Клавиатуру и мышь нужно просто подсоединить к ноутбуку, каких‑либо дополнительных настроек при этом не требуется. Однако, если вы захотите установить для них драйверы (функциональность некоторых моделей при этом возрастает), будьте осторожны и следите за тем, чтобы установленные приложения не мешали работе ноутбука при отсоединении клавиатуры или мыши.

Как мы уже отмечали, для упрощения подключения внешних устройств можно использовать док‑станцию или USB‑концентратор. Сегодня на компьютерном рынке можно приобрести клавиатуру или монитор со встроенным концентратором – такие модели уже не редкость.

 

 

Глава 16

Вместо заключения

 

Все, что было сказано выше, относится ко вчерашнему и сегодняшнему дню «ноутбукостроения». Можно ли заглянуть в будущее, предугадать, как будет развиваться данная отрасль? Дать точный прогноз, приведя даты и цифры, конечно, маловероятно, но обозначить некоторые уже сегодня наметившиеся тенденции вполне реально. Попробуем…

Популярность ноутбуков будет расти. Вчера человек с ноутбуком был белой вороной, сегодня владелец мобильного компьютера никого не удивляет, а завтра будет изумлять человек, не имеющий ноутбука (вспомните, именно так развивалась ситуация с мобильными телефонами). Разумеется, речь идет о людях, живущих по эту сторону «цифрового разрыва», то есть для работы и в повседневной жизни активно использующих компьютеры, интернет‑ресурсы и другие информационные сервисы.

Причина роста популярности ноутбуков проста: мир становится мобильным. Пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, но она точно отражает происходящие изменения, которые в равной степени актуальны для Лос‑Анджелеса и Москвы, Мельбурна и Минска, Лондона и Сингапура, Токио и Киева. Все большая часть социально и экономически активного населения планеты постоянно перемещается, оказываясь в разных районах города, странах. При этом люди хотят всегда и везде иметь под рукой инструмент, позволяющий эффективно работать с любыми документами, получать доступ к Интернету и ставшим привычными каналам связи и средствам общения (включая электронную почту и ICQ) и, разумеется, коротать время за играми и другими развлечениями. Соответствующие возможности предоставляют разные мобильные цифровые устройства – карманные компьютеры, сотовые телефоны, коммуникаторы, – но наиболее мощным и универсальным из них был и остается ноутбук.

Популяризация ноутбуков почти точно приведет к тому, что цены на портативные компьютеры будут продолжать снижаться . Уже сегодня простейший ноутбук можно приобрести чуть дороже, чем за $500, а вполне приличную систему, способную удовлетворить потребности большинства пользователей, – за $1300–1500. Лишь новейшие мобильные компьютеры или системы с необычными характеристиками стоят более $1500 (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Лишь ноутбуки с необычными характеристиками, например экстремально тонкие, стоят очень дорого

 

Например, ультрапортативный ноутбук весом 1,3 кг обойдется в $1200–1500 (в зависимости от конфигурации), предложенные компаниями Dell и Samsung системы весом 1 кг – в $1800–2000, 800‑граммовый ноутбук Sony – $2500.

Не нужно быть высококвалифицированным аналитиком, чтобы предсказать опережающий рост снижения цен на топовые модели. Ноутбуки «младшего» ценового диапазона будут дешеветь, но совсем немного. Согласитесь, даже стационарные компьютеры дешевле $500 (разумеется, в полной комплектации) встречаются крайне редко, ведь продавцам невыгодно торговать более дешевыми решениями, а компаниям – тратить ресурсы на разработку, выпуск и продвижение подобного копеечного товара. Ценовые войны никто из производителей не начнет, так как история развития компьютерного рынка наглядно показала: в таких мероприятиях победителей не бывает. Однако не будем вдаваться в детали рыночной политики, просто отметим, что ноутбуки низшей ценовой категории подешевеют не более чем на $50–100.

Новые типы портативных компьютеров в обозримом будущем вряд ли изобретут, но будут появляться и развиваться новые классы подобных устройств, в частности гибриды ноутбуков и карманных компьютеров.

Вполне вероятно, что популярными станут компьютеры‑планшеты . Они существуют и сегодня, однако практически незаметны на фоне ноутбуков‑трансформеров, а поэтому пока мало распространены и, как следствие, стоят очень дорого. Однако для многих пользователей компьютер‑планшет по вполне понятным причинам кажется удобнее традиционного ноутбука.

Получат распространение устройства, выполненные в форм‑факторе ноутбуков, но не являющиеся компьютерами. Сегодня к этой категории относятся портативные DVD‑проигрыватели (рис. 16.2).

Рис. 16.2. Становятся популярными устройства в форм‑факторе ноутбуков, например мобильные DVD‑проигрыватели

 

Следует также ожидать появления новых устройств в форм‑факторе ноутбуков на платформе Windows Mobile. Они будут сочетать достоинства портативных компьютеров (крупные экраны и полноразмерные клавиатуры) с преимуществами карманных (мгновенное включение, не требующее загрузки операционной системы, лаконичный интерфейс и т. д.). Теоретически такие устройства могли быть выпущены уже давно, но практически на компьютерном рынке их нет. Существует даже мнение, что исчезновение клавиатурных карманных компьютеров и отсутствие ожидаемых псевдо‑ноутбуков на платформе Windows Mobile – результат картельного соглашения ведущих производителей, которые не хотят создавать конкуренции популярным сегодня ноутбукам. Однако развитие техники не остановить: если востребованные устройства не предложат ведущие производители, то этим займутся более мелкие фирмы, которые, возможно, завтра станут лидерами.

Возникновение и популяризация различных мобильных цифровых устройств – и универсальных (например, карманных компьютеров), и специализированных (цифровых диктофонов, фото– и видеокамер, МР3‑проигрывателей, цифровых фотоальбомов и т. д.) – не снизит актуальности компьютеров как центра личной цифровой вселенной каждого из пользователей. Компьютер сохранит свою актуальность в ближайшем обозримом будущем, причем вне зависимости от того, стационарная это система или портативная. Тенденция, по которой процент ноутбуков будет увеличиваться, а процент стационарных компьютеров, соответственно, уменьшаться, никакого влияния на структуру цифровой вселенной не окажет – в ее центре был и останется компьютер.

Ноутбуки станут более защищенными от внешних воздействий. Не случайно уже сегодня становятся все более популярными системы с «непромокаемыми» клавиатурами.

Развитие ноутбуков, относящихся к традиционным классам, будет происходить неоднородно: производительность процессоров будет увеличиваться, емкость винчестеров – расти, а диагонали экранов останутся прежними. Это отчасти будет компенсироваться увеличением разрешения и ростом мощности графической подсистемы. Уже сегодня видеоускорители, позволяющие играть в новейшие версии компьютерных игр, устанавливаются не только в мультимедиа‑ноутбуки, но и в большинство производительных систем. Постепенно они появляются и в моделях, относящихся к бюджетным, «тонким и легким» и даже к ультрапортативным.

Можно с уверенностью сказать, что параметр, который будет расти быстрее, чем производительность, емкость дисковых подсистем и даже мощь графической карты, – это время автономной работы. Уже сегодня существуют единичные модели ноутбуков, время автономной работы которых (правда, при питании от «усиленных» батарей) достигает восьми часов. Однако такие портативные компьютеры можно пересчитать по пальцам. Длительное же время автономной работы актуально для большинства пользователей. Даже те, кто работает на ноутбуках класса «замена настольного компьютера», желают по возможности избавиться от проводов, ограничивающих перемещение ноутбука в пределах квартиры и офиса. Что уж говорить о пользователях «тонких и легких» систем, и тем более ультрапортативных?!

 

Примечание

Владельцам сегодняшних ноутбуков для увеличения времени автономной работы систем до приемлемого уровня приходится запасаться дополнительными наборами батарей. При этом аккумуляторы для портативных компьютеров стоят неприлично дорого. Возможно, что стремление получить увеличенное время автономной работы станет для пользователей ноутбуков одной из основных мотиваций покупки новых систем.

 

Развитие получат не только ноутбуки, но и беспроводные коммуникации , обеспечивающие компьютерам подключение к Интернету. GPRS– и Wi‑Fi‑доступ не начнут конкурировать между собой, а и в дальнейшем будут органично дополнять друг друга. Кроме доступного повсюду GPRS и набирающего популярность EDGE, в скором времени появятся фрагменты сетей третьего поколения, которые по распространенности будут уступать GSM/GPRS, но в местах скопления пользователей, нуждающихся в скоростном интернет‑доступе, будут обязательно развернуты.

Появятся и домашние беспроводные сети. Уже сегодня некоторые производители предлагают Bluetooth‑решения для обеспечения беспроводной связи ноутбука с принтером и модемом. Но это только начало! Домашние сети неуклонно набирают популярность. Все больше пользователей имеют дома более одного компьютера, причем это уже не только персональные системы, закрепленные за отдельными членами семьи, но и специализированные решения. Например, нередко используется домашний файл‑сервер. Принт‑сервер становится необходимым элементом домашней инфраструктуры, если количество принтеров в доме меньше количества компьютеров, и т. д.

Постепенно узлами единой домашней сети становятся электронные и бытовые приборы: видеопроигрыватели, системы кондиционирования, вентиляции, теплоснабжения, охраны и т. д. Однако интеллектуальные дома – управляемые компьютерами жилые помещения – пока являются штучными проектами, цена которых, к великому сожалению, исключает массовое распространение этих удобных решений.

Домашние сети перестали быть экзотикой. Как подключить ноутбук к домашней сети? Уж точно не при помощи Ethernet‑кабеля! Для этого необходим беспроводной интерфейс. Когда беспроводные интерфейсы получат достаточно широкое распространение, пользователи захотят избавиться и от кабелей, соединяющих настольные системы… Это и будет полной и окончательной победой wireless‑революции, на ход которой немалое влияние окажет огромная популярность ноутбуков.

Итак, портативные компьютеры станут легче и производительнее, будут обладать большим временем автономной работы и т. д. Означает ли это, что следует погодить с покупкой ноутбука, подождав наступления завтра? Ни в коем случае! Конечно, ноутбуки будут иными, но ведь преимущества, создаваемые мобильным компьютером (те самые, которым мы посвятили первую главу этой книги), актуальны для вас уже сегодня!

Приобретать ноутбук, как любую другую электронную систему, нужно сразу, как только он становится необходим. Покупать и пользоваться устройством, делая свою работу и развлечения интереснее и комфортнее. Как только вы поймете (или хотя бы почувствуете), что вам нужно другое устройство – более мощное или с меньшим весом, более престижное или другого класса, – продайте имеющееся и приобретите новое.

Не следует рассматривать ноутбук как показатель статуса или, предположим, средство вложения денег. Это инструмент, который должен приносить реальную пользу. Каждый день, каждый час…

Если вы станете одним из пользователей, оценивших удобства и преимущества мобильной работы, значит, мы не зря старались и писали эту книгу.

 

Приложение 1

Глоссарий

 

А

 

ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line) – коммуникационный стандарт, позволяющий подключаться к Интернету по обычной телефонной линии со скоростью передачи данных до 8 Мбит/c при входящем трафике и до 1 Мбит/c – при исходящем.

AirPort Extreme – торговая марка беспроводного адаптера Apple, поддерживающего две спецификации радиодоступа – 802.11b (более известную как Wi‑Fi и обеспечивающую обмен данными со скоростью до 11 Мбит/с) и 802.11g (максимальная скорость – 54 Мбит/c).

Audio CD – формат размещения оцифрованной аудиоинформации на компакт‑диске, позволяющий воспроизводить запись на бытовой аппаратуре и компьютере.

 

В

 

BIOS (Basic Input‑Output System) – набор «прошитых» в компьютере микропрограмм, включающий необходимые для работы винчестера и других базовых компонентов драйверы и модуль, обеспечивающий загрузку операционной системы после включения компьютера.

Bluetooth – радио‑интерфейс ближнего действия, обеспечивающий беспроводную связь между цифровыми устройствами на расстоянии до 100 м. Bluetooth поддерживает скорость передачи данных до 720 Кбит/с при полной экологической безопасности соединения (мощность передатчика составляет всего 1 мВт).

 

С

 

Compact Disc (компакт‑диск) – наиболее распространенный в настоящее время формат оптических носителей цифровой информации. Емкость компакт‑диска – до 700 Мбайт. Существуют компакт‑диски с возможностью однократной записи данных (CD‑R), а также допускающие перезапись – CD‑RW (CD‑ReWritable). Компакт‑диски совместимы с большинством DVD‑приводов.

CompactFlash (CF) – один из первых стандартов карт flash‑памяти. Сегодня является наиболее распространенным, благодаря чему карты этого формата имеют минимальную удельную стоимость мегабайта и самую большую максимальную емкость (на момент написания книги – 8 Гбайт). В форм‑факторе CompactFlash выпускаются микровинчестеры.

 

D

 

Dial‑up – обмен данными по телефонной сети общего пользования, применяемый для подключения к Интернету.

DVD – формат оптических носителей цифровой информации. DVD бывают одно– и двусторонними, а также одно– и двухслойными. Односторонний однослойный DVD вмещает до 4,7 Гбайт данных, двусторонний двухслойный – до 17 Гбайт. Существуют также односторонние двухслойные (емкостью 8,5 Гбайт) и двусторонние однослойные (9,4 Гбайт) DVD. Выпускаются DVD для однократной записи (DVD‑R) и с возможностью перезаписи. Существует три типа перезаписываемых DVD: DVD‑RW, DVD+RW, DVD‑RAM. Все они несовместимы друг с другом. Сложившаяся ситуация вынуждает производителей выпускать приводы, способные работать с несколькими форматами DVD сразу. Существуют устройства, которые, наряду с DVD и DVD‑R, воспринимают все три формата перезаписываемых DVD, однако встречаются и приводы, поддерживающие только некоторые из них (например, DVD‑Dual, работающие только с DVD‑RW и DVD+RW, или DVD‑Multi, поддерживающие DVD‑RAM и DVD‑RW). Большинство DVD‑приводов обладает совместимостью с компакт‑дисками (CD‑R и CD‑RW). Объявлено, что в скором времени серьезную конкуренцию формату DVD составят новые стандарты – Blue‑ray и HD‑DVD.

DVD‑Audio – формат размещения на DVD оцифрованной аудиоинформации, позволяющий воспроизводить DVD на бытовой аппаратуре и компьютере.

DVD‑Video – формат размещения на DVD оцифрованной видеоинформации, позволяющий воспроизводить DVD на бытовой аппаратуре и компьютере. Стандарт DVD‑Video предусматривает защиту размещенных данных от копирования, в том числе региональную. DVD‑Video использует для записи видеоданных кодек MPEG‑1. Хотя он выполняет сжатие с потерями (воспроизводимое изображение отличается от изначально оцифрованного), вносимые им искажения при воспроизведении практически незаметны.

DVI (Digital Video Interface) – порт для подключения внешнего монитора или проектора, обеспечивающий вывод видеосигнала. DVI является цифровым интерфейсом, поэтому позволяет передавать изображение высочайшего качества. В настоящее время DVI используют для подключения мониторов и проекторов верхнего ценового диапазона. В ноутбуки DVI‑порт встраивают крайне редко (в отличие от VGA‑порта), его наличие – показатель престижности модели.

 

Е

 

EDGE (Enhanced Data rates for Global Evolution) – стандарт, позволяющий внедрять сервисы передачи данных со скоростью до 384 Кбит/с в сетях сотовой связи (в том числе и стандарта GSM). В настоящее время фрагменты GSM‑сетей, поддерживающих EDGE, реализуются некоторыми российскими операторами сотовой связи, но еще не запущены в коммерческую эксплуатацию. Однако сотовые телефоны, поддерживающие EDGE наряду с GSM/GPRS, уже активно продаются.

E‑GPRS – усовершенствованная GPRS, один из терминов для обозначения технологии EDGE.

Ethernet – наиболее распространенный стандарт построения локальных сетей, обеспечивающий обмен данными между устройствами со скоростью до 10 Мбит/c. При этом могут использоваться разные протоколы (TCP/IP, XNS и др.). Кабельные соединения в Ethernet‑сетях также могут быть различных типов (обычно используются коаксиальные и кабели «витая пара»). Стандарт Ethernet, в настоящее время являющийся открытым, был разработан корпорацией Xerox и впервые реализован ею совместно с компаниями Intel и DEC.

 

F

 

Fast Ethernet – расширение стандарта Ethernet, допускающее использование соединений локальной сети, обеспечивающих скорость передачи данных до 100 Мбит/c. Обладает полной совместимостью с Ethernet.

FireWire (также известен как i.Link или IEEE‑1394) – стандарт цифрового интерфейса, обеспечивающий подключение к компьютеру периферийных устройств и их питание (напряжение – 12 В, максимальная мощность – до 15 Вт). Существует два варианта этого стандарта – IEEE‑1394a и IEEE‑1394b, – основным отличием которых является максимальная скорость передачи данных, составляющая 400 и 800 Мбит/с соответственно. Большинство устройств, использующих FireWire‑интерфейс, допускает горячее подключение в режиме Plug and Play.

Flash‑память – разновидность энергонезависимой (сохраняющей данные при отключении питания) полупроводниковой памяти. Применяется как в компьютерах (например, для хранения пользовательских настроек BIOS), так и в картах памяти различных стандартов (CompactFlash, SD/MMC, Memory Stick и др.).

Flash‑устройство – накопитель, использующий массив flash‑памяти и присоединяемый к USB‑порту компьютера. Операционная система распознает flash‑устройство как накопитель с файловой структурой и позволяет работать с ним как с обычным логическим диском. Благодаря компактности, большому объему и нечувствительности к внешним воздействиям flash‑устройства идеально подходят для переноса между компьютерами данных малого и среднего объема. Для переноса большого объема данных приходится использовать компакт‑диски и DVD или съемные винчестеры.

 

G

 

Gigabit Ethernet – расширение стандарта Ethernet, допускающее использование соединений локальной сети, обеспечивающих скорость передачи данных до 1 Гбит/c. Обладает полной совместимостью с Ethernet и Fast Ethernet.

GPRS (General Packet Radio Service) – стандарт создания надстроек над действующими TDMA‑сетями (в том числе и GSM), который позволяет передавать данные с высокими скоростями и с большей эффективностью использовать пропускную способность сетей. GPRS поддерживает передачу данных со скоростью до 170,2 Кбит/с, что позволяет этому стандарту успешно конкурировать с подключениями по обычным телефонным линиям. GPRS позволяет операторам сотовой связи применять тарификацию по объему переданной информации. Благодаря этому абонентам экономически выгодно использовать GPRS для длительного нахождения в Интернете и работы с сервисами, не требующими больших объемов трафика (электронной почтой, интернет‑пейджерами и т. д.). Иногда для обозначения GPRS используется название GSM‑IP.

GPS (Global Positioning System) – система для определения местоположения абонента, использующая опорные сигналы, генерируемые навигационными спутниками. Точность определения координат составляет несколько метров и зависит от характеристик используемого приемника и условий видимости спутников. GPS‑приемники обычно совмещены с цифровыми устройствами, способными не только показывать значения широты и долготы, но и визуально отображать на карте местности координаты объекта и предоставлять дополнительную информацию (сведения о высоте над уровнем моря, точное время), определять траекторию движения, среднюю скорость на маршруте и ряд других характеристик.

GSM (Global System for Mobile Communications) – наиболее распространенный стандарт сотовой связи. Использует четыре поддиапазона: 900 и 1800 выделены для GSM‑сетей в Европе, а 850 и 1900 – в Америке, где поддиапазоны 900 и 1800 задействованы для других нужд. GSM позволяет мобильным пользователям выполнять обмен данными со скоростью до 9,6 Кбит/c, обеспечивая прием/передачу факсов и подключение к Интернету. В настоящее время для мобильного доступа в Сеть используются стандарты GPRS и EDGE, на базе которых созданы надстройки над действующими GSM‑сетями. Одним из основных преимуществ стандарта GSM является автоматический роуминг.

 

Н

 

Hotspot (точка доступа) – зона Wi‑Fi‑покрытия, на территории которой возможен доступ к ресурсам Сети (платный или бесплатный). Обычно доступ предусматривает скоростной выход в Интернет, но посетителям точки доступа могут предоставляться и другие услуги, например печать документов на сетевом принтере.

Hot Swap (горячая замена) – безопасное подключение периферийных устройств к компьютеру и последующее их отсоединение при включенном питании и загруженной операционной системе.

 

I

 

i. Link – см. FireWire . Термин i.Link использует компания Sony.

IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) – организация, созданная в 1963 году для формирования индустриальных стандартов в области компьютерной техники и коммуникаций.

IEEE 802.11 – семейство созданных IEEE спецификаций для беспроводных локальных сетей, подключенные к которым устройства используют для обмена данными радиоканалы. Семейство включает стандарты 802.11a, 802.11b и 802.11g. Наиболее распространенным сегодня является 802.11b (Wi‑Fi), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 11 Мбит/c. Wi‑Fi‑интерфейс есть в ноутбуках, карманных компьютерах, коммуникаторах и других цифровых устройствах (например, в некоторых фотокамерах).

IP (Internet Protocol) – протокол, используемый для передачи пакетной информации, являющийся основой Интернета. IP предусматривает разбивку данных на пакеты, каждому из которых присваивается заголовок с адресной информацией, после чего пакеты пересылаются через Сеть к месту назначения, где из пакетов автоматически формируется исходный массив данных. Данный подход позволяет обеспечивать обмен данными без использования постоянного соединения отправителя с получателем, причем производить это действие в сетях с меняющейся структурой, не создавая проблем при задержке или потере отдельных пакетов.

IrDA – стандарт передачи данных, обеспечивающий беспроводной обмен данными по инфракрасному каналу между компьютерами и/или периферийными устройствами (карманными компьютерами, сотовыми телефонами, принтерами и т. д.). IrDA‑подключение обеспечивает соединение со скоростью до 115,2 Кбит/c. Несмотря на единый принцип организации канала передачи информации, IrDA, как правило, не совместим с инфракрасными пультами дистанционного управления бытовой аппаратуры.

 

J

 

Joy Pad («джойстик‑таблетка») – координатное устройство, представляющее собой кнопку, в свою очередь, покрывающую четыре или пять кнопок управления. Нажатие на одну из четырех сторон Joy Pad приводит к перемещению курсора в соответствующем направлении; нажатие на его центр (если кнопок пять) обычно фиксирует выбор пункта меню. Joy Pad широко применяется в мобильных цифровых устройствах (фотокамерах, МР3‑проигрывателях и т. д.), иногда в ноутбуках (обычно вместе с Touchpad, располагаясь между его кнопками, эквивалентными кнопкам мыши).

JPEG – формат цифровых фотоизображений, предусматривающий сжатие с потерями. При незначительном сжатии вносимые искажения незаметны, при большом – проявляются в виде цветовых пятен прямоугольной формы, особенно бросающихся в глаза на равномерно окрашенных участках изображения (коже, небе, однотонных стенах и т. д.).

 

L

 

LAN (Local Area Network, локальная сеть) – структура, обеспечивающая соединение нескольких устройств (компьютеров, принтеров, серверов и т. д.), обмен данными между ними и совместное использование ресурсов (например, доступ в Интернет). Обычно LAN объединяет устройства, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга (находящиеся в пределах одного или нескольких зданий). Существует несколько стандартов построения локальных сетей, наиболее распространенным из которых является Ethernet.

Legacy‑порты (унаследованные порты) – общее название для COM‑, LPT– и PS/2‑портов. COM‑порт – последовательный порт для передачи данных между компьютером и модемом, сканером или мышью. LPT‑порт – параллельный порт для передачи данных между компьютером и принтером или сканером. PS/2‑порт – порт для подключения клавиатуры или мыши, заимствованный из IBM Micro Channel Architecture. В настоящее время legacy‑порты в стационарных и особенно портативных компьютерах используются редко и активно вытесняются интерфейсами новых стандартов – USB и FireWire.

LongRun – фирменная энергосберегающая технология для мобильных процессоров, реализованная в архитектуре Transmeta. LongRun предусматривает динамичное регулирование частоты и, соответственно, энергопотребления процессора в соответствии с запросами загруженных приложений.

 

М

 

Memory Stick – стандарт карт flash‑памяти, предложенный фирмой Sony и поддержанный некоторыми другими компаниями. Карты формата Memory Stick не очень распространены и поэтому имеют достаточно высокую удельную стоимость мегабайта по сравнению с картами форматов CompactFlash и SD/MMC. Стандарт Memory Stick выпускается в двух вариантах: Memory Stick PRO и Memory Stick DUO.

Microdrive – сменный элемент памяти, представляющий собой микровинчестер, выполненный в форм‑факторе CompactFlash. Совместим с большинством устройств, имеющих соответствующий слот. Microdrive при работе потребляет несколько большую мощность, чем карта памяти CompactFlash, и некоторые мобильные устройства просто не могут обеспечить ему соответствующее электропитание. До недавнего времени Microdrive имели большую емкость, чем элементы памяти на flash‑картах, но сегодня уже выпускаются карты CompactFlash емкостью 8 Гбайт, в то время как объем Microdrive пока не превысил 4 Гбайт. Однако микровинчестеры имеют меньшую удельную стоимость мегабайта памяти.

MP3 (MPEG Layer 3) – формат сжатия потоковых данных, хорошо подходящий для хранения оцифрованной музыки. МР3 подразумевает сжатие с потерями, то есть воспроизведенный после распаковки звук будет не таким, как оригинальный. Чем выше степень сжатия, тем существеннее отличие. Хотя сегодня МР3 – наиболее популярный формат, встречаются и другие форматы, например OGG, WMA, ASF и т. д.

MPEG‑4 – формат сжатия потоковых данных, хорошо подходящий для хранения оцифрованного видео. MPEG‑4 подразумевает сжатие с потерями, то есть после распаковки качество видео немного хуже оригинального. Чем выше заданная степень сжатия, тем больше отличие. Кроме наиболее распространенного сегодня формата MPEG‑4, существуют другие форматы, такие как DivX, WMV и т. д.

MultiMedia Card (MMC) – стандарт карт flash‑памяти. В настоящее время карты этого формата встречаются все реже, вытесняемые SD‑картами, которые совместимы с форматом MMC, но предоставляют дополнительные возможности по защите данных.

 

Р

 

PCMCIA‑модули – устройства расширения, построенные по стандарту Personal Computer Memory Card International Association. В настоящее время их чаще называют PC‑картами.

PC‑камера – цифровая камера, подключаемая к компьютеру и управляемая программными средствами. Обычно такое устройство позволяет получать и цифровые фотографии, и видеоклипы. Разрешение сенсора РС‑камер невелико (обычно не более 640 × 480), а творческие возможности минимальны. Однако этого достаточно для проведения видеоконференций и получения простейших репортажных фото– и видеоматериалов, пригодных для пересылки через Интернет. Кроме того, РС‑камеры применяются в охранных системах. В ноутбуки РС‑камеры практически не встраивают – их приходится приобретать отдельно.

PC‑карты – устройства расширения, построенные по стандарту Personal Computer Memory Card International Association. РС‑карты могут содержать flash‑память, факс– и беспроводные модемы, сетевые карты, винчестеры, устройства для чтения flash‑карт, Wi‑Fi‑адаптеры и т. д. На базе РС‑карт выполняют интерфейсы для периферийных устройств. Для подключения к компьютеру РС‑карту достаточно вставить в соответствующий слот. PC‑карты и соответствующие им слоты имеют три типа габаритных размеров: Type I, Type II (ширина – 54 мм, или 2,12″; длина – 85,6 мм, или 3,37″; толщина – соответственно 3,3 мм и 5 мм в середине и 3,3 мм – по краям) и Type III (толщина – 10 мм). Карты Type III непригодны для использования в слотах для модулей Type I и Type II.

Plug and Play («подключил и работай») – режим автоматического распознавания операционной системой подключенных периферийных устройств.

Point Stick – координатное устройство, представляющее собой мини‑джойстик, расположенный между алфавитными клавишами. Отклоняя джойстик, пользователь определяет направление, в котором должен перемещаться по экрану указатель. Координатные устройства данного типа имеют аппаратные кнопки, эквивалентные левой и правой кнопкам мыши. Point Stick менее распространен, чем Touchpad.

PowerNow! – фирменная энергосберегающая технология для мобильных процессоров, реализованная в архитектуре AMD. PowerNow! предусматривает динамичное регулирование частоты и, соответственно, энергопотребления процессора в соответствии с запросами загруженных приложений.

PowerSaver – фирменная энергосберегающая технология для мобильных процессоров, реализованная в архитектуре VIA. PowerSaver предусматривает динамичное регулирование частоты и, соответственно, энергопотребления процессора в соответствии с запросами загруженных приложений.

 

R

 

RAM (Random Access Memory) – общее название оперативной полупроводниковой памяти. Оперативная память энергозависима, то есть при отключении напряжения питания ее содержимое утрачивается безвозвратно (в отличие, например, от данных, записанных во flash‑памяти). Существует несколько стандартов оперативной памяти. Для ноутбуков оптимальным является DDR SDRAM.

RJ‑11 – стандарт разъема, используемого для соединения устройств с телефонной линией.

RJ‑45 – стандарт разъема, используемого для соединения устройств с локальной сетью.

 

S

 

S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) – формат цифрового интерфейса, используемый для передачи аудиоданных.

Secure Digital (SD) – стандарт карт flash‑памяти. Сегодня является оптимальным благодаря сочетанию малых размеров карт с большими доступными объемами. По распространенности и удельной стоимости мегабайта уступает только картам формата CompactFlash. SD обладает обратной совместимостью с форматом MMC.

SpeedStep – фирменная энергосберегающая технология для мобильных процессоров, реализованная в архитектуре Intel. SpeedStep предусматривает динамичное регулирование частоты и энергопотребления процессора в соответствии с запросами загруженных приложений.

S‑Video – порт для подключения бытового телевизора или проектора, обеспечивает вывод видеосигнала.

 

Т

 

Touchpad – координатное устройство, представляющее собой площадку, чувствительную к нажатиям. Пользователь водит по Touchpad пальцем, а указатель на дисплее повторяет траекторию, вычерчиваемую на поверхности координатного устройства. Короткое нажатие на Touchpad обычно воспринимается как щелчок кнопкой мыши. Координатные устройства данного типа содержат аппаратные кнопки, эквивалентные левой и правой кнопкам мыши. Иногда рядом с этими кнопками встраивается колесо или клавиша‑«качелька» для прокрутки или Joy Pad. Touchpad используется в большинстве ноутбуков, иногда встраивается в клавиатуры стационарных систем. Для работы с офисными программами возможностей данного координатного устройства достаточно, однако при работе в графических приложениях к ноутбуку нужно подключать мышь.

Touch Screen – чувствительный к нажатиям экран. При управлении компьютером, который снабжен Touch Screen, можно нажимать виртуальные кнопки и другие элементы интерфейса прямо на экране. Обычно для нажатий используют стилус, но есть и другие варианты. Touch Screen установлен во все ноутбуки‑трансформеры, большинство моделей карманных компьютеров, некоторые коммуникаторы, информационные терминалы и ряд моделей ультрапортативных ноутбуков.

Trackpoint – см. Point Stick .

 

U

 

USB (Universal Serial Bus) – стандарт цифрового интерфейса, обеспечивающий подключение к компьютеру периферийных устройств и их питание (напряжение – 5 В, максимальная мощность – 2,5 Вт). В настоящее время существуют две разновидности стандарта USB, отличающиеся максимальной скоростью передачи данных: USB 1.1 (до 1,5 Мбит/с) и USB 2.0 (до 12 Мбит/с). Большинство устройств, использующих USB‑интерфейс, допускают горячее подключение в режиме Plug and Play.

 

V

 

V.90 – стандарт передачи данных по каналам телефонной сети общего пользования. Обеспечивает обмен данными со скоростью до 56 Кбит/с.

VGA‑порт – порт для подключения внешнего монитора или проектора, обеспечивает вывод видеосигнала. К нему может быть подключен монитор с любым разрешением: сегодня присутствие аббревиатуры VGA в названии монитора – лишь дань традиции. VGA‑порт есть практически в любом ноутбуке, в отличие от интерфейсов S‑Video и DVI.

 

W

 

WAN (Worldwide Area Network) – сеть, объединяющая территориально удаленные друг от друга компьютеры (и отдельные, и входящие в локальные сети). При этом элементы WAN могут быть расположены в разных регионах и даже на разных континентах. Для обмена данными в распределенных сетях могут использоваться закрытые выделенные или открытые (интернет‑соединения) каналы связи.

Wi‑Fi – название стандарта 802.11b (также известного как Radio Ethernet), чаще всего применяемого для беспроводного подключения компьютеров к локальной сети по радиоканалу. Wi‑Fi используется для подключения к точкам доступа.

WLAN (Wireless LAN) – локальная сеть, использующая беспроводные соединения.

 

Х

 

xD‑Picture – стандарт карт flash‑памяти. Недавно появился на рынке, поэтому карты этого формата мало распространены и имеют достаточно высокую удельную стоимость мегабайта по сравнению с картами форматов CompactFlash и SD/MMC.

 

В

 

Веб‑камера – PC‑камера, изображение с которой транслируется напрямую в Интернет.

 

Г

 

Горячие клавиши – клавиши, используемые для быстрой подачи команд приложениям (на уровне отдельной программы или операционной системы) или компьютеру (на аппаратном уровне).

 

Д

 

Драйвер – программа, позволяющая операционной системе обмениваться данными с периферийными устройствами (видеокартой, сетевым адаптером, модемом и т. д.). Драйверы устройств могут быть включены в саму операционную систему (такой подход применен в Windows, Mac OS и других операционных системах) или в BIOS либо поставляться в комплекте с устройством.

 

К

 

Коммутатор – элемент локальной сети, к которому подключается несколько сетевых устройств (компьютеры, принтеры, серверы и т. д.), обеспечивающий им возможность взаимодействия друг с другом и остальными сегментами локальной сети. Устройства, подключенные к коммутатору, не делят между собой полосу пропускания (как при подключении к концентратору): каждый порт коммутатора функционирует с полной пропускной способностью.

Концентратор – элемент локальной сети, к которому подключено несколько сетевых устройств (компьютеры, принтеры, серверы и т. д.). Устройства, подключенные к концентратору, совместно используют доступную полосу пропускания сети (в отличие от устройств, подключенных к коммутатору, который обеспечивает полную полосу пропускания каждому из них).

 

М

 

Микровинчестер – см. Microdrive .

 

О

 

Операционная система – программное обеспечение, необходимое для работы компьютера. Операционная система управляет работой запущенных приложений и распределяет между ними ресурсы компьютера. В операционную систему включен набор драйверов для стандартных устройств (портов, винчестеров и т. д.). Обычно в поставку операционной системы входит ряд прикладных утилит, упрощающих некоторые действия, необходимые для оптимизации работы компьютера (например, дефрагментацию диска).

 

П

 

Персонификация – здесь: изменение по желанию пользователя внешнего вида и некоторых рабочих характеристик электронного устройства (сотового телефона, компьютера, ноутбука и т. д.) с целью придания ему индивидуальных черт и повышения удобства работы.

 

Р

 

Разрешение – размер изображения, выраженный в соотношении количества точек по горизонтали и по вертикали (применительно к жидкокристаллическим экранам или к проекторам). Наиболее распространенными являются разрешения VGA (640 × 480), SVGA (800 × 600), XGA (1024 × 768), Super XGA (1280 × 1024) и Ultra XGA (1600 × 1200). Кроме того, встречаются жидкокристаллические экраны с разрешением, отличным от перечисленных (например, Super XGA+ (1400 × 1050), Wide SXGA+ (1680 × 1050) и т. д.).

Роуминг – возможность пользования сотовым телефоном вне зоны обслуживания основного оператора без прямых взаиморасчетов с другими операторами, сети которых в этом случае используются для предоставления услуг мобильной связи и передачи данных. Роуминг возможен при нахождении в зоне покрытия сети оператора сотовой связи, с которым у вашего оператора есть соответствующее соглашение и налажены межсетевые взаимодействия. Находящийся в роуминге абонент (роумер) может звонить и принимать звонки (последние автоматически перенаправляются из сети основного оператора). Доступность других сервисов, в том числе передачи данных в стандартах GPRS и EDGE, зависит от особенностей роумингового соглашения, возможностей гостевой сети и организации технического взаимодействия между сетями операторов.

 

С

 

Слот – разъем для подключения к компьютеру элементов памяти или периферийных устройств. Слоты бывают разного формата и могут быть расположены на материнской плате компьютера и на периферийных устройствах.

Смарт‑карта – общее название для карт, снабженных микрокомпьютером, выполненным на одном кристалле и помещенным на пластиковую подложку. В общем случае компьютеры смарт‑карт могут иметь собственную операционную систему и позволяют исполнять некоторые приложения как самостоятельно, так и «в связке» с компьютерными системами: ноутбуком, таксофоном, специализированным терминалом и т. п. Смарт‑карты применяются в качестве идентификаторов и хранилищ персональных данных в сотовой телефонии, банковских платежных системах и т. д.

Стилус (или перо) – указатель, применяемый для работы с Touch Screen. В большинстве случаев вместо стилуса можно пользоваться ногтем. Применять ручки или карандаши не следует – они могут поцарапать поверхность экрана.

 

 

Приложение 2

Интернет‑ресурсы

 

• Официальные сайты компаний‑производителей и основных марок ноутбуков

• Сайты крупнейших производителей периферийных устройств, комплектующих и аксессуаров для ноутбуков

 

Официальные сайты компаний‑производителей и основных марок ноутбуков

 

Acer – www.acer.ru.

Apple – www.apple.ru.

ASUS – www.asusnb.ru.

Bliss (торговая марка компании «Нексус») – www.bliss.ru.

Dell – www.dell.ru.

Fujitsu Siemens – www.fujitsu‑siemens.ru.

Hewlett‑Packard – http://www.hp.com/country/ru/rus/welcome.html.

IBM – http://www.ibm.com/ru.

iRU (торговая марк©а компании «НКА‑Групп») – www.iru.ru.

LG – www.lg.ru.

MaxSelect (торговая марка компании Atlantic Computers) – www.maxselect.ru.

RoverBook (торговая марка компании RoverComputers) – www.roverbook.ru.

Samsung – www.samsung.ru.

Toshiba – www.toshiba.com.ru.

 








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 699;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.118 сек.