Цивилизация Месопотамии
В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила,Тигра,Евфрата,Инда,Ганга,Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырехречных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.
Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамиив плодородной низменности междуТигромиЕвфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиватьсяирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.
Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городомМесопотамии.
Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.
Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.
В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государстваДвуречьяприСаргоне Аккадском(2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112— 2003 гг. до н.э.).
Объединив Аккади Шумер,Саргонукрепил государственную власть.Саргонуудалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.Саргономвпервые в мировой истории было создано постоянноепрофессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргонасоздало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась вМесопотамиина тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.
Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государстваправитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.
Аккадскоегосударство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врагакутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьемгорода Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой былШульги. Новое государствополучило название «Царство Шумера иАккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племенаэламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.
В Месопотамиивыдвинулся и постепенно добился преобладания городВавилон.Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилониюпокорили касситы.Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейскойдинастии, которое завершилось завоеваниемВавилонаперсами (626-538 гг. до н.э.).
В 1792 г. до н.э. шестым царем ВавилонасталХаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммураписпособствовала превращениюВавилонав столицу огромногогосударства, подчинившего себе почти всеДвуречье.Государственная власть Вавилонииявлялась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую велитамкары.
Население Вавилонииделилось на два классасвободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабамивардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.
Хаммураписоздалпервую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапиодин из первых, наиболее детализированных сводов законов. КодексХаммурапивключал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказанияталлиону, т.е. воздаянию равным за равное.
В 538 г. до н.э. царь персов КирприсоединилВавилониюк могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.
Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамиибоялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. Вмировоззрениишумеров, а затем иаккадскихсемитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правилАну, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.
Месопотамскаяцивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразныебиблиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцови землемеров.
В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифыдревних шумеров и многие другие произведения.
Месопотамскаяархитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. НаселениеМесопотамиижило полунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышенияВавилонався страна перешла на календарь города Ниппура.
Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достиженияМесопотамскойцивилизации в области медицины.Символмесопотамскоймедицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.
У Месопотамскойцивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 622;