Китайская цивилизация
Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях. Особенное значение имела долина реки Хуанхэ. В ее нижнем течении преобладали плодородные аллювиальные, наносные, образовавшиеся из речного ила почвы. Ирригация не являлась здесь непременным условием развития земледелия, за исключением некоторых районов. Весьма благоприятен для становления цивилизации и бассейн реки Янцзы, однако здесь эпоха цивилизации наступила позже, чем на севере Древнего Китая.
Этнический состав населения этого региона неоднороден и к созданию Китайской цивилизации причастны многие племенаВосточной Азии (шан и чжоу, позже ханьцы).
Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало появление т.н. городской цивилизации Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), с центром в городе Аньян (нын. Сяотунь) или Великий город Шан.
Согласно китайской традицииШанское (Иньское) протогосударство просуществовало 644 года, сменив 34 правителя. Государством управлял всевластный правительван, обладающий чрезвычайными военными полномочиями, функциями верховного жреца, а в особых случаях организатора производства. В Шанском государстве сформировался разветвленный бюрократический аппарат и мощная армия.
Земледелие здесь не знало искусственного орошения. Все усилия были направлены на дренирование излишней влаги с помощью сооружаемых дамб и каналов. Занимались так же скотоводством. Одной из особенностей Шанского периода являлось наличие монументальных комплексов. Важную роль в сплочении шанцев играла обрядная культовая практика. Поклонялись и приносили жертвы верховному богу Шанди, местным божествам, умершим правителям, их родственникам, высокопоставленным чиновникам и т.д. Зародилась пиктографическая(рисунчатая) письменность - одно из главных достижений Шанского периода.
Вслед за Шанской идет эпоха Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. -771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 - 221 гг. до н.э.).
Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского ваназавершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Однако Западночжоускоегосударствоне приобрело деспотической формы правления. Властьванаограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.
Чжоуского общество делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель -ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии - чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп - дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей - ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины.
К VIII в. до н.э. не сумев выдержать напор племен жунов Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.
Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода. Первый период (770 - 481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов (Ци, Цинь, Чу, У, Юэ). Для него характерно ослабление власти ванаи усиление территориальных правителей.Второй период Эпохи Восточного Чжоу - Чжаньго или Предимперский (481/403 - 221 гг. до н.э.) сопровождался идеологической и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. Период Чжаньго был наполнен активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода - Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших: Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь.
В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий формировалась ментальностьлюдей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала ряд философско-идеологических систем:конфуцианство, даосизм, легизм, учение о инь и янь, о Пяти началах, моизм.
Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и решения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций(Кунцзы) (551 - 479 гг. до н.э.) создалэтико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюденииритуала(правил поведения).
Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоминавшее об обязанностях человека передгосударством, подверглось резкой критике и осмеянию вдаосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолютедао (путь). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей.
К середине III в. до н.э. среди семи сильнейших государств Китая выделилось царство Цинь. Подчинив себе все государства, циньскийванпринял титул хуанди (император). С помощью своего главного советника Ли Сы, 26-летний императорЦинь-Ши-хуандиприступил к управлениюгосударством. Чтобы управлять огромной империей, была создана основанная на принципах легизма система централизованного управления и полного подчинения каждого подданногогосударству.
Все жители империи получили название - черноголовые. Циньская империя была разделена на 36 областей во главе с губернаторами. Вся власть сосредоточивалась в руках верховного правителя императора, правящего страной при помощи чиновников. Вводилось единое письменное законодательство, жестоко каравшее виновных (12 видов смертной казни). Титулы и привилегии наследственной знати ликвидировались. Была проведена унификация мер и весов, введена единая денежная система и малое упрощенное письмо (основа современной китайской письменности). Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племенсюнну активно строилась цепь мощных оборонительных сооружений (Великая китайская стена).
После смерти императора в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые привели империю к гибели.
Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа: Западноханьский (Старшая или Ранняя Хань: 206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) и Восточноханьский (Младшая или Поздняя Хань: 25 - 220 гг. н.э.).
Правитель Лю Бан отменил законы Цинь, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Многим предводителям повстанческих отрядов, которые помогли Лю Бану прийти к власти, были пожалованы наследственные владения. Часть земель, как проявление высшего благоволения императора, была отдана некоторым представителям знати. Эта практика пожалования наделов создала угрозу сепаратизма, с которым боролись преемники Лю Бана, в том числе У-ди (140-87 г. до н.э.).
Годы правления У-ди время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Страна управлялась армией чиновников, которые делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов.
Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианствои в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. На основеконфуцианствабыла выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления.
Экспансионистскиеустремления Ханьской империи привели к истощению государственных ресурсов. Начались восстания бедных слоев населения. Ослабление центральной власти, социальная дестабилизация (восстание Желтых повязок в 184 г.) привели к падению династии. В 220 г. Ханьская империя распалась.
Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Общество Древнего Китая уникальный образец сословной иерархии, также тесно связанной со спецификой китайской государственности, с развитостью в ней бюрократической лестницы рангов и званий.
Ханьцы верили, что гармоничное сочетание образования и воспитания делают человека человеком, а соединение двух сил Инь и Ян удерживают гармонию в мире. Благодаря этим двум началам возникают и исчезают все вещи. Все, происходящее вокруг себя, в природе, в обществе, в людях, человек Древнекитайской цивилизации объяснял сочетанием пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды.
Потребности повседневной жизни привели к накоплению многих научных знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги и компаса, пороха и прототипа сейсмографа. Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство.
Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример гармоничного сочетания традициии новации.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 597;