в государствах Месопотамии
Возникновение воспитания и его развитие
1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение воспитания в первобытном обществе имеет свои трудности в связи с отсутствием письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни племен, сохранивших черты первобытности. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и т.д. Плодотворным средством познания о воспитании у первобытных людей являются записки и труды ученых и путешественников, содержащие описание жизни аборигенов (коренных жителей страны, местности) Австралии, Африки, Южной и Северной Америки, Сибири, Дальнего Востока, которых застали на стадии первобытного развития.
Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло 40–35 тысяч лет назад. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2–3 млн. лет назад.
Впоследствии воспитание стали использовать для передачи опыта собирательства и охоты: детям следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Так постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение стало приобретать черты особого вида деятельности и способствовало выживанию людей. Существенной предпосылкой становления воспитания оказалась эволюция материальных связей и общения между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности.
Воспитание тесно связано также и с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлось непременным условием существования первобытных людей. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала. На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст детей. Мальчики познавали искусство охоты, рыболовства и ведения войны, девочки учились прясть и ткать, шить одежду и готовить пищу. Многие умения и навыки приобретались подростками в игре.
Развивались и методы воспитания. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, подражая им, приобретали соответствующие умения и навыки. Об этом говорят сохранившиеся изготовленные специально для детей орудия и предметы обихода (маленькая корзина, детский лук и стрелы, рыболовные снасти). Своеобразным методом воспитания были подражательные детские игры. Нормы поведения вырабатывались посредством участия детей в ритуальных церемониях и праздниках. Применялись также ритуальные запреты – табу, устрашения. Однако, как единодушно отмечают этнографы, у первобытных людей отсутствовали физические наказания детей. Иногда использовали болевые действия – щипок, удар, укол, удар палкой по следу ребенка в его присутствии. Такие методы воздействия применялись, когда подросток ошибался в чем-либо, например, в движениях танца.
Важную роль в дальнейшем развитии воспитания сыграло социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Различным становится воспитание детей в семьях вождей, жрецов, воинов и остальных членов общины. В семьях элиты увеличивается срок детства и усиливается индивидуальное воспитательное воздействие на детей.
2. Появление организованных форм обучения и воспитания в первобытную эпоху.Первобытные люди при передаче опыта пользовались определенными обучающими приемами: показывали детям, что и как делать (как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить съедобные растения). Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Постепенно они сосредоточиваются в руках специально назначаемых для этого лиц.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков, организованных для воспитания и обучения определенным трудовым умениям, навыкам, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Но постепенно характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи менялся. В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и состоятельных членов общины.
Укреплению организованных форм воспитания способствовала инициация – процедура посвящения во взрослые. Она проводилась в виде религиозного обряда и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину, для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Общинными центрами подготовки к инициации служили специальные "дома" или лагеря молодежи – мужские ("дома холостяков") и женские. Целенаправленная подготовка молодежи к проведению инициационных обрядов делала их своего рода прообразом школы.
Эволюция инициационных обрядов привела к тому, что внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений. В связи с этим не все дети и подростки стали получать к ним равный доступ. В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Например, в подобной школе племени маори (Новая Зеландия) еще в XIX в. обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, жрецы учили их мифологии, зачаткам астрономических знаний, религии. С 15 до 17 лет одни из них проходили специальное военное обучение, другие готовились к исполнению функций жрецов.
Таким образом, в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний усложнялось содержание обучения, складывались его организованные формы, зарождались предпосылки для возникновения специально организованного воспитания. Начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики и выступала в роли мощного фактора социального прогресса.
Общие выводы о возникновении воспитания можно представить в виде следующих заключений. Во-первых, воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и в этом смысле его называют "общей и вечной категорией". Во-вторых, возникновение и развитие воспитания было обусловлено объективными потребностями общества в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям и подготовке их к жизни. В-третьих, с развитием производственной деятельности и приобретением эмпирических знаний важное значение приобретает специальная подготовка подрастающего поколения к жизни и специально организованное воспитание. В-четвертых, воспитание постепенно превращается в объективную потребность общества и становится важнейшей предпосылкой его развития.
3. Обучение и воспитание в государствах Месопотамии.Государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) возникли в III тысячелетии до н.э. и имели стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати.
Почти в каждом городе были школы. Они появились в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях, умеющих писать (писцы). Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили "умеющих писать", получили название "дома табличек" (по-шумерски – эдуббы). Письмена вырезали деревянным резцом на сырой глиняной табличке, которую затем обжигали. В I тысячелетии до н.э. стали пользоваться уже деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки. Именно на таких табличках написаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Вот некоторые из них: "Если сын сказал отцу или матери, воспитавшим его: "Ты не мой отец, ты не моя мать", то ему должны отрезать язык"; "Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку". Из этих законов следует вывод: за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.
Первые "дома табличек" были небольшими учреждениями с одним учителем и примерно 20–30 учениками. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения. В период расцвета древнего вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н.э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они обычно располагались в культовых зданиях (зиккутах) и имели много помещений для хранения табличек и учебных занятий. Такие комплексы называли домами знаний. В этот период появились эдуббы и для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.
Обучение предусматривало прежде всего подготовку ребенка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. В содержание обучения входило также заучивание поучительных историй, сказок, легенд, приобретение запаса практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. В школах изучались "Законы Хаммурапи" – свод правил жизни и воспитания детей".
В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал учитель. Зарождались и иные методы: беседа учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора: ученик мог спорить с учителем, одноклассниками и воображаемым объектом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.
В школах царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д. Известен пример, когда родители учеников пожаловались высокопоставленному чиновнику на то, что директор школы бьет их детей. Чиновник распорядился не бить детей. Однако это единственный известный случай, запрещающий палочную систему наказаний в школе. В одном из шумерских текстов рассказывается о том, что по просьбе сына, считавшегося плохим учеником и поэтому часто подвергающегося физическим наказаниям, отец пригласил учителя в гости, желая его задобрить. Учителя посадили на почетный стул, угостили ужином и одарили ценным подарком, после чего он начал восхвалять мальчика как способного и прилежного ученика.
Месопотамская цивилизация, несомненно, внесла свою лепту в историю образования. Появились грамотные люди, которые были заняты во всех сферах общественной и экономической жизни. В области государственного управления они занимали должности чиновников самого высокого ранга; в сфере полеводства и садоводства – посты надзирателей и надсмотрщиков; в счетоводном деле становились сборщиками податей и т.д. Без "домов табличек" не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры: они умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, знали астрономию и минералогию, создали первые библиотеки.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Расчет турбулентных горелок | | | Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока |
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1313;