Хазарский Каганат как политическое образование эпохи
Античные полисы. Особенности политической структуры
Боспорского царства
Первые государства на территории нашей страны – это колонии, основанные древними греками на берегах Чёрного и Азовского морей (VII в. до н.э. – IV в н.э.) – Пантикапей, Фанагория, Горгиппия, Танаис. Эти колонии были политическим и культурным захолустьем, окраиной Древней Греции, копируя, однако, её социально-экономическое и политико-юридическое устройство. Они являлись демократическими или олигархическими «полисами» (то есть городами-государствами, в управлении которыми принимало участие - активное или пассивное – его коренное свободное мужское население – «граждане»).
Таким образом, население полисов обладало политическими правами. Их экономическое благополучие основывалось на классическом рабовладении и значительном развитии ремесла и торговли, товарно-денежных отношений. В соответствии с этим право, существовавшее здесь, представляло собой совокупность юридических норм и институтов, закреплявших абсолютно бесправное положение рабов (приравнивавшихся к вещи) и неприкосновенность частной собственности.
Во многом на базе полисного права Древней Греции сформировалось римское право – право, которое наиболее полно разработало нормы, регулирующие частнособственнические отношения и поэтому сохранившее своё значение до наших дней. Имелись, однако, исключения. Так, в Боспорском царстве (V в. до н.э. – IV в. н.э.) со столицей в Пантикапее наряду с полисным устройством в городах, входящих в его состав (Тиритака, Танаис, Фанагория), существовал и институт верховного наследственного правителя. Он опирался на многочисленную варварскую и варваризированную знать. Она имела огромные поместья, эксплуатировала в них рабов и зависимых людей из местного населения и играла значительную роль в управлении Боспором.
В целом необходимо сказать, что эти первые государственные образования на территории России развивались на совершенно особой, античной, цивилизационной основе (впоследствии положившей начало существованию Западноевропейской цивилизации) и не оказали значительного влияния на развитие отечественного государства и права.
Характерные черты политического устройства и правовых
Обычаев скифов
Более значительное воздействие на развитие отечественного государства и права оказали скифские и сарматские племена, господствовавшие в донских, приволжских районах, южнорусской и южноукраинской степи и лесостепи с VII в. до н.э. по III в н.э. Это были кочевники - скотоводы и оседлые земледельцы, некоторые из которых в процессе контактов с колониями древних греков втягивались в ремесленное производство и торговлю. Они находились в процессе перехода от варварского, первобытного общества к цивилизации. В политическом смысле – на стадии «военной демократии».
Собственно «государства» эти племена, по-видимому, не создали, хотя «Скифское царство» в Крыму со столицей в Неаполе-на-Салгире (III в. до н.э - III в. н.э) было близко к этой форме политического устройства. Основным источником права являлся юридический обычай, обычное право. Однако его соблюдение охранялось очень строго.
Нормы гражданского права скифов и сарматов знали «патриархальное» рабство. Рабы либо набирались из пленных, либо рекрутировались знатью и вождями из своих соплеменников - купли-продажи рабов не существовало. Использование их (в основном – в скотоводстве) было весьма ограниченным. Их легко калечили и приносили в жертву, что говорит об их незначительной ценности для скифов.
Скифы знали присягу и клятву как свидетельствование действительности договора (они наливали вино, смешивали с кровью участников соглашения, помещали в эту же посуду меч, стрелу, секиру, копьё и поочерёдно пили из неё). Впрочем, гражданское право у скифов не получило развития ввиду незначительного развития товарно-денежных отношений в их среде.
Большее значение имели для скифов нормы, в которых просматриваются зачатки уголовного права. Под преступлением иногда (как и теперь) понималось именно опасное для общества деяние. В первую очередь таковыми являлись нарушения общественно-значимых религиозных норм и обрядов. Например, сон под открытым небом со священными предметами, ложная клятва «богами царского очага», ложное предсказание, исполнение религиозных чужеземных обрядов. Почти все подобные преступления наказывались смертью. Наказание ждало и воина, не проявившего в бою должной храбрости и не принёсшего голов с поля боя (он не получал своей доли добычи, чаши с вином из рук царя, сидел в отдалении от пирующих). Наряду с этим и воровство считалось также тяжким преступлением.
Основы семейного права отличались удивительным своеобразием. У скифов в основном господствовал патриархат, а у сарматов – матриархат (мужья ходили в женском платье, подчинялись жёнам, которые участвовали в войнах и т.д.). У некоторых близких к ним отсталых племён брак как таковой вообще отсутствовал (процветал промискуитет).
В суде главную роль играл царь (вождь). Одним из важнейших средств решения спора (своего рода доказательством) считался судебный поединок в присутствии царя. Победитель не только выигрывал дело, но и получал право выставить череп побеждённого в своём жилище. Существовал, однако, «нейтральный» суд племени аргиппеев. Они улаживали распри между племенами и укрывали у себя изгнанников. Личность аргиппея считалась неприкосновенной.
Хазарский Каганат как политическое образование эпохи
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 508;