Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.
Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно.
Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы.
Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей.
Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры.
ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой.
Самоя яркое здание барокко в Петербурге – Зимний дворец Рострелли
Первый дворец — Свадебные палаты
Второй дворец — Зимний дворец Петра I
Третий дворец — дворец Анны Иоанновны
Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.
При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года
(Скопировано из 22.3 Проблемы русского барокко. Растрелли.)
Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо[1]) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.
| |||
Церковь Климента папы Римского (арх. П. А. Трезини) | Никольский морской собор (арх. С. И. Чевакинский) | Смольный собор (арх. Ф. Б. Растрелли) | Екатерининский собор (арх. А. Ринальди) |
Гражданские здания | |||
Апраксинский дворец в Москве | Большой зал Екатерининского дворца | Мариинский дворец (Киев) | Дом Вахрамеева в Ярославле |
Модель первоначального проекта Смольного монастыря, которая хранится в Академии художеств | Аничков дворец графа А. Г. Разумовского |
Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700, Париж — до 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1439;