Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.) Важное – выделено синим, новое, добавленной - красным
С приходом к власти в России императрицы Екатерины II в 1762 году в результате дворцового переворота за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом. Утверждение и развитие классицизма в России началось с двух столиц – Москвы и Петербурга.
Архитектура классицизма в Петербурге получила свое развитие не только из-за философских наклонностей императрицы, общавшейся с великими мыслителями того времени, хотя это влияние несомненно, но и из-за возросших задач зодчества в условиях бурно развивающегося города.
Великолепие барочных дворцов нельзя было распространить на «казенные дома» - торговые ряды, присутственные места, здания школ, больниц, судов, тюрем и т.д. – это было не только неуместно, но и сложно в техническом исполнении, поскольку строительство должно было вестись быстрыми темпами, чтобы удовлетворить нужды молодого города.
Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.
Вместе с классицизмом в Санкт-Петербурге утверждались и новые методы строительства. Если при строительстве сооружений Растрелли, мастера резали и крепили элементы декора, гармонизируя строение прямо по месту, то в период классицизма закреплялось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, разработку чертежей, которые во всех деталях отражали будущее здание, а за строительство отвечали подрядчики.
Предшествующее классицизму барокко было стилем индивидуальным, а новый стиль, благодаря определенному набору требований к форме и декору, стал унифицированным. Создавались проекты-образцы, выполненные известными архитекторами, их размножали и рассылали в разные города страны. Стиль позволил расширить возможности строительства, более широко использовать образы исторических и литературных персонажей, которые были представлены в скульптурах на фасадах зданий и памятных сооружениях.
(Скопировано из 26.2. Основные архитектурные термины эпохи классицизма.)
Классицизм - от латинского «образцовый» - опирается на нормы и образцы античного искусства, ордерная архитектура с 16 по 30-ые годы 19 века – это элементы ордера на фасадах, портиках и тд, фризовое украшение фасадов, колонны или пилястры. И хотя эти элементы уже не являются конструктивными (каким был ордер в античности), то есть не являются несущими, они остаются на уровне декора, своим наличием отсылая нас не только к строительно-архитектурным образам античности, но и к определенной идеологии. Идеология эта – вера в могущество разума. Идея подчинения целому, идеал ясности и порядка, культ разума, в основе эстетического принципа – верность природе, но логически организованной и творчески облагороженной человеком. В этот период сформировалась нормативная этика – искусство соблюдения определенных законов и правил.
Художественные образы классицизма отличаются логичностью и гармоничностью выражения. Дворцово-парковые ансамбли – четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. В живописи (Пуссен, Лорен) линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. В литературе и драматургии – правило 3х единств: времени, места, действия.
Классицизм взаимодействует с другими стилями, т с такими как барокко, рококо и ампир является прямыми родственниками.
Ампир.
Во времена империи во Франции (до 1840 г.) классицизм вырождается в имперский стиль – АМПИР, который прежде всего проявляется в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ампир как стиль высокого классицизма, основан на тех же образцах античной архитектуры, в основном императорского Рима, а также включал элементы древнегреческой архитектуры и орнамента.
Для сооружений характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие, применение в качестве декора изображения воинских атрибутов (триумфальные арки, колонны).
В России (С_Пб) здание Адмиралтейства (арх. Захаров), здание Горного института (арх. Воронихин), здание Главного штаба с Триумфальной аркой (арх. Росси).
Характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне, в сочетании с белым мрамором. Это массивный величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например, Египетские), как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного стиля»).
(Скопировано из 31.3. Классицизм в Петербурге.)
Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге.
Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании - музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.
Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.
Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.
Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.
Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость. Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений. Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.
Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.
Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма
Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.
Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.
Старый Эрмитаж.
В. И. Баженов(1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.
Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.
А. В. Квасов(1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.
И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.
Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.
Н. А. Львов(1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).
Дом Державина на Фонтанке.
Д. Кваренги(1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул. Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
Здание Академии наук.
А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).
Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.
Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах. Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством. Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1714;