Общие признаки, отражающие структуру движения
По их траектории
Движения, выполняемые пишущим в плоскости листа бумаги, характеризуются по их форме, направлению, наклону, размеру и разгону. Движения, выполняемые пишущим в вертикальной плоскости, в результате которых происходит отрыв пишущего прибора от линии бумаги, анализируются со стороны их непрерывности (связности) и распределения усилий (нажима).
Преобладающая форма и направление движений являются одним из общих признаков, характеризующих почерк в целом; Исходя из установленных стандартных прописей, в русской скорописи элементы письменных знаков и буквы выполняются и связываются в основном прямолинейно—круговыми движениями. В почерках различных людей письменные знаки, их элементы могут выполняться и соединяться также другими движениями: петлевыми, угловатыми, извилистыми. Встречаются рукописи, где письменные знаки и их элементы выполняются и соединяются различными (смешанными) по форме движениями.
Исследованиями в области почерковедения установлено, что преобладающая форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов в русской скорописи—прямолинейно-дуговая. Часто к экспертам поступают рукописи, где преобладает петлевая форма движений; реже—рукописи с извилистой (изломанной) формой движений. В зависимости от преобладания определенной формы движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов почерки подразделяются на прямолинейно-угловатые и округлые (рис. 24, а, б).
Рис. 24. Форма движений:
а — прямолинейно-угловатая, б — округлая
Этот признак относительно устойчив, когда рукопись выполняется в различных непривычных для пишущего условиях. В случаях скорописной маскировки пишущий иногда специально искажает свой почерк за счет изменения преобладающей формы движения при выполнении, связывании букв и их элементов. Специальными исследованиями установлено, что у лиц, перенесших травму черепа, преобладающая форма движений становится угловатой.
Преобладающее направление движений рассматривается относительно дугообразных элементов. В зависимости от направления дугообразных движений почерки разделяются на левоокружные—движения против часовой стрелки и правоокружные—движение по часовой стрелке (рис. 25, а, б).
Рис. 25. Направление движений:
а — левоокружное, б — правоокружное
В соответствии с прописями большинство дугообразных элементов выполняется левоокружными движениями. В экспертной практике встречаются рукописи, где наряду с преобладающим направлением дугообразных элементов, например, левоокружным, имеет место выполнение этих элементов правоокружными движениями. Это так называемые почерки со смешанными по направлению движениями (рис. 26).
Преобладающее направление движений—признак относительно устойчивый к различным объективным и субъективным факторам. Этот признак не претерпевает существенных изменений и при умышленном изменении почерка.
Рис. 26. Почерк со смешанными по направлению движениями
Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма- В зависимости от этого различаются почерки: с правым наклоном, где элементы письменных знаков расположены относительно линии строки под углом 65° и более; с косым правым наклоном—под углом не менее 50°; без наклона—вертикально; с левым и со смешанным (неравномерным) наклоном (рис. 27, а, б, в, г).
В экспертной практике чаще всего встречаются рукописи с правым наклоном почерка; реже—с левым и без наклона. Специальными исследованиями установлена зависимость между строением почерка и наклоном. Как правило, для упрощенного по строению почерка характерен неравномерный наклон. Беспорядочный наклон присущ лицам, обладающим маловыработанным почерком. Наклон — один из самых неустойчивых общих признаков почерка. Экспертной практикой установлено, что в случаях умышленного изменения почерка, пишущий в первую очередь старается изменить наклон. Наклон почерка меняется в необычных для пишущего условиях выполнения письма, например, на вертикальной плоскости, стоя и т. д.
Рис. 27. Наклон почерка:
а — правый, б — левый, в — без наклона, г — смешанный
Размер почерка (преобладающая протяженность движений по вертикали) может быть: малым, где высота строчных букв не превышает 2 мм; средним — при высоте букв от 2 до 5 мм; большим, если высота букв более 5 мм (рис. 28, а, б, в).
Чаще всего эксперты имеют дело со средними почерками; реже—с малыми и весьма редко с большими, где высота букв свыше 5 мм. В обычных условиях выполнения рукописи размер почерка — признак относительно устойчивый. В иных условиях, например, с увеличением темпа письма, размер почерка может увеличиться. Изменение высоты букв—один из способов маскировки почерка.
Рис. 28. Размер почерка:
а — малый, б — средний, в — большой
Разгон почерка определяется отношением протяженности движений по горизонтали к протяженности движений по вертикали, т. е. представляет собой отношение ширины письменных знаков к их высоте и расстоянию между ними. В зависимости от соотношения этих величин почерк по разгону делится на три группы.
Средним, в данном измерении, почерк считается, когда расстояние между элементами письменных знаков и буквами колеблется в пределах от Уз высоты буквы до целой. Размашистым (большим) по разгону считается почерк, в котором расстояние между элементами письменных знаков и буквами больше или равно их высоте. Сжатый (малый) имеет интервал между элементами письменных знаков и буквами 1/2 высоты буквы или менее (рис. 29, а, б, в).
Рис. 29. Разгон почерка:
а—средний, б—большой (размашистый), в—малый (сжатый)
Наиболее часто встречаются рукописи со средним разгоном почерка; реже—размашистые почерки и совсем редко—сжатые. Разгон почерка может изменяться как при выполнении рукописи в необычных условиях (например, увеличение темпа письма, как правило, приводит к увеличению разгона), так и при скорописной маскировке почерка.
Степень связности (непрерывности) движении. Под связностью почерка понимается способность исполнителя выполнять определенное количество письменных знаков без отрыва пишущего прибора от материала письма непрерывными, связными между собой движениями. Естественно, что чем реже пишущий при исполнении рукописи прерывает движения, выполняемые им в горизонтальной плоскости, тем выше степень их связности. В зависимости от частоты отрыва пера от бумаги почерки по степени связности делятся на следующие группы.
Почерки со сплошной связностью. В рукописях с таким почерком абсолютное большинство слов независимо от количества письменных знаков в них выполняется непрерывными движениями.
Высокосвязными считаются почерки, в которых непрерывными движениями выполняется от шести и более букв в большинстве слов рукописи.
Средние по степени связности почерки. При такой связности в рукописи непрерывными движениями выполняется от 4 до 5 букв.
Малые по степени связности почерки. В этих рукописях непрерывными движениями в словах соединяются две-три буквы.
При отрывистом почерке все буквы в словах выполняются отдельными независимыми движениями (рис. 30, а, б, в, г, д).
Рис. 30. Связность почерка:
а - сплошная, б — высокая, в — средняя, г — малая, д — отрывистый почерк
Связность (непрерывность) движений тесно связана с выработанностью почерка и зависит от степени сформированности письменно-двигательного навыка. Чем выше этот навык, тем больше элементов письменных знаков и букв сможет выполнить человек непрерывными движениями, не отрывая пишущего прибора от бумаги. При низкой выработанности почерка непрерывность движения не бывает продолжительной. Поэтому у лиц с маловыработанным почерком степень связности (непрерывности) движении или малая или буквы выполняются отрывистыми движениями. Связность почерка зависит также и от темпа выполнения письма. При повышении темпа степень связности движений может увеличиться. Лица, обладающие связным почерком, как правило, выполняют рукопись в быстром темпе. Связность почерка также тесно связана со строением почерка. В группе высоковыработанных почерков усложненные по строению буквы выполняются, как правило, малосвязными или отрывистыми движениями; упрощенные конструкции букв, наоборот, выполняются высокосвязными движениями.
Степень связности движений—признак относительно устойчивый. Для повышения степени связности необходимы длительные тренировки. Связность почерка может уменьшаться в результате различных нервных заболеваний и при других обстоятельствах субъективного и объективного характера. Пишущий, выполняя рукопись с целью маскировки почерка, может уменьшить степень связности движений.
Нажим почерка. Этот признак отражает специфичность распределения мышечных усилий пишущего при выполнении рукописи. Нажим наиболее ярко проявляется в рукописях, выполненных перьевыми ученическими ручками. За последнее время в связи с применением шариковых авторучек, при написании которыми независимо от прилагаемых усилий распределение красителя в элементах письменных знаков равномерное, идентификационная значимость этого признака стала незначительной.
Степень нажима определяется отношением ширины элемента письменного знака, выполненного с нажимом, к ширине элемента, исполненного без нажима. По степени нажима различают почерки: со слабым нажимом (без нажима), средним нажимом и сильным нажимом. Рукопись, в которой ширина всех элементов письменных знаков одинакова, считается выполненной без нажима. В рукописях со средним нажимом элементы письменных знаков в два раза шире безнажимных элементов; с сильным нажимом — рукописи, в которых ширина нажимных элементов более чем в два раза превышает ширину безнажимных.
Идентификационное значение имеют не только наличие или отсутствие нажима в рукописи, но и его размещение в элементах письменных знаков. Нажим—относительно устойчивый признак. Как правило, при скорописной маскировке этот признак пишущему трудно изменить. В то же время этот признак претерпевает изменения при выполнении рукописи в необычных условиях. Так, например, степень нажима может увеличиваться или уменьшаться при ускорении или замедлении темпа письма; при выполнении текста на необычном для пишущего материале и т. д.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2995;