СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Термин «идеология», который в 1796 г. ввел в научный оборот французский философ А. Д. де Траси, первоначаль­но означал «наука об идеях» (сравним: геология — наука о земле, зоология — наука о животном мире и т. п.). А вско­ре Наполеон придал этому термину отрицательное значение пустой идейной спекуляции, с помощью которой «дурят лю­дям голову». Между тем в современных трудах ученых-по­литологов мы находим утверждение о том, что любой субъ­ект политики нуждается в идеологии как средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет по­ведение людей в сфере политических отношений, мобилизу­ет их активность. При этом идеология рассматривается как форма политического сознания. Попытаемся в этом разо­браться.

В современной науке под политической идеологиейпони­мается выраженная преимущественно в теоретической, бо­лее или менее упорядоченной форме система идей и взгля­дов, защищающих коллективные ценностии интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновы­вающих пути и средства их реализациис помощью поли­тической власти или воздействия на нее.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых ее по­требности в духовных и материальных благах удовлетворя-


лись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различает­ся, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выраже­ны интересы различных групп, не могут быть одинаковы­ми. В самом деле, могли ли люди, составлявшие во Фран­ции XVIII в. третье сословие, смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два сосло­вия — дворянство и духовенство? Могли ли наемные рабо­чие в XIX в. так же относиться к фабричным порядкам, как владельцы предприятий?

Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определен­ного сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в по­добных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей — идеологами. Так, интересы третьего сословия во Франции XVIII в. нашли отражение в сочинениях Воль­тера, Дидро, Монтескье, а интересы наемных рабочих XIX в. — в трудах К. Маркса.

И в наше время общество состоит из многих групп. Это могут быть классы, другие социальные группы, а также на­ции, политические партии, общественные движения. Их ин­тересы находят выражение в различных идеологиях. Поли­тическая идеология содержит взгляды данной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это систе­ма понятий и идей, в которых определенный субъект поли­тики отражает в своем сознании политическую жизнь, осо­знает собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идео­логии является трактовка государственной власти, отноше­ние к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обы­денного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную целостную сово­купность понятий, идей, оценок.

В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идео­логия предназначена для выражения и защиты интересов


определенных субъектов политики, хотя идеология может включать в себя и научные знания. Ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, ко­торая рассматривается под определенным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторо­ну действительности за полную ее картину. На процессе на­учного познания общества сказываются субъективные пози­ции исследователя, а выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука при­звана дать объективное знание, достигаемое всесторонним и по возможности беспристрастным изучением политического процесса. Что же касается идеологии, то пристрастное, заин­тересованное отношение к политическим явлениям, их оцен­ки с позиций тех или иных социальных групп являются, на­ряду со знаниями, существенной характеристикой ее содержания. Социальная группа, чьи интересы обслуживает определенная идеология, предрасположена к ее восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные измене­ния. Упрощенная интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных дока­зательств, а привлекательные проекты общественного уст­ройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения дей-1 ствительности, верные или искаженные».

Ф. Энгельс, немецкий философ и
> общественный деятель XIX в.

Современные исследователи отмечают нередко встречаю­щееся несовпадение социальной базы и общественной функ­ции идеологии. Носителями какой-то идеологии способны стать те социальные слои, чьи интересы в ней не представ­лены. Одна идеология способна обслуживать интересы раз­ных слоев. И напротив, интересы одной социальной группы могут быть отражены в разных идеологиях.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели свои действия сообразуют с принятой ими идеоло­гией. Определенная идеология (или идеологии) является су­щественной храктеристикой любой политической партии, которая, как правило, объединяет ее приверженцев и про­тивопоставляет свою идеологию идеологическим позициям других политических партий, ведет с ними дискуссии, а не­редко и борьбу в области идеологии.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего, она представлена в виде социально-политиче­ских теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политиче­ского курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия,


придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядочен­ность и согласованность. Идеология предстает в логически-стройном теоретическом виде. Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, полити­ческих организаций, а также выступления партийных и го­сударственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведе­ний, предназначены непосредственно для нужд политичес­кой деятельности, они раскрывают ее цели и способы их до­стижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдви­гаемых задач и провозглашенных лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-ра­циональными. Сила идеологии измеряется степенью ее осво­ения гражданами, мерой ее воплощения в политической де­ятельности.

Таким образом, политическая идеология — это и учение, и программа, и ее претворение в политической практике.








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.