Что представляло собой рабовладельческое право?

В неразрывной связи и взаимодействии с рабовладельческим государевом находилось право. Оно представляло собой совокупность обязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого праваявлялись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, укрепление рабовладельческого общественного государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей.

Социально-классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, закреплявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты (варны) и др.

Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения, какими были законы Хаммурапи — в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц — в Древнем Риме, так называемая «Книга законов» (Фацзин) — в Древнем Китае, законы Драконта — в Афинах и др.

В соответствии с законами Ману в Индии, например, существовало «семь разрядов рабов» — раб, «захваченный под знаменем, раб за держание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания». Однако все они являлись собственностью рабовладельцев и были в равной мере бесправными. В имущественном отношении бесправными в Древней Индии были также члены семьи собственника. «Жена, сын и раб,— говорится в законах Ману,— трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают».

О полном бесправии и зависимости рабов от рабовладельцев свидетельствуют также законы Хаммурапи, царя Вавилона, правившего страной в XVIII в. до н.э. «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин»,— указывается в них,— то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо». «Если человек,— говорится в законах Хаммурапи,— выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума (т. е. неполноправного свободного человека), или рабыню мушкенума, то его должно убить». Такая же кара, имевшая своей основной целью полное закрепление рабов как составной части собственности за рабовладельцами, ожидала всякого, кто присвоит себе чужого раба, кто «укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая», и в других случаях.

Наибольшее развитие рабовладельческое право вообще и отдельные его институты, такие, например, как институт частной собственности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения, обмена и др., получили в Древнем Риме. Основными формами или источниками римского права были обычаи,зародившиеся еще в недрах первобытнообщинного строя и ставшие общеобязательными в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях развития римского государства и права (вплоть до V в. до н.э.) обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.

На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы, которые представляли собой, согласно толкованию римских юристов, «то, что римский народ одобрил и постановил». Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом. Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участвовал в принятии законов.

Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистратов, т. е. публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались магистратами при вступлении в должность. Согласно институциям римского юриста II в. Гая эдикты представляли собой постановления и предписания тех лиц, которые имели право их издавать. Право же издавать эдикты предоставлялось магистратам римского народа. Самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам.

Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т. е. «мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право»; императорские конституции в виде декретов решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандатов — инструкций императора должностным лицам; эдиктов, издаваемых и широко обнародуемых наподобие эдиктов магистратов; решений императора, рескриптов — ответов императора на юридические вопросы частных должностных лиц — магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.

Римское право, достигшее своего наибольшего развития в период процветания рабовладельческой частной собственности, торговли и ростовщичества, оказало в последующем значительное влияние на процесс формирования и развития буржуазного гражданского права.

 








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 471;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.