Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.
Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.
Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи.
Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество.
Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего
поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.
Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества.
Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.
Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных.
При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости. Динамику' ценностных ориентации в таком случае можно представить такими типами:
- сохранение старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в обществе перемены;
- расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии;
- развитие - изменения в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.
Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - достаточно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.
Так, например, ослабление мотивации труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной молодежи. Однако особенность ее проявления в России состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диффузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого поколения могут обостряться, принимая подчас извращенные формы.
ЧО
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1026;