Характеристика метода деловой игры, психологические механизмы воздействия деловой игры на личность и коллектив

Деловая игра– это игровой метод активного социально-психоло- гического обучения, род операциональных игр, заключающий в сво- ей структуре форму воссоздания предметного и социального содер- жания профессиональной деятельности, моделирования систем отно- шений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельно- сти участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Дело- вая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обуче- ния (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, роле- вой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограни-

чивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

Понятие «модель», используемое в определении деловой игры, трак- туется в отечественной литературе как «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-ориги- нала». Модель – это всегда замещение реально существующего объек- та, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

В зависимости от воссоздаваемого в игре типа человеческой прак- тики и целей участников деловые игры классифицируют на производ- ственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагнос- тические (аттестационные).

Производственная деловая игра– форма моделирования пред-

метного и социального содержания профессиональной деятельнос- ти специалиста с целью овладения нормами социально-производ- ственной деятельности и поиска оптимального решения деловой си- туации; другими словами – это воспроизведение деятельности орга- низаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления.


 

Производственные деловые игры используются в приоритетном плане:

– для принятия решений в производственно-хозяйственных ситуа-

циях, особенно при необходимости учета многочисленных факторов,

не все из которых могут быть однозначно количественно определены;

– в научных исследованиях, когда определенные проблемы, гипо-

тезы и теоретические положения изучаются и анализируются методом

игрового моделирования;

– при отборе рациональных вариантов проектных решений и уточне-

нии подлежащих проработке организационных проблем (проектные игры);

– при обучении и отборе хозяйственных руководителей, особенно

при повышении их квалификации.

Учебная деловая играпозволяет задать в обучении предметный и

социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем

самым смоделировать более адекватные по сравнению с традицион-

ным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение новых знаний накладывается на канву будущей про-

фессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, кол- лективный характер; личность специалиста развивается в результате подчинения двум типам норм – компетентных предметных действий и социальных отношений коллектива. В таком контекстном обучении до- стижение дидактических и воспитательных целей слито в одном пото-

ке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуе-

мой в форме игровой деятельности.

Основные психолого-дидактические принципы создания и приме-

нения деловых игр в учебном процессе.

1. Учебная деловая игра служит дидактическим средством развития

творческого (теоретического и практического) профессионального мыш-

ления, выражающегося в способности к анализу производственных си-

туаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъек-

тивно новых для обучающихся профессиональных задач. Это достига-

ется конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процес-

се игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач.

2. Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, динамики деятельности и отношений людей.

3. Учебная деловая игра по целевой направленности оказывается дву- плановой, она способствует достижению двоякого рода целей – игро- вых и педагогических (учебных), при доминирующей роли последних.

4. Деловая игра конструируется и проводится как совместная дея-

тельность участников учебного процесса, в ходе которого ставятся про-

фессионально важные цели, достигаемые посредством подготовки и

принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений.


5. Основным способом включения партнеров в совместную деятель- ность и одновременно способом создания и разрешения игровых про- блемных ситуаций является двустороннее (диалог) и многостороннее (мультилог) общение, обеспечивающее возможность выработки инди- видуальных и групповых решений, достижения промежуточных и ко- нечных результатов игры.

Реализация этих принципов позволяет осознанно конструировать и применять деловые игры как средство обучения специалистов и фор- мирования их личностных и деловых качеств, в частности професси- ональной коммуникативной компетентности.

Конструирование деловой игры:

В основу конструирования деловой игры могут быть положены раз-

работанные А.А. Вербицким принципы:

– имитационного моделирования условий и динамики производства

и игрового моделирования содержания игровой деятельности;

– проблемности;

– совместной деятельности участников;

– диалогического общения;

– двуплановости.

Перечисленные принципы отражают подход к игровому процессу

обучения, его логике и внутренним связям и могут быть полезными и

продуктивными в том случае, если ими руководствоваться в единстве.

С точки зрения указанных принципов в деловой игре разрабатыва-

ются модели двух типов: имитационная и игровая.

Методическое обеспечение деловой игры (шестой элемент игровой

модели) представляет собой ее текстовое и графическое оформление.

Обязательными материалами в методическом обеспечении игры

являются:

1. Исходная информация об игре (по сути, ее проспект), позволяю-

щая обучаемым быстро составить представление о ее содержании и

направленности. В исходную информацию включаются классификаци-

онные признаки игры, ее основные параметры (предмет игры, сфера

имитируемой деятельности, способ генерирования событий, суть и ха-

рактер конфликтных ситуаций, этапы и продолжительность).

2. Методические рекомендации по подготовке и проведению игры,

как общие по всей игре, так и по отдельным этапам, операциям.

 








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 2629;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.