Интернационализация духовной жизни человечества
Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей появились условия. Для интернационализации духовной жизни человечества. Сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.
Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.
Массовая культурасодействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламысвоих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют формировать упрощенные образы врага, высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Популярность «звезд» кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, взгляды, в том числе и политические, образцом для подражания.
Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека.
Так, к числу характерных признаков продукции телевизионной массовой культуры относится четкое разделение «добра» и «зла», значительная доза насилия и секса, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнению Теодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний человек» подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в личной жизни), видеть зло, с которым он сталкивается, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается в силу воспитания и страха перед наказанием. Ассоциируя себя с героями популярных фильмов, зритель снимает накопившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву. Это способствует его законопослушному поведению в реальной жизни.
Ряд социологов полагают, что не следуют переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Существует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров приводили к обратному эффекту, повышая их популярность.
В то же время распространение массовой культуры рассматривается многими философами, социологами и культурологами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения и эмоций выражается через набор ограниченного количества одних и тех же реакций и символов. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится неспособным к творческому и нестандартному мышлению, критическому восприятию окружающей реальности. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации духовных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.
Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.
Работа с текстом
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 734;