Структурализм как направление современной философской мысли
В 1960-е гг. во Франции большое распространение получило такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Америки, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования человеческого сознания.
- От конца идеологии к реидеологизации
Концепция «конца идеологии»
В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концепция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами американцами Даниелом Белломи Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Арономи другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, технологиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, личности человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиару, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации.У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности либеральной демократии.
Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.
Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного человека порой не находит рационального объяснения. Иррационализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяснить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияри другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, реальный (материальный) мир и его восприятие нашим сознанием (через понятия, символы и образы) не тождественны.
Любые символы, включая написанные слова и тексты, несут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жизненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсальные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрицательный ответ.
Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями политических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспечивается научными аргументами. Они, как правило, непонятны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1090;