ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ НАВЫК 8 страница

— гидродинамическими особенностями фигуры пловца (око­ло 11%);

— устойчивостью ^организма к недостатку кислорода
■ (на 9—10%).

Как видно из представленных данных, значительная состав­ляющая — аэробная работоспособность. Показателями послед­ней являются, как известно, PWC170 (общая физическая рабо­тоспособность) и МПК (максимальное потребление кислорода). Эти параметры существенно взаимосвязаны с тотальными раз­мерами тела пловцов.

С целью анализа структуры физической работоспособности был проведен факторный анализ (Э.Г. Мартиросов, 1998). Обсле­дованы лучшие советские пловцы в возрасте 18—23 года: 21 мс и 5 змс. В результате факторизации выделилось три ортогональ-


                   
         


ных фактора, объясняющих 78,3 % обобщенной дисперсии. Для повышения уровня информационной надежности в каждом факторе были отброшены показатели с низкими весами и на суженном факторном пространстве проведен повторный фактор­ный анализ. Он подтвердил наличие трех хорошо интерпрети­рованных факторов. Первый фактор, объясняющий 38 % обоб­щенной дисперсии, идентифицирован авторами как фактор аэробной работоспособности. Второй, объясняющий 24,4 % обобщенной дисперсии, характеризует специальную работоспо­собность. В третьем факторе с вкладом в 15,9 % наибольшие факторные веса выпали на показатели, характеризующие си­ловые возможности пловцов.

На следующем этапе проведена оценка взаимосвязей выде­ленных факторов с показателями телосложения, структурно-метаболическими показателями рабочих мышц, биохимически­ми показателями крови. Эта процедура позволила отобрать из 123 показателей 40 признаков, значимо коррелирующих с вы­деленными факторами. Эти признаки были подвергнуты фак­торизации для определения их структуры. Проведенная серия факторных анализов результатов тестовых испытаний, модели­рующих соревновательную и тренировочную деятельность вы­сококвалифицированных пловцов в различных зонах энерго­обеспечения, позволила выявить структуру факторов их общей и специальной работоспособности. С вероятностью 76,4 % она может быть представлена шестью факторами:

1. Тотальными показателями телосложения.

2. Углеводно-катаболическим компонентом энергетическо­го метаболизма.

3. Анаэробно-гликолитическим компонентом работы боль­шой продолжительности.

4. Пропорциями тела.

5. Степенью мобилизации липидного звена в энергообеспе­чении.

6. Уровнем активности пластических процессов (табл. 7).




               
       


Для того чтобы оценить состояние общей и специальной ра­ботоспособности пловцов, необходимо, по мнению автора, под­вергнуть их обследованию и тестированию по следующей программе валидных показателей:

1. Определить абсолютную поверхность тела.

2. Определить лактат в крови после тестовой нагрузки.

3. Определить в покое или после нагрузки глицерофосфатде-гидрогеназу в медленных волокнах.

4. Определить отношение длина руки/длина тела.

5. Тестировать глицериды в крови после нагрузки.

6. Определить креатинин после нагрузки.

Таким образом, получится, что для анализа структуры фак­торов физической работоспособности пловцов будут использо­ваны показатели, характеризующие разный уровень построения организма: от организменного, органного до тканевого, молекулярного и клеточного. При этом можно отметить высо­кую значимость морфологических показателей в структуре фи­зической работоспособности элитных пловцов (48,7 %).

Факторный анализ данных пловцов первого года обучения позволил выявить 4 обобщающих фактора:

— работоспособность(46,16 %);

— гидродинамические особенности фигуры пловца (30,73 %);

— успешность реализации силовых качеств при плавании (13,73%);

— степень общего физического развития (6,39 %).
Факторная структура второго года занятий значительно от­
личалась:

— эффективностью гребковых движений (42,71 %);

— аэробной производительностю организма (34,93 %);

— гидродинамическими особенностями фигуры (10,82 %);

— устойчивостью организма к недостатку кислорода (8,87 %).
Факторная структура второго года обучения приближается

к показателям квалифицированных пловцов. Благодаря этому становится возможным прогноз перспективности юных пловцов. Таким образом, существуют объективные критерии оценки техники плавания, которые позволяют практическому работ­нику использовать их в своей педагогической деятельности.

Техника плавания способом кроль на груди

В спортивном плавании сегодня известны четыре стиля: брасс, баттерфляй, кроль на груди и кроль на спине. В програм­ме соревнований по плаванию представлены дистанции воль-


ного стиля. Спортсмен, участвующий в этих номерах програм­мы, может выбрать любой стиль. Главное условие — преодолеть дистанцию максимально быстро. Это можно сделать, плывя кро­лем. Ни один из стилей не может соперничать с ним в скорости.

В программе Олимпийских игр, чемпионатов мира и круп­нейших международных соревнований этому способу отводят­ся следующие дистанции: 100, 200, 400 м для мужчин и жен­щин; 800 м и эстафета 4 х 100 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафеты 4х100ми4х 200 м для мужчин, а также последние этапы в комплексном плавании и комбинированных эстафетах, эстафета 4 х 200 м у женщин. На этих дистанциях регистриру­ются мировые и европейские рекорды.

Кроль на груди — не только быстрый, но и экономичный спо­соб плавания. Он широко используется во время дальних про­плывов и на марафонских дистанциях.

Кролем на груди плавают современные пятиборцы и поли-атлонисты.

Способ имеет и прикладное значение: с его помощью можно преодолевать значительные расстояния, подплывать к утопаю­щему. Элементы техники кроля на груди можно использовать для транспортировки утопающего (потерпевшего), для переме­щения груза.

Современная техника кроля характеризуется горизонталь­ным положением тела, попеременными движениями ног, попе­ременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью.

Когда зародился кроль? Вероятно, точно на этот вопрос не ответит никто. На стене одной из египетских гробниц сохрани­лась фигурка плывущего человека, высеченная на камне. Ус­тановлено, что фигурка пловца — не что иное, как иероглиф, обозначающий уже тогда всем известное плавание. Рисунок появился свыше двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Можно сказать, что почти из глубины веков пришел к нам чуть ли не современный кроль.

В России с давних времен было известно плавание саженка­ми, в сущности, это — тот же кроль.

«Дедушкой» сегодняшнего кроля был стиль плавания под названием overarm stroke — усовершенствованный народный способ плавания на боку (т.е. «удар через руку», или «удар од­ной рукой сверху»), за которым сохранилось название «овер­арм». Отличительной особенностью этого стиля было то, что в положении на боку пловец «нижней» рукой делал гребки под водой, а «верхней» рукой выполнял пронос над поверхностью


 




воды для начала очередного гребка; ноги при этом смыкались из положения разведенных ножниц. Такой способ плавания был хорошо известен русским пловцам.

В 1873 г. англичанин Джон Артур Треджен впервые проде­монстрировал новый способ, получивший тогда название Double overarm stroke («треджен», «двойной попеременный удар ру­ками»). Лежа на груди, пловец выполнял попеременные греб­ки руками: когда одна рука делала гребок, другая проносилась по воздуху. На два таких гребка (один правой рукой, другой — левой) выполнялось одно ножницеподобное (как в плавании на боку) движение ногами.

В дальнейшем овер-арм и треджен как спортивные способы плавания международного признания не получили. Лишь в России и Советском Союзе овер-арм был выделен в самостоя­тельный способ, и с 1914 по 1952 г. разыгрывались чемпиона­ты страны и отдельно регистрировались рекорды. Мужчины плавали на дистанции 100 и 300 м, женщины —100 и 200 м. Однако стало очевидным преимущество проноса над водой, осо­бенно когда начали проводиться международные соревнования и регистрироваться мировые рекорды.

Первыми в мире пловцами, применившими кроль на груди, были венгр Золтан Халмаи и австралиец Ричард Кэвиль.

3. Халмаи, усовершенствовав движения рук и ног (быстрые и мощные попеременные гребки выпрямленными руками и слегка заметные попеременные движения ногами в вертикаль­ной плоскости, а не в горизонтальной, как в треджене), добился значительного повышения скорости плавания. На Олимпий­ских играх 1904 г. он выиграл две золотые медали на дистанци­ях 50 и 100 ярдов (1 ярд —"0,91м) вольным стилем с результа­тами соответственно 28,6 и 1. 02,8.

Р. Кэвиль еще больше, чем 3. Халмаи, изменил плоскость движений ног и усилил их активность. На каждый гребок ру­ками Кэвиль делал одно движение («удар») противоположной ногой. Он как бы полз по воде, с чем и связано название появив­шегося нового способа — кроль (от англ. crawl — ползти).

С тех пор способ плавания, предложенный 3. Халмаи, вошел в историю как «венгерский кроль», а способ плавания Р. Кэви-ля — как «австралийский кроль».

Считается, что первым спортсменом, проплывшим кролем, был австралиец Алекс Викхэм.

В1905 г. на международных соревнованиях по плаванию в Вене 3. Халмаи преодолел 100 м вольным стилем (кролем) за 1.05,8. Этот результат признан ФИНА как первый мировой рекорд.


«Австралийский» вариант кроля на груди быстро распрост­ранился среди пловцов Европы и Америки. Техника этого спо­соба совершенствовалась. Пловцы стали полностью опускать лицо в воду. Появилось более плоское и обтекаемое положение тела в воде. Изменился характер движений ног: они стали ра­ботать «от бедра», умеренно сгибаясь в коленных суставах; при этом уменьшилась амплитуда движений. Появилась возмож­ность выполнять большое количество ударов.

Основным вариантом техники стал шестиударный кроль.

Видным представителем шестиударной техники был леген­дарный американский пловец Дж. Вейсмюллер. Его даже на­зывали «профессором» этого стиля. В технике Вейсмюллера рациональнее стала согласованность движений: в момент, ког­да одна рука входила в воду, другая начинала вторую половину гребка — имел место длинный «наплыв»; глубокий вдох выпол­нялся в момент окончания гребка. Все это противоречило су­ществовавшей тогда теории о высокой эффективности «обгона». Согласно этой ошибочной теории рука должна была начинать гребок лишь тогда, когда другая рука после проноса оказалась бы на входе в воду. Д. Вейсмюллер стал победителем Олимпий­ских игр 1924 и 1928 гг. Он был первым кролистом, сумевшим проплыть стометровку вольным стилем быстрее 1 мин, а 400-метровую дистанцию — менее чем за 5 мин.

На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. появился вариант техники «скользящего» кроля. Родоначальниками этого вари­анта стали японцы. В нем положение тела пловца характеризо­валось большим углом атаки, ноги выполняли мощные непре­рывные движения в высоком темпе, находились на большой глубине. Акцентировалось сильное сгибание в коленных суста­вах. В цикле встречалось не только шесть ударов ногами, но и восемь, десять и даже двенадцать. Совершенно естественно, что движения руками были подчинены ударным движениям но­гами. Они совершали быстрые короткие гребки.

Техника «японского кроля» производила большое впечатле­ние, хотя содержала мало рациональных элементов. Увлечение этой техникой, стремление к ее совершенствованию несколько затормозило развитие кроля во многих странах.

В 50-е гг. ведущие пловцы Европы, Америки и Австралии вер­нулись к непрерывному (без «обгона») согласованию движений рук. Усилился гребок руками за счет ритмичных поворотов ту­ловища относительно продольной оси. Гребок стал выполнять­ся со сгибанием руки в локтевом суставе, с «высоким положе­нием локтя». Движения руками стали играть ведущую роль.


 




           
   
   
 


Координационно им стали подчиняться все остальные движе­ния. Появились стайерские варианты техники (двух-, четырех -ударные варианты; скрестные движения ногами; «проволаки-вание» ног и т.д.). Вместе с тем на Олимпийских играх 1956, 1960 и 1964 гг. доминировали шестиударные варианты кроля.

На Олимпийских играх 1968 г. в высокогорном Мехико победителями во всех личных номерах программы были исполь­зованы двух- и четырехударные варианты техники: для усло­вий высокогорья такой подход оказался действительно опти­мальным. В этой связи многие тренеры поспешили отнести шестиударные варианты техники к числу устаревших. Однако это оказалось преждевременным. Как показала практика выс­туплений сильнейших спортсменов в последующие годы, в за­висимости от целого ряда особенностей пловцы используют и двух-, и четырех-, и шестиударные координации.

Положение тела.Тело в воде занимает сравнительно высо­кое, вытянутое и хорошо обтекаемое горизонтальное положе­ние. Угол атаки — 3—5 градусов. Голова удерживается почти строго на продольной оси тела. Лицо опущено в воду, лицевой череп скрыт, взгляд направлен вперед-вниз.

Движения ногами.Движения ногами попеременные.

Направления движений: снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх — движение подготовительное; сверху вниз — рабочее.

Рассмотрим движения на примере одной ноги (движение дру­гой ногой аналогично).

Исходное положение. Нога закончила предыдущее ударное движение, выпрямлена, стопа находится в крайнем нижнем положении на глубине примерно 30—40 см. Носок оттянут. Между линией ноги и горизонтальной линией — острый угол приблизительно в 20 градусов. Из такого исходного положения начинается подготовительное движение ногой вверх.


Подготовительное движение. Первую часть движения нога проходит практически прямой. За счет этого таз устремляется


вниз (по сути, уже в этот момент начинается рабочее движение; разделение целостного слитного движения в известной степени условно и используется с целью анализа). Затем, в тот момент, когда прямая нога оказывается в горизонтальном положении, вниз устремляется бедро. Голень и стопа при этом продолжают движение вверх, к поверхности. В результате возникшего про­тиворечия нога сгибается в коленном суставе. Заканчивается подготовительное движение тогда, когда стопа окажется у самой поверхности воды (но не на поверхности!). Угол сгибания ноги в коленном суставе оказывается в этот момент значительным.

Рабочее движение. По сути, как уже было отмечено, оно на­чато. В дальнейшем, вслед за тазом и бедром, в рабочее движе­ние последовательно вовлекаются голень и стопа. За счет пере­дачи начатого движения с одного звена на другое происходит хлестообразный удар — энергичное движение голенью и стопой вниз с полным выпрямлением ноги в коленном суставе.

В целом ноги работают «в противофазе»: если одна нога вы­полняет подготовительное движение, другая в этот момент — рабочее. Размах ног небольшой. Движение «от таза» или «от бедра». Ритм и интенсивность подчинены движениям руками. Возможны скрестные движения. Внешним признаком правиль­ности выполняемого движения является бурлящий след, остав­ляемый пловцом на поверхности.

Распределение сил сопротивления воды на звеньях ноги во время удара вниз представлено в табл. 8.

Количество ударов в цикле движений руками определяется индивидуальными особенностями пловцов, длиной дистанции


                       
           

и многими другими причинами. На коротких дистанциях, как правило, используются шести-, восьмиударные координации; на стайерских дистанциях — двухударная координация.

Движения руками. Движения руками попеременные. Это обеспечивает экономичность техники и ее эффективность, так как попеременная работа позволяет большее время без переры­ва создавать тяговые усилия внутри цикла, «мягче» передавать движение с одного работающего звена на другое.

Руки — основной движитель в кроле. Распределение сил со­противления воды на звеньях руки во время гребка показано в табл. 9.

Пространственная траектория движения кисти в горизон­тальной, боковой и фронтальной плоскостях представлена на рис. 20.

Продолжительность цикла составляет 0,85—1,40 с (в зави­симости от варианта техники).

Движения носят фазный характер. Выделяют следующие

фазы: «захват», «подтягивание», «отталкивание», «выход руки из воды », « движение руки над водой », «вход руки в воду».

Вход руки в воду завершает под­готовку к началу гребка. В воду последовательно входят кисть, пред­плечье, плечо. Вход осуществляется развернутой кнаружи ладонью, со стороны большого пальца. Рука входит в воду напротив одноименно-


го плечевого сустава или чуть ближе к продольной оси тела. Крен тела в момент входа руки в воду составляет от 10 до 30°.

Фаза «захвата» начинается сразу после входа руки в воду. Она относительно кратковременна и выполняется энергично. Снача­ла рука идет вперед-вниз и несколько в сторону. Рабочая плос­кость кисти как бы «наскальзывает» на встречный поток воды, развернута ладонью вниз и немного кнаружи, локоть удержива­ется в высоком положении. Рука в данной фазе выпрямляется.

В начале фазы захвата положение линии плеч горизонталь­но. К концу фазы имеет место крен туловища (15—35°).

Выполнение фазы движений одной рукой приходится на за­вершение гребка другой. Происходит как бы передача движе­ния с одной руки на другую. Это весьма важно для сохранения внутрицикловой скорости. Необходимо также удерживать тело относительно его продольной оси.

Продолжительность фазы — 0,06—0,30 с (5—15 % от време­ни полного цикла).

Фаза «подтягивания» начинается с активного вращения руки в плечевом суставе. Пловец усиливает давление ладони на воду. Меняется направление выполняемого движения: оно те­перь выполняется назад-внутрь-вниз. Кисть начинает смещать­ся относительно воды назад. Пловец усиливает давление ладо­ни на воду.

К началу подтягивания рука согнута в локтевом суставе до угла 130—150°, к концу подтягивания величина этого угла со­ставляет 90—100°. В начале фазы кисть ориентирована к фрон­тальной плоскости под углом около 45°, а к окончанию фазы кисть — почти строго фронтально.

Начало фазы выполняется преимущественно за счет движе­ния предплечья, плечо остается как бы фиксированным. Затем, как только кисть и предплечье заняли оптимальное для гребка положение, начинаются энергичное разгибание и при­ведение плеча. По сути, этот момент совпадает с началом фазы отталкивания.

Продолжительность фазы подтягивания составляет 0,20—0,35 с.

Фаза «отталкивания». Наиболее энергичная и решающая часть гребка. Кисть с ускорением движется под животом и та­зом спереди назад и немного кнаружи, сохраняя предельно положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в лок­тевом суставе. Завершается гребок опорным скользящим движением кисти вверх-назад и немного кнаружи. В конце греб­ка (соответственно и фазы) рука практически полностью вы-


прямляется в локтевом суставе, кисть проходит около бедра и разворачивается мизинцем назад — вверх, на выход из воды.

Продолжительность фазы — 0,15—0,30с.

Фаза «выходруки из воды». Начало данной фазы и оконча­ние предыдущей совпадают с креном туловища на противопо­ложную сторону, за счет чего часть плечевого пояса руки ока­зывается над водой. Затем над поверхностью последовательно появляются локоть, предплечье и кисть. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра.

Продолжительность этой фазы — 0,05—0,07 с (5—8 % от вре­мени цикла).

«Движение руки над водой» выполняется в едином ритме с противоположной рукой, находящейся в гребке, то есть «в про-тивофазе».

Начинается эта часть движения с активного движения пле­ча, его вращения в плечевом суставе; предплечье и кисть в пер­вой половине фазы (или подготовительного периода) несколь­ко отстают. Такое активное вращение обеспечивается высоким положением локтя, способствует активному растяжению мышц плеча, плечевого пояса — тех мышц, которые выполняю» гре­бок, особенно в его начальной фазе. За счет растяжения мышц им придается дополнительный импульс силы. Кроме того, та­кое выраженное движение в плечевом суставе в начале фазы позволяет выполнить подготовительное движение рукой над поверхностью воды практически вдоль тела, параллельно его продольной оси. Во второй половине этой фазы кисть и пред­плечье «обгоняют» плечо, пронос выполняется быстрым махо­вым движением. Кисть движется у самой поверхности воды в течение всего подготовительного периода. Преимущественное движение руки вдоль туловища, а не через сторону предупреж­дает отклонения тела пловца вправо и влево от заданного на­правления движения, способствует его более эффективному продвижению вперед.

Продолжительность этой фазы (подготовительного периода) — 0,30—0,45 с (25 % от времени полного цикла).

Дыхание тесно связано с движениями руками.

Наиболее благоприятный момент для вдоха наступает тог­да, когда рука заканчивает фазу отталкивания, наиболее актив­ную, завершающую часть гребка. В то время как одна рука заканчивает гребок, другая, двигаясь «в противофазе», оказы­вается на входе в воду. Все это способствует крену туловища и наиболее высокому в цикле положению головы относительно поверхности воды. В этот момент цикла голова вместе с плече-


вым поясом поворачивается в сторону. Рот оказывается над по­верхностью воды — в небольшой воронке за передней волной. Следует быстрый, энергичный вдох через рот. После вдоха, с началом подготовительного движения рукой по воздуху, го­лова вместе с плечевым поясом поворачивается лицом вниз. Вы­дох после кратковременной задержки дыхания на протяжении всей остальной части движения выполняется в воду: сначала плавно, через рот, потом (в конце рабочего движения рукой), усиливаясь, через нос и рот. Завершается дыхательный цикл в момент появления рта над поверхностью воды.

Общая согласованность движений.Двухударный кроль. В двухударном кроле на два поочередных гребка руками при­ходится два последовательных удара ногами.

Если взять за начало цикла момент окончания удара ногой (а это было бы наиболее правильно), то согласованность окажет­ся следующей. Левая нога заканчивает удар, при этом правая рука закончила захват, начала подтягивание и находится под углом 36° к поверхности воды. Другая рука, левая, находится в середине подготовительного движения — проноса. В дальней­шем следует аналогичное движение: правая нога заканчивает удар в тот момент, когда левая рука находится в гребке под уг­лом около 30°. Некоторая асимметрия связана с преимуществен­ным дыханием пловцов в одну сторону.

Вдох выполняется в момент окончания гребкового движения

рукой.

В двухударном кроле отмечается выраженный акцент на дви­жении руками, гребки выполняются сильно и энергично, темп движений — высокий.

Четырехударный кроль. В четырехударном кроле на два по­очередных гребка руками приходится четыре последовательных удара ногами.

В момент окончания удара левой ногой (первый удар; при­мем условно) правая рука находится в начале гребка, под углом 20° к поверхности воды, левая рука при этом движется в фазе

отталкивания.

Второй удар (правой ногой) заканчивается в тот момент, ког­да правая рука находится под углом 90—95° к поверхности воды, в середине гребка, а левая рука — в начале проноса, над водой.

Третий удар, левой ногой, завершается в момент, когда ле­вая рука производит захват, находится под углом 20° к поверх­ности, правая рука при этом завершает фазу отталкивания.

Четвертый удар, правой ногой, завершается в тот момент, когда левая рука движется в гребке под углом 90—95° к поверх-


 




ности воды, правая рука — в середине подготовительного дви­жения над водой проноса.

Техника плавания четырехударным кролем мало чем отлича­ется от техники двухударного кроля. Вместе с тем положение тела в воде более устойчиво. Часто даже считают: два основных удара — те же, что и в двухударном кроле, а два дополнитель­ных, как правило, выполняются скрестным движением.

Шестиударный кроль. В шестиударном кроле на полный цикл движений руками приходится шесть ударов ногами. В этом варианте техники пловцы используют длинные силовые гребки с относительно медленным захватом. Движения ногами выполняются с небольшой амплитудой и быстрой сменой на­правления. Ритм движений ногами полностью подчинен дви­жениям руками.

В цикле можно выделить акцентированные удары (не все удары равноценны), они выполняются в момент завершения гребка одноименной рукой.








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.