Нижний и средний рифей. Восстановление единства Пангеи (1,7—1,0 млрд лет)
В среднем рифее завершается рифтогенез, и возрождается суперконтинент Пангея. Поступление воды из мантии начинает превышать ее расход на серпентинизацию мантийных оливинов и возобновляется увеличение Мирового океана, которое продолжается в настоящее время. По мере затухания вулканизма снижается расход кислорода на окисление газов и горных пород. Его концентрация в атмосфере постепенно достигает точки Пастера (около 1.2 млрд лет тому назад). Возникают условия для аэробных форм жизни. Существование окислительной обстановки подтверждают первые сульфатные осадки – гипсы CaSO4·2H2O и ангидриты CaSO4 в породах возрастом около 1 млрд лет (рис. 20). Происходящее при окислении серы уменьшение изотопного отношения S32/S34 (в метеоритах – 22.22, в сульфатах современной морской воды – 21.76) впервые обнаруживается в среднем протерозое.
Таким образом, в раннем протерозое активизация рифтогенеза приводит к глубоким преобразованиям. Накапливается кислород и азот в атмосфере. Повышение кислотности способствует вымыванию карбонатов из горных пород, и воды Мирового океана начинают приобретать хлоридно-карбонатно-сульфатный состав. В биосфере создаются благоприятные условия для аэробной жизни. Этот этап в геохимическом развитии и эволюции осадочной оболочки представляет транзитную стадию перехода от восстановительной атмосферы к окислительной.
Поздний протерозой. Раскол суперматерика Пангея (1,00 – 0,57 млрд лет)
Вновь активизируется рифтогенез. На севере образуются Северо-Американская, Восточно-Европейская и Сибирская платформы. В южном полушарии остается одна суперплатформа Гондвана. Между платформами развиваются подвижные пояса – Атлантический, Средиземноморский, Палеоазиатский, Тихоокеанский. Таким образом, завершается формирование древних платформ, океанов и складчатых областей. Образуются горные породы, по химическому составу близкие к гранитам.
В биосфере продолжается накопление свободного кислорода, которое отмечается по ряду признаков. Прежде всего, усиливается роль Сорг в формировании пород. Следовательно, возрастает количество кислорода, поступившего в атмосферу при фотосинтезе. Это подтверждают так же рост отношений масс сульфатной серы к пиритной, окисного железа к закисному и увеличение доли доломитов в осадочных породах.
Воды океанической гидросферы приобретают хлоридно–карбонатно–сульфатный состав. В осадкообразовании возрастает значение химических и биологических процессов. Заметно снижается участие эффузивно–туфогенных пород и увеличивается органогенных. Этот этап развития осадочной оболочки и биосферы можно назвать завершающей стадией перехода атмосферы от восстановительной к азотно-кислородной.
К концу протерозоя завершается окисление двухвалентной гидроокиси железа, поступавшей из рифтовых зон, и кислород начинает быстрее накапливаться. Таким образом, геохимическая эволюция атмосферы и гидросферы, которая произошла в протерозое, подготовила условия для современного этапа развития – фанерозоя [23].
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 885;