Проблема бессознательного и сознательного в жизнедеятельности человека.
С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в человеке. Начиная с Нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного. Такие мыслители, как Лейбниц, Кант, Ницше, начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком, с разных сторон. Однако определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З.Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Драматизм человеческого существования, по Фрейду, «усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни».
Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психолога и культуролога К.Г.Юнга. В частности Юнг выделил помимо «личностного бессознательного» как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – «коллективное сознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений.
Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа – последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. А.Адлер подверг критике учение Фрейда за его биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру, человек – не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами. Т.о., Адлер в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознательным в рассмотрении человека. Наиболее видным представителем неофрейдизма является немецко-американский психолог и социолог Э.Фомм. Одним из наиболее важных факторов развития человека, полагает он, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы, человек является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно он и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Человек, по Фомму, биологически неприспособленный индивид, следствием чего и является его социальное развитие. Но до конца развить свои социальные способности он тоже не может, ибо смертен. Поэтому человек – существо «незавершенное и неполное».
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 807;